Короли без бензоколонок?
Ольга ЛИХОГРАЙ
Регулирование розничной торговли бензином приводит к его дефициту и разорению АЗС
Об этом 19 июня заявили представители общественного объединения «Казахстанская топливная ассоциация 1», которые впервые организовали круглый стол для костанайских владельцев АЗС. Участники обсудили ряд проблем розничного рынка ГСМ. Костанайские предприниматели выделили две наиболее острые, которые мешают им быть полноценными игроками рынка.
Честно играть не позволяет государственное регулирование рынка ГСМ. Как заявил председатель «Казахстанской топливной ассоциации 1» Болат АУЕТАЕВ, чтобы в Казахстане бензин не стал дефицитом, государство должно регулировать цены оптовиков, а не только розницы, снять запрет на импорт ГСМ из РФ и установить маржу для розницы в 30%.
- С 2009 года маржа от продажи бензина для владельцев АЗС составляет 17%, - сообщил Ауетаев. - С такими расценками можно работать только себе в убыток.
Прибыль при упомянутых 30% составит 5%. Остальное распределяется так: 7% - транспортные расходы, 3% - хранение на нефтебазе, 10% - операционные расходы на АЗС, 5% - маржа для нефтепереработчиков и 5% остается АЗС.
При этом, по словам председателя ассоциации, маржа в 35% заложена в формуле определения предельно розничной цены на бензин, официально выведенной в министерстве нефти и газа.
- Но эта формула давно не действует, - заметил Ауетаев. - Мы добиваемся, чтобы по ней начали работать, но государство не спешит как и с регулированием оптовых цен.
Директора двух крупных сетей костанайских АЗС - «Гелиос» и «Костанай Нефтепродукт» - подтвердили, что с существующей маржой, как и с установленной государством ценой на бензин, работать невозможно. Стоимость розничной продажи самой ходовой марки бензина АИ 92 четко регламентируется - 115 тенге за литр. А цены оптовиков, у которых приобретают бензин наши частники, остаются рыночными.
- Доходит до смешного: опт дороже розницы, - говорит директор сети костанайских АЗС «Гелиос» Александр КОНСТАНТИНОВ. - Если государство устанавливает нам предельную цену, то и оптовиков должно регулировать - как часть общей цепочки. В противном случае действия государства приведут к разорению мелких АЗС.
- Все озвученные проблемы - общеказахстанские, - сообщил «НГ» директор ТОО «Костанай Нефтеропдукт» Сергей РУДЕНКО. - Для нас плохо, когда российская граница закрыта.
Представители топливной ассоциации добились того, что в ближайшее время в мажилисе рабочая группа рассмотрит законопроект по введению госрегулирования цен оптовых поставщиков нефтепродуктов. Добивается ассоциация и отмены приказа об ограничении импорта ГСМ из России. Согласно ему, поставками нефтепродуктов из РФ до конца 2014 года занимается только национальная компания «КазМунайГаз Онимдери».
- Назначение одного оператора - незаконно, а ограничение импорта бензина из РФ - это нарушение закона о конкуренции, - отмечает Ауетаев. - Почему бензин из России не могут завозить все операторы по квотам и почему объемы бензина, которые идут во все области с трех казахстанских НПЗ, распределяются непрозрачно?
Ежемесячно на совещании в министерстве нефти и газа для каждого региона РК утверждаются определенные объемы топлива. Критерии этого распределения и сами объемы - тайна за семью печатями. Снять их в ассоциации предлагают путем создания независимой комиссии при областных акиматах.
- Назначать единого оператора по ввозу бензина из РФ - неправильно, - согласен Константинов, - у каждой компании должна быть такая возможность. А регулирование государством только розничных цен на бензин при свободных оптовых - вообще абсурд. Это создает искусственный дефицит, приводит к тому, что бензин нелегально уходит в Россию, где в розницу он дороже. А еще - к недополучению областью налогов.
С каждого литра бензина платится акциз. Пока бензин уходит не по рыночным ценам, налог ниже. В конечном итоге такая политика государства ударит по потребителям: цена на дефицитный бензин может в одночасье взлететь.
Пока часть бензина нелегально вывозится в Россию, где АИ 92 стоит 130 тенге за литр, что на 15 тенге дороже, чем у нас, возможность заработать имеют далеко не законные продавцы. Неплохо «наваривается» на оптовых поставках и, по сути, монополизировавшая с легкой руки государства рынок ГСМ национальная компания «КазМунайГаз Онимдери». А мелких частников давят со всех сторон.
- Еще 5-6 лет назад люди покупали заправки за $250-350 тыс., могли быстро «отбить» ее стоимость и заработать, - утверждает Константинов, - сейчас заправки никому не нужны и за $50 тыс. Так что пора распрощаться со стереотипом, что мы - бензиновые короли, нефтяные магнаты. Государство может регулировать рынок только с помощью налогов, все остальное - во вред бизнесу и потребителям.
Материалы номера