Насколько эффективно видеонаблюдение на перекрестках Костаная?
Евгений ШИБАРШИН
Об использовании современных технических средств для поддержания правопорядка в Костанае «НГ» уже писала («Под зорким оком видеокамеры», 15.05.2014). В этой статье шла речь об эффективности видеонаблюдения, которое правоохранительные органы областного центра ведут во дворах многоэтажных домов.
Однако аналогичные камеры установлены и на многих перекрестках городских улиц. Есть ли от них какой-то толк?
Обошли на повороте
Вопрос не праздный. Не раз приходилось слышать от своих знакомых, имеющих автомобили, как их привлекали к ответственности за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) именно после фиксации этого факта видеокамерами. Тем не менее достаточно хотя бы один раз проехать по улицам Костаная, чтобы убедиться: несмотря на видеонаблюдение, нарушения продолжаются. Зачастую их совершают водители такси, которые обычно знают, где стоят камеры наблюдения. Выходит, что их за подобные действия еще не наказывали? Почему? Видеотехника неисправна, или полицейские плохо выполняют свои должностные обязанности? Или такие факты носят единичный характер, поэтому на них можно не обращать особое внимание?
18 августа мы провели свое наблюдение на трех перекрестках Костаная, где установлены камеры.
У светофора на перекрестке Баймагамбетова - Аль-Фараби «Лада» остановилась на пешеходном переходе
Начали с центра города, у драмтеатра, где пересекаются улицы Баймагамбетова и Аль-Фараби. Время 11.57. Период пиковым назвать нельзя, поэтому «пробок» не было, а значит, и обстоятельств, которые толкали бы спешащих водителей на совершение нарушений, тоже не было.
Не успели мы выбрать точку, удобную для фотосъемки, как услышали визг колес. С Баймагамбетова влево на Аль-Фараби, в сторону вокзала, рванул «мерседес» неопределенного цвета и, несмотря на ограничение скорости в 50 км/час, унесся явно на большей скорости.
Спешил. А ведь, прежде чем поворачивать, должен был пропустить встречный транспорт, который в это время ожидал своего часа на ул. Баймагамбетова у светофора с красным цветом. Во всяком случае, так записано в Правилах дорожного движения РК. В разделе «Проезд перекрестков» пункт 13.5 гласит: «При повороте налево или развороте по разрешающему сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо».
Водитель иномарки в проявлении такой лихости оказался не одинок. Через несколько минут на его место у светофора по ул. Баймагамбетова въехали зеленые «жигули». Времени пройти на зеленый не хватило, поэтому автомобиль, зайдя за установленный там знак «Стоп», остановился прямо на пешеходном переходе. Как только загорелся зеленый, он повернул налево, не пропустив встречные машины. За знаком «Стоп» остановилась и белая «Лада», после чего пешеходы вынуждены были обходить автомобиль.
Дальше - больше. Теперь уже с пр. Аль-Фараби (со стороны вокзала) Toyota Picnic со второй полосы повернула направо - на ул. Баймагамбетова. Хотя п. 8.6 раздела «Маневрирование» ПДД обязывает «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части и на полосе, предназначенной для движения в данном направлении». Аналогичный маневр совершили впоследствии серебристый внедорожник Кia, белая «Лада», «фольксваген» и другие. И все это за каких-то 14 минут нашего наблюдения. Всего мы пробыли на этом перекрестке 23 минуты и зафиксировали 13 нарушений.
На перекрестке Мауленова - Дощанова две легковушки повернули налево с первого ряда попутного движения, нарушив п. 8.6 ПДД
Нечто подобное увидели и на перекрестке улиц Мауленова - Дощанова (в народе этот район называют «кривой магазин»). Хотя там ситуация оказалась иная. На подъезде к перекрестку на Мауленова для поворота налево (на Дощанова) вытянулась вереница автомобилей длиной около 200 метров. Были там и легковушки, и автобусы, и грузовые, и спецтехника. В то время как первая полоса, с которой машины поворачивали направо, оказалась свободной. Этим-то и воспользовались самые предприимчивые из водительской братии.
Вначале в относительно свободное пространство перед автомобилем, стоящим у светофора, с первой полосы воткнулся жигуленок. Загорелся зеленый, и машина быстро ушла влево. Пока проезд в этом направлении был открыт, «пробка» немного рассосалась, но при следующем загорании красного опять нашлись хитрецы, решившие «обойти на повороте» своих коллег. Теперь уже две машины - «Лада» и «мерседес» - притерлись перед КамАЗом, который дисциплинированно остановился у знака «Стоп». Аналогичные ситуации возникали и в другой точке перекрестка - на правом повороте с Дощанова на Мауленова. Там на первой полосе тоже было большое скопление транспорта, поэтому особо нетерпеливые водители, игнорируя ПДД, со второго ряда делали правый поворот. В течение 10 минут мы зафиксировали 11 нарушений.
Третьим местом для наблюдения выбрали перекресток улиц Карбышева и Воинов-Интернационалистов. Это было уже 12 часов дня. Движение оказалось насыщенным, но дисциплина получше. Главная особенность - при движении по Карбышева в сторону автовокзала при двухполосной дороге автомобили предпочитали ехать в три ряда. Причем разметка четко видна, но на первой полосе образовалось два ряда машин.
Схема работы операторов ЦОУ по привлечению нарушителей ПДД к ответственности:
Техника есть, а людей не хватает
Теперь осталось выяснить: были ли эти же факты официально зафиксированы полицией и какие по ним приняты меры? И тут-то нас ждали некоторые сюрпризы.
Начальник Центра оперативного управления УВД Костаная Асылбек БЕКЕНОВ сообщил «НГ», что данная техника предназначена не только для наблюдения за состоянием дорожной дисциплины, но и за общественным правопорядком в обозреваемой камерами зоне. Видеокамеры помогли в 2014 году раскрыть 80 преступлений. По его информации, в областном центре сейчас задействовано 156 видеокамер. 60 из них установлены во дворах многоэтажек. Остальные - в общественных местах и на дорогах, из которых порядка 80 стоят на перекрестках. Но дело в том, что если по 60 дворовым видеокамерам наблюдение ведут в 7 опорных пунктах полиции, то с остальными 96 работают всего 4 оператора ЦОУ.
- На каждого оператора приходится по 20 камер, поэтому они физически не могут зафиксировать все правонарушения, - сказал Бекенов.
Есть тут и еще одна причина, сдерживающая использование техники на полную катушку. Если автоматические скоростомеры сами фиксируют факт нарушения и выдают всю необходимую информацию для привлечения нарушителя к административной ответственности, то с видеокамерами работает другая схема. Оператор после обнаружения нарушения ПДД должен отследить дальнейший маршрут нарушителя и сообщить все данные дорожному патрулю, который находится в этом месте. Тот останавливает нарушителя и оформляет протокол о наказании. Но патруля рядом может не оказаться, да и нарушитель может «выпасть» из зоны видеонаблюдения.
- Если оператор зафиксировал номер автомобиля, то по базе данных можно узнать домашний адрес нарушителя, и патруль потом его там находит, - пояснил Бекенов. - Но этот человек может жить в другом регионе Казахстана или, например, в России.
Насколько нам известно, «картинки» со всех видеокамер записываются и хранятся 30 дней. Неужели по ним нельзя определить нарушителей? Оказывается, тут техника имеет ограниченные возможности. В этом мы убедились во время просмотра записей, которые были сделаны на перекрестках в то время, когда мы вели там свои наблюдения.
Вначале нам показали запись перекрестка у драмтеатра. Оказалось, оператор в это время с ней не работал, поэтому ожидать, что он зафиксировал нарушения, не приходится. Более того, камера в этот момент была так поставлена, что «не видела» той точки, где происходили нарушения. Мы увидели визжащий колесами «мерседес», но не было видно, что он не пропустил встречный транспорт. Однако через некоторое время оказалось, что камера немного развернулась и все повороты со второй полосы направо были четко видны. Асылбек Бекенов согласился, что это были нарушения ПДД, но относительно привлечения к ответственности нарушителей задал простой вопрос: «А где мы их найдем?»
Да, автомобиль виден, нарушение - налицо, однако номер машины определить невозможно. Он увеличивал изображение, однако «картинка» лишь распадалась, не давая возможность по номеру автомобиля определить его хозяина.
Другое дело, когда оператор работает с камерой в режиме реального времени. Номер он может рассмотреть, регулируя оптику камеры. Архив такого просмотра позволяет провести все процессуальные действия.
- Если мы попытаемся привлечь человека к ответственности с тем качеством записи, которое сделано во время вашего наблюдения, он оспорит это в суде и выиграет, - пояснил Бекенов.
Та же самая история и со всеми остальными нашими наблюдениями. Что касается реальных возможностей этой техники, то он продемонстрировал ее на перекрестке у «кривого магазина». Там были видны и номера машин, и можно рассмотреть, пользуются ли водители ремнями безопасности, и, конечно, увидеть, говорит ли водитель во время движения по мобильному телефону.
- С начала 2014 года видеокамерами выявлено 6 740 нарушений Правил дорожного движения, - привел статистику начальник ЦОУ УВД Костаная. - Это на 700 больше, чем за тот же период прошлого года.
Асылбек Бекенов данный рост объясняет введением в Казахстане института универсальных полицейских. В 2014 году на перекрестах Костаная установят еще 16 видеокамер, что, по его оценке, должно больше дисциплинировать водителей. К тому же запланировано поставить 3 камеры из числа «интеллектуальных». Они будут фиксировать нарушения скоростного режима, подложные номера, выезд на красный свет светофора и на встречную полосу движения. После чего соответствующий документ будет автоматически выставляться нарушителям. Предполагается и увеличение штатов операторов, а также количества патрульных автомашин.
Парадокс. Техническое оснащение полиции увеличивается, но исполнить ее назначение опять невозможно без увеличения штата полицейских. Может, надо менять и стиль работы с современной техникой?
Конечно, рядом с каждой видеокамерой не поставишь полицейского, чтобы он по сигналу оператора ЦОУ тут же привлек нарушителя к ответственности. Тем не менее у правоохранительных органов уже накопился большой опыт проведения целенаправленных операций, носящих профилактический характер, который с использованием современной техники можно было бы использовать для повышения дорожной дисциплины. Наблюдения «НГ» выявили типичные нарушения ПДД, получившие наибольшее распространение в последнее время. Почему бы не провести широкомасштабную акцию по привлечению к ответственности всех, кто их допускает? Если дисциплинированных водителей наконец-то перестанут «обходить» на перекрестке слева или справа, они полицейским скажут только спасибо.
Вопреки разметке у перекрестка Карбышева - Воинов-Интернационалистов автомобили выстраиваются в 3 ряда
Дают ли камеры видеонаблюдения на перекрестках нужный эффект?
Александр МИХЕЕВ, директор школы водителей «Аvто»:
- Эффект есть, но небольшой. Камеры автоматически не фиксируют нарушения, как это делают скоростомеры. Для этого камерой обязательно должен управлять оператор. Отсюда многие нарушения Правил дорожного движения остаются незамеченными. Сейчас есть другие устройства, которые эту проблему решают. Насколько мне известно, в Костанае таких видеосистем пока нет. Если их установить, тогда толку будет больше. Ведь там, где стоят скоростомеры, сейчас все сбавляют скорость.
Руслан ЛАЗУТА, руководитель инициативной группы по ОО «Общество содействия автомобилистам» (Караганда):
- Видеокамеры на перекрестках сейчас есть во всех городах, но везде одна и та же проблема. Это устаревшая техника, которая не позволяет определить нарушителя. В Европе развитие этих устройств уже ушло далеко вперед, мы же закупаем устаревшие образцы. Хотя на эти цели из бюджета сейчас выделяют огромные деньги. Наверное, кому-то выгодно их тратить именно так, без пользы для дела. Мне показали, какие извещения присылают по нарушениям в Грузии. На них есть вся необходимая информации, и все это делается автоматически. Нам нужен общественный контроль за исполнением заказов при закупке такого рода техники. Тогда деньги не будут выбрасываться на ветер.
Виктор МУЩИНСКИЙ, директор транспортной компании:
- Эффект есть. Наши водители говорят, что после установки видеокамер на перекрестках, дисциплина на дорогах Костаная улучшилась. Особенно это заметно, когда дорожный патруль работает по информации с видеокамер. Без видеотехники полицейские видят только те нарушения, которые совершаются на их глазах. Но в таких случаях водители Правила не нарушают. Камеры помогают обнаружить нарушения, которые произошли вне поля зрения патруля. Беда в том, что полицейский патруль не может постоянно работать на одном месте.
Геннадий САВЕЛЬЕВ, старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ:
- Когда подъезжаешь к перекрестку, который находится под видеонаблюдением полиции, внутренне дисциплинируешься. Это положительный эффект. В Костанае сейчас многие места оборудованы такой аппаратурой, и почему бы не сообщать табличкой, что данный перекресток находится под видеонаблюдением. Как это делается в местах установки скоростомеров. На мой взгляд, если какие нарушения Правил там сейчас случаются, то водители либо не знают о видеокамерах, либо это обычные хамы, которые считают, что у них есть какие-то привилегии, позволяющие ездить не по Правилам. Возможно, они привыкли все свои проблемы «разводить звонком другу».
Материалы номера