Петр Своик: «Я не приемлю слово «обречен»

Евгений ШИБАРШИН

Известный публицист, последовательный оппонент системы власти, существующей в Казахстане, отвечает на вопросы «НГ»

Этот человек - один из немногих, кто вошел в политику еще в конце 80-х прошлого столетия и до сих пор занимается общественной деятельностью. Его знают как яркого публициста, оригинально мыслящего человека, который не только критикует действия верхних структур управления страной, но и всегда предлагает свои варианты решения существующих проблем. В этом наши читатели могли уже не раз убедиться, читая материалы, которые он пишет специально для «НГ».

Есть ли у тарифов предел?

- Петр Владимирович, предлагаю начать с очень приземленного вопроса - тарифов на коммунальные услуги. Тем более что у вас богатый опыт работы в этой сфере. Есть ли предел росту тарифов?

- Предела нет. Любая естественная монополия - это крупные объекты, сложное производство, с несколькими сотнями человек, с достаточно сложным и дорогостоящим оборудованием, требующим много денег на ремонт и обновление. А еще расходы на топливо, химические реагенты. Говорить о возможности насыщения такого производства деньгами не приходится. Дай им в 3 раза больше, они попросят увеличить еще в 3 раза.

Что тут надо сделать? Цены всякой естественной монополии, коль скоро у нее нет конкурентов, должны назначаться внешней инстанцией. Если просто поручить чиновникам, как сейчас, то они больше симулируют, изображают некий контроль, нежели осуществляют его на деле. Есть вполне очевидные вещи, с помощью которых рост цен можно остановить. Главное - нужно точно измерять продукцию коммунальщиков. Например, тепло у нас сейчас измеряют по квадратным метрам квартир, а не по тому, сколько реально получают батареи в этом доме. Надо ставить измерительные приборы. Причем делать это за счет жильцов нереально. Это нужно делать за счет государства, приборы ставить одного образца, налаживать их техническое обслуживание и снятие показания приборов. Вложенные деньги должны окупиться.

Второй момент - назначение тарифов государство должно сделать реально публичным.

- Но ведь и сегодня проводятся публичные слушания...

- Это все профанация. Во-первых, к этому процессу от общественности нужно привлекать специалистов. Во-вторых, и это самое главное, необходимо создать такую методику расчета тарифов, которая бы заинтересовывала сами предприятия в экономии ресурсов. Как можно назначать тарифы, исходя из цен на трубы и расходные материалы? Завтра цена на рынке изменится, и что тогда делать? Тарифы правильнее связывать с технологическими параметрами, которые зависят только от паспортных данных оборудования и качества их эксплуатации. Если мы установили удельный расход топлива на выработку единицы тепла, удельный расход воды и химреагентов на единицу этой продукции и будем нормировать именно это, да еще измерять приборами реальное потребление тепла в домах, тогда и легче будет вести разговор при назначении новых тарифов.

Мешает монополизм власти

- Перейдем к вопросу более глобальному. Сегодня много говорится о необходимости развития конкурентоспособности Казахстана, чтобы войти в число 50-ти самых развитых стран мира. Насколько такой подход в управлении государством эффективен? Нет ли здесь чисто пропагандистского трюкачества?

- Подход правильный и задача поставлена правильная. Но тут есть некое лукавство. В понятии «конкурентоспособность» есть несколько составляющих. Причем экономическая - далеко не первая и не главная. Там и качество жизни, и качество образования, и, что очень важно, качество политической системы. У нас с этим проблемы. В результате, после того, как Назарбаев поставил эту задачу, Казахстан продвинулся вперед в экономике, но по рейтингу конкурентоспособности переместился на несколько позиций вниз.

Я буду говорить о политической составляющей. Если у нас не будет местного самоуправления и парламентской республики, ни о какой конкурентоспособности не может быть и речи. У нас сегодня монопольная экономика. Мы не просто продаем сырье за рубеж без всякой конкуренции. И от этого у нас в стране так много денег, что тем, кто политически эту экономику «прикрывает», ничего другого не надо.

В других отраслях, кроме сырьевого сектора, есть конкуренция. Но там тоже многое зависит от власти. Например, в строительстве отвод земли и лицензии - это все акимовские дела. Даже в рыночной торговле конкуренция относительная. Чаще всего конкуренты «ходят» под одним человеком, и он тоже связан с властью. То есть, если мы так начнем снимать слой за слоем, то окажется, что свободного бизнеса у нас нет. И о какой тогда конкуренции можно говорить? Ее при монопольной власти добиться невозможно по определению.

- Но, может, это результат того, что Казахстан в своем развитии обречен быть вечно догоняющим другие страны? А это требует административной мобилизованности, что и делается концентрацией власти в одних руках?

- Я не приемлю слово «обречен». Согласен, что огромная малозаселенная территория, на которой расположена наша страна, отсутствие прямого выхода в мировой океан, резко континентальный климат - все это в какой-то степени обуславливает особенности нашего развития. В том числе и авторитаризм Назарбаева очень органичен для своего времени и ментальности нашего народа. Но я не согласен, что в этом есть какая-то обреченность. Мы больше обречены тем, что находимся в колее стран с негодной системой управления. Насколько монопольное несменяемое правление Назарбаева органично для этого народа и исторического времени, настолько же оно ограничено и исчерпаемо для этого же времени и этого же народа. При том, что в исполнении Назарбаева далеко не худший вариант авторитарного управления. Но именно в таком неплохом исполнении он показывает, что это гораздо больший тормоз.

Отражение власти

- Чего сегодня не хватает казахстанской оппозиции, которая поставила целью снять этот самый «тормоз»?

- Власти. Прихода во власть. Я скажу горькие для нас слова. Оппозиция в любом случае - зеркальное отражение власти. В романтические времена «Азамата» мы были свободные  духом и с чистыми помыслами. Хотя никакой реальной возможности изменить власть у нас не было. Сейчас оппозиция имеет определенные ресурсы: кадровые и финансовые, и чем больше она приобретает эти ресурсы, тем больше становится похожей на власть. К сожалению, не в лучших своих формах. Режим все же постарше и поумнее. Получается карикатура на режим.

Думать, что оппозиция будет лучше режима, это наивность. Чем больше нас оттесняют от власти, чем меньше дают возможности заниматься реальными делами, чем больше заставляют заниматься говорильней, критикой с бесплодными предложениями, тем больше нарастает депрофессионализм у представителей оппозиции. Если человек раньше был министром и перешел в оппозицию, это не говорит, что он из худших. Но заниматься долгие годы такой бесплодной деятельностью - это очень плохо. Для самого человека и для страны. Все это ведь, в конце концов, может превратиться в месть.

Система в целом заставляет оппозицию радикализироваться, делает ее менее конструктивной. И может даже превратить ее в деструктивную.

Досье «НГ»

Своик Петр Владимирович

Родился в 1947-м году, в Алма-Ате.

После школы работал в геологоразведке, а после службы в армии - слесарем в тепловых сетях. Затем в институте «ВНИПИэнергопром» прошел путь от техника до главного инженера проекта. Параллельно окончил Алма-Атинский энергетический институт и аспирантуру Московского энергетического института. Кандидат технических наук.

1985-1989 гг. - заместитель главного инженера в Западно-Казахстанской энергосистеме, затем избран директором Уральской ТЭЦ в Уральске. Там же начал депутатскую деятельность: сначала в городском Совете, а затем - в Верховном Совете КазССР.

В составе депутатской делегации Казахстана участвовал в создании и деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Входил в рабочие группы по разработке правительственных программ и законопроектов по переходу к рыночной экономике, а также в комиссию по разработке первой Конституции РК.

В 1992 году введен в состав Кабинета министров, в качестве председателя Государственного комитета по антимонопольной политике.

С 1994 года  возглавляет Социалистическую партию Казахстана, в 1996-м - один из создателей оппозиционного демократического гражданского движения «Азамат», преобразованного затем в политическую партию. После чего был отправлен в отставку. В 2002-м вошел в состав политсовета движения «Демократический выбор Казахстана».

В 2006-м году создал и возглавил Алматинскую общественную антимонопольную комиссию.

Женат. У него две дочери, одна внучка и три внука.

«Есть вполне очевидные вещи, с помощью которых можно остановить рост цен на коммунальные услуги»