Авиатор выходного дня
Николай СОЛОВЬЕВ
Еще один вид сверхлегкой авиации появился в Костанае
Вечером в воскресенье костанаец Сергей Пушкарев грузит в машину свой параплан, аккуратно, чтобы не повредить, кладет в багажник мотор, закрепленный на жесткой раме с деревянным пропеллером в решетчатом кожухе, берет с собой сына Артема и жену Ксению и едет за город, чтобы отдаться страсти всей своей жизни - полету.
А пока папа готовит своего «Пегаса», заправляет бензином и распутывает стропы парашюта, восьмимесячный Артем на руках у мамы, забыв об игрушках внимательно следит за действиями родителя. А Ксения тем временем дает свои, сугубо женские инструкции: высоко не забирайся, далеко не лети, чтобы мы тебя все время видели, долго в воздухе не будь, вдруг бензин кончится.
«Я же сказал - полтора часа буду в небе», - привычно отвечает Сергей. Он всю неделю ждал этого вечера, да и погода хорошая - самое то.
На чем летим?
Именно в небе я впервые его и увидел, точнее, услышал шум мотора, а следом из-за крон деревьев под двенадцатиметровым куполом параплана «выплыл» человек, за плечами которого был закреплен мотор с винтом, двигатель равномерно гудел, толкая вперед авиатора. А тот, натягивая стропы руля, плавно свернул в сторону реки и, поддав газа, начал набирать высоту.
Сделав круг над заливом Тобола, пролетев в нескольких метрах над волнами, он вернулся на высоту и вновь отправился в сторону площадки для взлета, где на пятиметровом шесте висел «колдун» - специальный полосатый флаг, сшитый в форме конуса. По нему можно определить силу и направление ветра в месте посадки.
Постепенно снизившись, пилот сбавил газ и спланировал на землю, легко пробежав по инерции несколько метров. Парашют лег на песчаную, редко поросшую травой, площадку. Замолчал мотор, а счастливый пилот отстегнулся от жесткой рамы парамоторной установки, встал на ноги и подхватил сына.
Это ни на что не похожее устройство для полета официально именуется парамоторной установкой «Пегас» М-2. Один из вариантов так называемой сверхлегкой авиации.
Летать Сергей - директор небольшого частного предприятия, инженер по образованию - учился в Челябинске, в Москве, в Алматы. Хобби Сергея редкое у нас, захватывает все больше людей в мире. Даже понятие такое появилось: пилот выходного дня. В странах, где уровень дохода повыше, а легкомоторная авиация, соответственно, популярнее, купить такую парамоторную установку или даже небольшой самолет вполне по средствам представителю среднего класса. Там пилотов выходного дня очень много, есть частные авиашколы, курсы пилотов.
В нашей стране в этом отношении еще «каменный век». В том числе и с правилами полетов. Не исключено, что вообще запретят летать любителям, а может, наоборот, в нашем большом государстве, где огромные расстояния между населенными пунктами, легкомоторная авиация со временем станет востребована и популярна.
В Алматы сейчас активно развивается парапланеризм. Это планирующий полет на специальном парашюте (параплане) со склона горы. Парить в потоках воздуха на параплане только в горной местности и возможно. Там специфический ветер, восходящие потоки воздуха, все это уже неплохо изучено и активно используется пилотами. Ну а в нашей степи, разводит Сергей руками, остается только пользоваться мотором, потому что наверху потоки воздуха непредсказуемы.
Пока в нашей области всего два человека летают на парамоторной установке. И, говорят, еще один парапланерист мечтает купить мотор и не мучиться в поисках стартовой площадки.
Подъемная сила
Хобби бывают разные. Это - довольно дорогое. Мотор для параплана Сергей заказывал в Италии. В Москве лицензированные специалисты устанавливают его на раму, там и парапланы шьют.
В детстве многие мечтают стать летчиками, космонавтами, балеринами. А Сергей всегда хотел испытать счастье полета, парить над землей и водой. И пока он только идет к своей мечте.
«Я хочу летать и на вертолете. Только он дает возможность зависнуть над чем-то, вертикально взлететь. Это необычайное чувство для человека - двигаться в трехмерном пространстве, - рассказывает Сергей. - А начиналось все с авиамодельного кружка во Дворце пионеров, мы точили планеры и самолеты из куска дерева, настраивали моторы, они на тросу летали по кругу. Я вырос давно, но до сих пор болею этим. Вот смотрите...» И он показывает на шкаф, где стоит летающая модель реактивного истребителя F-15, сделаная из пенопласта. Года два назад Сергей выписал, собрал. Самолет даже один раз взлетел, но как-то не очень удачно приземлился.
Летающая модель реактивного истребителя F-15
О своем первом полете авиатор вспоминает, как о чем-то незабываемом. Говорит, главное в этом деле - полностью контролировать полет. Первый страх преодолевается, а вот тонкостей, без знания которых никуда, - очень много.
«Мастерство нарабатывается годами, - говорит Сергей. - У меня налета на своем аппарате 20 часов, и только вот сейчас я начинаю понимать какие-то тонкости, осваивать приемы. Наверное, чтобы овладеть в совершенстве, нужно посвятить этому всю жизнь. Бывает, готовишься к полету - аж трясет всего, хочется быстрей взлететь. Смотришь - и «колдун» висит ровно. А наверху начинает так колбасить, столько потоков - восходящие, нисходящие - все бурлит. Может и скрутить. В случае опасности, не дай бог, если крыло сложится. Нужно уметь воспользоваться запасным парашютом. В Турции на летных курсах специально отрабатываются внештатные ситуации в море, дежурят катера, складывают основной парашют, выбрасывают запасной. Все серьезно, там и обучение стоит тысячи долларов».
Воздушные перспективы
К сожалению, наше общество не готово пока развиваться в этом направлении. По-моему, государство должно способствовать этому. Кружки, аэроклубы, с детства прививать тягу таким занятиям, ведь это же патриотическое воспитание. В России - бесконечные соревнования у парапланеристов, движение есть в этом направлении, даже раньше в СССР был ДОСААФ, прыжки с парашютом. Потом все это «похоронили». В Петропавловске мой товарищ, бывший летчик, хотел открыть летные курсы, но «захлебнулся» в потоке документов, разрешений и проблем. Так и не смог.
А ведь этим можно увлечь молодое поколение. У нас чаще думают о деньгах, а не о патриотическом воспитании. А государству нужны свои летчики, у нас такая большая страна - и удобнее и быстрее всего по ней передвигаться по воздуху. А пока на легком самолете даже в Торгай не долетишь. Нет мелких аэропортов, где можно дозаправиться и лететь дальше.
В идеале нужна целая сеть сервисов, чтобы легкая авиация жила. В Америке, в Европе на легких двухместных самолетах летают между городами, можно заказать полет в любое время, как такси. А кто-то имеет собственный самолет и летает постоянно. Там, естественно, и диспетчерские службы обслуживают легкомоторную авиацию. Мы в этом смысле еще в «каменном веке».
«Сына тоже будете учить летать?» - спросил я его. Сергей улыбается: «Если сам захочет. Человек должен сам выбрать свой путь».
Для справки
Парамоторная установка «Пегас» М-2. Грузоподъемность - 115 кг, собственный вес - около 50 кг, мощность - 25 л. с., высота - до 4 000 метров, дальность полета - до 70 км, скорость - 40 км/ч.
Параплан «Танго-28». Площадь крыла - 28 кв. м, минимальный полетный вес - 80 кг, максимальный - 104 кг.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера