Чтобы земля не пылилась в серванте
Галина ПЕТРЕНКО
Минсельхоз предлагает увеличить налог на неработающие поля в 15 раз
Во время недавнего - 30 мая - рабочего визита в Костанайскую область глава министерства сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ рассказал предпринимателям о пакете изменений в Налоговый кодекс РК, который инициирует его ведомство. И уточнил, что с высокой долей вероятности все новшества будут введены с 1 января 2015 года, так как они уже одобрены на Совете по экономической политике при Правительстве РК, под них разработаны нормативно-правовые акты.
Линия отсечения
Одна из самых «бородатых» и давно обсуждаемых в агросекторе тем - специальные налоговые режимы, в первую очередь единый земельный налог. Он останется для крестьянских хозяйств, но они будут ограничены в размерах площадей.
- Как сейчас, КХ, которые сеют по 20 тыс га, такой лафы, такого официального ухода от налогов больше не будет, - завил министр. - Сегодня крестьянские хозяйства - большие предприятия, раньше совхозы меньше сеяли. Имеет 5 тысяч дойных коров - и КХ, потому что платят в этом статусе гораздо меньше, чем ТОО. Люди стараются уходить в этот режим. У всех «уважающих себя» ТОО есть свои крестьянские хозяйства, так оптимизируются налоги. Это ведет к разукрупнению отрасли, хотя на словах мы все время ратуем за создание индустриального сельского хозяйства.
Для КХ восьми северных и центральных областей (Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Актюбинской, Западно-Казахстанской) максимальная площадь земли не должна превышать 3,5 тыс. га. Причем в это количество входит вся выделенная хозяйству земля, а не только пашня.
Определена также «линия отсечения» мелких от крупных КХ по доходам. Чтобы хозяйство могло пользоваться специальным налоговым режимом в виде ЕЗН, оно должно иметь доходы не больше 150 млн тенге. Получаешь больше - с суммы сверх 150 млн тенге платишь индивидуальный подоходный налог по ставке 10%.
Кроме того, в целом ставка единого земельного налога немного увеличится - в 1,5 раза. В связи с тем, что в него предложено перенести экологические платежи.
- Освобождение от уплаты за эмиссии в окружающую среду - по деньгам вроде незначительно, но по процедуре это было очень хлопотно, - комментировал Мамытбеков. - Чтобы заплатить 100 тыс тенге, я должен за 3-4 млн тенге сделать расчеты, каждый год их подтверждать. Найдут ошибку - начислят штраф, пеню.
Сегодня действует спецрежим и для юридических лиц - производителей сельхозпродукции, а также сельских потребительских кооперативов. Налоги (КПН, НДС, социальный, земельный, налоги на транспорт и имущество) для них исчисляются в общеустановленном порядке, но затем к ним применяется 70-процентная льгота. Предложено, во-первых, оставить этот режим до момента вступления в ВТО, а во-вторых, вывести из под действия льготы земельный налог (и плату за пользование земельными участками).
- Должен появиться и новый налоговый режим, - сообщил глава минсельхоза. - Мы называем его обычным. Он заключается в том, что 70% льгот не будет, за исключением НДС. По налогу на добавленную стоимость будет льгота, насколько нам это позволит ВТО. Скажете, а кто будет выбирать режим с такими условиями? Но там есть привлекательные вещи: например, ставка по социальному налогу снизится до 6,5% с нынешних 10%. По КПН налогооблагаемый доход уменьшится на сумму фонда оплаты труда. Также предприятия освобождаются от налога на имущество, транспорт, платы за эмиссии. Вместо 4 деклараций человек будет сдавать одну. По нашим расчетам, общая налоговая нагрузка для работающего предприятия в общем не поменяется, но для неработающего ставка налога на землю увеличится уже не в 5 раз, а в 15.
Как следовало из комментариев и пояснений Мамытбекова, основную задачу реформирования налогообложения в аграрном секторе министерство видит в том, чтобы заинтересовать работодателей, с одной стороны, показывать «белую» зарплату своих работников, с другой - таким образом повысить налог на землю, чтобы создать экономический стимул для ее эффективного использования. И в то же время экономическими методами заставить отказаться от земли тех, кто юридически на нее имеет право, но не использует.
- Земля, которая в виде госакта пылится на серванте, должна теперь представлять существенную проблему для гражданина, - сказал глава минсельхоза.
Кстати, планируемые нововведения в Налоговый кодекс дадут право местной исполнительной власти дополнительно повышать ставки налога на неработающие земельные участки сельскохозяйственного назначения до 10 раз.
Лицом к мелкому собственнику
Пожалуй, впервые сельскохозяйственное ведомство предложило как-то выстроить налоговые отношения с КХ, владельцами частных подворий, которые сегодня в значительной мере кормят страну.
- Сейчас, особенно при закупке плодоовощной продукции и продукции животноводства, есть очень большая проблема по уплате налога на добавленную стоимость компаниями, которые работают с крестьянскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Это важно, потому что у нас 70% скота находится в ЛПХ. И 85% владельцев скота не могут выписать налоговый счет-фактуру, когда у них приобретают мясо, молоко, кожи, шерсть. Покупая у них товар, компания, которая это перепродает или перерабатывает, как раз сталкивается с проблемой так называемого первого НДС. Потому что зачетного НДС нет, налогового счета-фактуры нет. А при реализации этот налог превращается в налог с оборота, нужно заплатить все 12 процентов с этой суммы.
А ведь суть НДС - обложить только добавленную стоимость, - объяснял министр, - что мы предложили:возмещать такой НДС из бюджета, сразу же. Создал кто-то сборный пункт, купил молоко, едет сдавать его на молзавод, у него возникает обязанность уплатить НДС, вот его возместят из бюджета. Такой же механизм будет действовать по плодоовощной продукции. Зачем все это? Чтобы в эти ниши пришел нормальный бизнес. Там сейчас все работает «вчерную», серьезные компании не присутствуют. Для примера: у нас в Казахстане производится более 4 млн т молока, а перерабатывается всего лишь полтора миллиона, 3 млн не доходит до переработки, потому что невыгодно его везти. Мелкими партиями - неэффективно, а крупный бизнес зайти не может.
Еще одна проблема, касающаяся взаимодействия с мелким собственником, - индивидуальный подоходный налог у источника выплаты. Все, кто работал с физическими лицами, знают: купили на подворье скот, должны сразу 10% в налоговые органы заплатить, потому что юридическое лицо или крестьянское хозяйство, по действующему налоговому кодексу, является налоговым агентом по ИПН у источника выплаты. Купил молоко за 70 тенге - 7 тенге автоматически стал должен налоговой службе. Не заплатишь - в конце года придут, оштрафуют. Учитывая, что 70% скота находятся в ЛПХ, конечно, это не дело. Все уходило в тень. И было, по признанию министра, «кормушкой для проверяющих». Теперь предлагается освободить доходы физических лиц от уплаты ИПН при реализации определенного перечня сельхозпродукции, а именно: мяса, молока, плодоовощной продукции, включая картофель, шкур, шерсти.
Предложено также дополнить статью 267 Налогового кодекса, которой предусмотрена 70-процентная налоговая льгота по уплате НДС предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье определенных видов. В список планируется включить также шкуры, шерсть, хлопок, рыбу. И довольно неожиданно - добавить в список льготников производителей кондитерских изделий. Оказалось, что, по данным минсельхоза, из всего объема казахстанского импорта львиную долю составляют сладости. Если в денежном выражении, то сейчас четверть от 3 млрд тенге.
Теперь пойдем по карте
Есть еще одно новшество, которое впрямую к налоговым не отнесешь, но в то же время оно касается субсидирования, а следовательно, снижения финансовой нагрузки на предприятия. Разработана и уже утверждена карта специализации регионов, в соответствии с которой будут централизованно поддерживаться те или иные виды предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
В основе специализации - природно-климатические условия регионов. Определены зоны, где наиболее выгодно, скажем, выращивать сою, а где опять же пшеницу. И только там государство будет это поддерживать субсидиями, льготными кредитами.
- Хочет большой человек построить птицефабрику в родном ауле, патриотизм проявить, - пусть строит, но исключительно за свои деньги, потому что в той зоне выгоднее всего выращивать томаты или кукурузу. Вот их мы и будем поддерживать, - заключил министр.
То есть минсельхоз остается верен своей магистральной идее: государственными деньгами «подавать бизнесу правильные сигналы».
Материалы номера