Требуются люди и железная дорога
Галина ПЕТРЕНКО
Сумеют ли до конца года ввести в строй цементный завод в Рудном?
Проектная мощность предприятия - 500 тыс. т в год. Заявленные намерения - производить цемент 5 марок, в том числе популярный портландцемент 400 и 500. Учредили ТОО «Рудненский цементный завод» казахстанская компания Sat Oil вместе с английской Taborwood holdings. Планировалось, что предприятие войдет в число действующих во второй половине 2013 года.
Теперь, в начале июня 2014-го, сомнения в том, что завод пустят и в 2014 году, высказал, побывав на стройплощадке, министр регионального развития Болат Жамишев.
- У нас тоже есть сомнения, - признал директор ТОО «Рудненский цементный завод» Николай ВЕДЕРНИКОВ, - но, по крайней мере, до окончания 2014 года мы рассчитываем выйти на этап пусконаладки. В принципе, объемы работ выполнены на 67%, причем самых сложных, в том числе подземных, теперь мы наверх выбрались и темп будем наращивать. Мы полностью получили оборудование, почти полностью металлоконструкции, еще 3-4 вагона на подходе, идут уже по территории Казахстана. Мы сейчас ведем и общестроительные работы, и монтаж металлоконструкций, оборудования. Начали монтаж вертикальной сырьевой мельницы, угольной мельницы, теплообменника, готовимся к монтажу обжиговой печи.
Но, чтобы значительно ускориться, по словам Ведерникова, на объекте не хватает людей. Работает около 300 человек. Предприятие устраивает квалификация рабочих специализированного треста «Соколоврудстрой», и работает на строительстве завода процентов 80 оттуда, остальные трудятся на бюджетных объектах области.
Глава области тут же сказал, что количество рабочих на объекте будет удвоено, и вообще, никаких сомнений в сроках пуска быть не должно.
Но проблема с рабочей силой - не единственная на заводе. Уже достаточно давно в подвешенном состоянии находится строительство важной части инфраструктуры этого объекта - железной дороги. Подведение разного рода коммуникаций, кстати, на заводе ведется за счет бюджета по одной из госпрограмм и стоит 667 млн тенге.
Предприятие вообще получило совсем не маленькую государственную поддержку на реализацию своего проекта. В апреле 2012 года на презентации проекта в связи с началом реального финансирования говорилось, что его стоимость - 9,5 млрд тенге. А ДБ АО «Сбербанк» открыл для ТОО кредитную линию на 7,7 млрд тенге, из которых ставка по 4,5 млрд тенге субсидируется государством - снижена с 11% до 4%. Предприятию удалось воспользоваться и другими инструментами «Дорожной карты бизнеса»: фонд «Даму» предоставил свою гарантию по кредиту, максимальную из возможных - 750 млн тенге. Пакет преференций ТОО будет иметь и на ближайшие 5 лет с момента пуска: освобождается от уплаты корпоративного подоходного налога и налога на имущество.
Но до пуска, как говорится, еще надо дожить, точнее, доработать. И сегодня проблема с железной дорогой, отложенная на некоторое время, встает во весь рост. Дело в том, что, по словам Ведерникова, в 2012 году на ее строительство был выделен первый транш в сумме 108 млн тенге, до конца года освоено 8 млн тенге. А потом работы приостановились, поскольку обнаружилось, что цены на материалы верхнего строения пути, заложенные в сметном расчете, ниже реальных цен заводов-изготовителей на 200-300 процентов.
Когда об этом шел рассказ, употреблялись слова «оказалось», «получилось». Честно говоря, когда речь идет об инвестпроектах, поддерживаемых государством, предполагается, что там в части оценки эффективности, окупаемости, достоверности экспертиз все в большом порядке. Однако... В прошлом году предприятие скорректировало технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию и должно было пройти громоздкую процедуру утверждения этих корректировок в комитете по строительству, затем - в республиканской бюджетной комиссии. До сих пор вопрос не решен, цена его немалая - удорожание составляет больше 100 млн тенге. Письмо с обоснованиями директор завода передал Жамишеву с просьбой посодействовать по-министерски.
Фото Г. ПЕТРЕНКО
Материалы номера