В запасе остался один год

После реконструкции на посту «Кайрак» появятся по 5 пропускных полос в обе стороны / Фото из архива «НГ»

Ольга ГОРАЙ

ПСД на реконструкцию пограничного поста «Кайрак» действительна до августа 2015 года

Еще в 2011 году государственные мужи начали задумываться о том, что необходимо реконструировать и обустраивать пограничные посты по всей республике, чтобы они отвечали современным требованиям. В 2012 году акиматам областей было дано поручение заняться обустройством постов. Акимату Костанайской области поручили разработать ПСД на реконструкцию поста «Кайрак».

- Трасса Алматы - Екатеринбург, на которой стоит пограничный пост «Кайрак», - республиканского значения, - рассказал «НГ» заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Дауренбек ЖАНСЕИТОВ. - Поэтому финансирование реконструкции поста должно осуществляться из республиканского бюджета. В срочном порядке на ПСД в 2012 году из республиканского бюджета выделили 9 млн тенге. ПСД разработали и в августе 2012 года получили заключение государственной экспертизы.

Уже прошло 2 года, но на саму реконструкцию средства из республики не поступают. Согласно ПСД, на это требуется 412 млн 700 тыс. тенге. Областных чиновников этот вопрос уже начал беспокоить, потому что ПСД действительна 3 года, после чего необходимо будет делать пересчет и вносить корректировки. А это дополнительные затраты. К тому же с каждым годом грузопоток увеличивается, и на посту часто возникают заторы.

- В августе мы написали письмо министру по развитию и инвестициям Асету Исекешеву с просьбой выделить необходимые средства на реконструкцию поста до августа 2015 года, чтобы потом не пришлось вносить изменения в ПСД, - говорит Жансеитов. - Ответ пока не получили.

Как отметил Жансеитов, на «Кайраке» вопрос реконструкции уже стоит остро. Через него идет самый большой транзитный поток в Россию. И пропускная способность поста не справляется с нагрузкой. Она составляет всего 1 500 автомобилей в сутки. Ведь на посту работает по одной полосе в каждую сторону. В то время как на российском посту «Бугристое» оборудовано по 5 полос в каждую сторону.

- Главная цель реконструкции - увеличение полос, - пояснил Жансеитов. - Согласно ПСД, на посту будет предусмотрено по 5 полос в каждую сторону. Будут оборудованы контрольные пункты, шлагбаумы. Появятся зал ожидания, туалеты. Реконструкция позволит увеличить транспортный поток и разгрузить пост от скопления транспорта и очередей.

Всего же в Костанайской области 3 пограничных поста расположены на трассах республиканского значения, 4 поста - на дорогах областного значения. К последним относятся посты: «Желкуар» (Житикаринский район), «Аят» (Тарановский район), «Убаган» (Мендыкаринский район) и «Акбалшик» (Узункольский район). Их обустраивать и реконструировать должны за счет областного бюджета. Но, как отметил Жансеитов, посты пока справляются с нагрузкой.

- На постах, которые стоят на дорогах областного значения, нет такого грузопотока, как на «Кайраке», - добавил Жансеитов. - И заторов на них не возникает. Но как только возникнет вопрос о том, что какой-то пост не справляется с нагрузкой, то на областном уровне будет рассмотрен вопрос о реконструкции.