Почему покойникам продолжают начислять налоги?
Евгений ШИБАРШИН
29 мая «НГ» опубликовала письмо Анны Городецкой с жалобой на действия Налогового управления Костаная («Налог с покойника»). Ей принесли уведомление о необходимости ликвидировать задолженность по уплате налога на транспорт за 10 лет, адресованное отцу, который умер еще в мае 2004 года.
Более того, по ее информации, данный автомобиль был снят с учета в дорожной полиции до кончины отца и продан другому человеку. Руководство Налогового управления обещало разобраться, как такое могло случиться, однако «НГ» приняла решение провести свое расследование.
Двойная бухгалтерия
Еще 3 года назад «НГ» писала об аналогичном случае (25.08.2011, «Уплатить налоги? Умри спокойно»). И тогда уведомление было выписано на имя умершего человека, автомобиль которого также продали еще при его жизни. В том случае налоговики сетовали на некорректность данных, которые поступали к ним от уполномоченных государственных органов, в результате чего в подобных случаях они оказывались крайними. Что изменилось за это время? Ведь государство тратит миллионы на компьютеризацию регистрационных процедур, которые чиновники проводят с населением по разным поводам.
Некоторые положительные результаты есть. Во всяком случае, люди сейчас меньше стоят в очередях, да и гонять их по разным конторам при оформлении каких-либо документов стали реже. Однако, судя по обращениям читателей в редакцию «НГ», многие проблемы так и не решились.
И. о. руководителя Налогового управления г. Костаная Александр КАИЛЬ в ответ на запрос «НГ» сообщил, что начисление налога на транспортное средство Василия Городецкого произошло на основании базы данных регистрационно-экзаменационного отдела управления дорожной полиции ДВД по Костанайской области. Он представил редакции ксерокопию карточки, согласно которой автомобиль ГАЗ 3110 с госномером P 551 CMM, принадлежащий Городецкому, 29.09.2001 поставлен на учет и до сих пор с учета не снят. Документ отпечатан с компьютерной базы 30.05.2014.
Я встретился с начальником РЭО Сайраном ХАМИТОВЫМ, показал ему карточку и попросил сверить ее с базой данных по этому автомобилю, которая зафиксирована в их отделе. Оказалось, машина снята с учета еще 17.01.2004 года и в этот же день зарегистрирована на другого человека. Но вот что удивительно: компьютер показал также и наличие той информации, которой пользовалось Налоговое управление, где записано, что автомобиль до сих пор с учета не снят.
- Владелец автомобиля потерял технический паспорт, и при его восстановлении в базе данных появилась дублирующая информация, - пояснил Хамитов. - Тут сработал человеческий фактор. В Налоговом управлении пользовались дублирующими данными, в которых снятие с учета не отражено.
Пришлось ехать в Налоговое управление. Александр Каиль, узнав о наличии дубликата, решил вывести на свой монитор всю информацию по налогоплательщику Василию Николаевичу Городецкому, которая фиксировалась в базе данных РЭО. Через несколько минут компьютер показал, что ГАЗ 3110 с вышеназванным госномером был снят с учета в январе 2004-го. Но в другой строке указано, что он по-прежнему стоит на учете.
- Наши сотрудники не обязаны разбираться в технических параметрах автомобилей, чтобы сравнивать их для проверки корректности информации, полученной от РЭО, - считает руководитель Налогового управления. - Компьютер получает данные об автомобилях, стоящих на учете, и в случае неуплаты в установленные законодательством сроки печатает уведомление налогоплательщику. Сотрудники берут это уведомление и едут к должнику по адресу, который указан в базе данных по этому налогоплательщику.
Где сбой?
Итак, компьютер работает исправно. Опять пресловутый человеческий фактор? Когда не было компьютеров, можно было найти конкретного человека и сделать его виновным со всеми вытекающими карательными последствиями. В назидание другим. А как такового найти в век компьютеризации? Человеческий фактор - сущность бестелесная, что означает: все наши «охи» и «ахи» по поводу вышеописанных коллизий могут повиснуть в воздухе, а проблема останется. А если учесть, что автомобилей все больше и администрирование налогов усиливается, то количество жалобщиков может возрасти.
Впрочем, это чувствуется уже сейчас. После публикации письма Городецкой в «НГ» позвонил пенсионер Василий СУХИН из села Тимофеевка Аулиекольского района. Он тоже получил уведомление о задолженности по транспортному налогу. Хотя свой старенький «москвич» еще в 2012 году снял с учета, сдав его в утиль.
- В прошлом году налоговики ко мне уже приезжали, - начал свой рассказ пенсионер. - Тогда я им показал справку, что машина уже списана. Они записали все данные и уехали. Сейчас опять говорят, что я должен уплатить налоги с 2009 по 2012 год. Но я их платил, потому что без этого не мог бы пройти техосмотр.
Деньги он, как и многие его односельчане, платил в сельском акимате, квитанций не сохранил. А журнал, в котором акимат фиксировал уплату
налога, по его словам, утеряли. По этой причине еще несколько владельцев авто из этого поселка получили аналогичные уведомления.
- Они ездили в район, и им списали эти долги, а мне уже 86-й год пошел, куда я поеду, - возмущался Сухин.
Другая история произошла у Ольги Петровны из Костаная. Она признает, что сама довела дело до того, что ей теперь пришлось заплатить в госказну около 21 000 тенге. По этой причине просила не называть свою фамилию. Но коллизия, о которой она рассказал «НГ», типична, и теперь не она одна оказалась в роли пострадавшей.
Свои «жигули» она продала еще в 2007 году, но в 2014-м вдруг получает уведомление, что на ней с 2009 года висит долг по налогам.
Тут есть один очень важный правовой нюанс. Автомобиль продали по генеральной доверенности. Новый хозяин деньги за нее фактически заплатил, но с учета у Ольги Петровны ее не сняли. То есть формально машина осталась в собственности прежнего хозяина. Она ссылается на то, что перерегистрация тогда была сложной процедурой, за нее нужно было платить немалые деньги и покупатель, сославшись, что их у него пока нет, предложил оформить сделку через выдачу генеральной доверенности. Она дает право не только управлять этим автомобилем, но и продать его. Дело облегчилось еще и тем, что машина была 1973 года выпуска, и тогдашнее налоговое законодательство не требовало за нее платить транспортный налог.
В 2009 году в законодательство внесли поправки, и теперь все автомобили подлежат налогообложению. Но Ольгу Петровну эта тема уже не интересовала. Не интересовала она и нового владельца машины. Срок действия доверенности истекал в 2010 году, и он продал ее другому человеку. Тот, помучившись с этой рухлядью, в том же году сдал ее на металлолом. Хотя ее надо было при этом снять с учета в дорожной полиции. Хорошо, госномер остался валяться во дворе последнего хозяина, и Ольга Петровна после долгих поисков и мытарств по полицейским инстанциям получила возможность официально снять машину с учета.
- Я, конечно, накосячила, поэтому уплатила налог и набежавшую пеню, но если бы уведомление о долге по налогу мне прислали еще в 2010 году, я давно бы уже все отрегулировала, - подвела итог женщина.
За 3 года ничего не изменилось
Каждый из приведенных случаев по своему уникален, но всех их объединяет одно обстоятельство - если бы налоговая служба регулярно и своевременно исполняла свои обязанности по уведомлению должников, ситуация не обострялась бы до такой степени.
Заместитель руководителя Налогового департамента по Костанайской области Ерлан САГНАЕВ считает, что проблему нужно решать с двух сторон. Во-первых, нужна согласованная работа соответствующих уполномоченных государственных органов и налоговой службы. Правда, не очень понятно, кто будет заниматься этим согласованием. Скорее всего, роль координатора придется взять налоговым управлениям. Они ведь «крайние». Например, еще 3 года назад налоговики сетовали, что информация о регистрации умерших находится в компьютерной сети, доступ в которую есть только на республиканском уровне. По этой причине они тогда имели сведения трехлетней давности. Похоже, в этом смысле ничего не изменилось. Наверное, нужно дождаться, когда-то кто-то из граждан в случае, подобном с Анной Городецкой, подаст в суд иск, а министерство финансов вынуждено будет выплатить гражданину нехилую компенсацию за неразбериху в базах данных налоговиков.
В тоже время Сагнаев признал, что проблему нужно решать и налаживанием четкой работы налоговых управлений по вручению уведомлений о создавшихся задолженностях. Этому мешает, по его словам, то, что данную работу выполняют сотрудники, еще исполняющие свои обязанности перед налогоплательщиками, которые с разными вопросами приходят в Налоговое управление. Отправка по почте тоже требует немалых финансовых затрат.
По его оценке, количество недобросовестных налогоплательщиков составляет примерно 10% от общего числа. Если учесть, что только в Костанае зарегистрировано около 50 000 автомобилей, то работы для налоговиков много. В какой-то мере напряжение снимали требованием при техосмотре показать квитанцию об уплате налога на транспорт. Возможно, где-то эта схема не срабатывала, поэтому и возникли вышеназванные истории. Если учесть, что такой подход сомнителен с правовой точки зрения, то выход один - налогоплательщиков должны дисциплинировать не пункты по проведению техосмотра, не дорожные полицейские, а налоговые службы. Если не хватает средств и сил, с этим нужно что-то делать. Причем срочно.
А для начала надо хотя бы извиниться перед родственниками Василия Городецкого и другими пострадавшими от человеческого фактора. За неотлаженность государственной машины.
Материалы номера