Польза от секций элеватора
Во время Великой Отечественной войны началось в Кустанае строительство завода № 507А по производству пороха. Под строительство была отведена территория от ул. Актюбинской до железнодорожного вокзала, на которой находились здания реального училища, НКВД, столовой. В здании столовой смонтировали турбину и распределительное устройство (электрическая часть), была пристроена котельная, работающая на угле.
Уголь дробили вручную, насыпали в мешки и по трапу носили в приемный бункер. Из него уголь поступал на движущуюся решетку в котле и вручную постепенно его шуровали, чтобы увеличить горение угля и отделить золу, которая просыпалась через решетку и попадала в вагонетки. Золу отвозили лошадьми на золоотвал, расположенный в дальнем конце улицы Актюбинской. Это была постоянно горящая и дымящаяся гора. Жители отыскивали в ней несгоревший уголь и использовали.
После войны было решено на базе завода 507А-514 начать производство медно-аммиачной центрифугальной шелковой нити и реконструировать ТЭЦ. Так она прописалась в центре города и стала его сердцем, без которого Костанай уже существовать не может.
Но я хотел не только напомнить факты из истории города. Через вашу газету я хотел обратить внимание руководства Костаная на то, что на территории бывшего завода химволокна и прилегающей территории ТЭЦ был смонтирован элеватор из многих сотен железобетонных секций, который давно бездействует. При современных инструментах и отработанных технологиях вполне можно разобрать элеватор на отдельные секции. Чтобы использовать их для строительства проходных тоннелей, где предусмотреть технологические люки, монорельс для монтажа и демонтажа труб, освещение.
Необходимо начинать устройство технологических тоннелей от ТЭЦ - эту работу нужно выполнить до замены труб, отходящих от нее теплотрасс. А это все равно придется делать. Такое решение избавит в будущем от ненужных затрат на восстановление дорожного покрытия улиц.
Ярослав ХАРЕНКО, пенсионер, бывший руководитель конструкторского отдела завода химволокна, Костанай
От редакции
Идея Ярослава Яковлевича, безусловно, интересна. Всем надоели бесконечные ремонты коммуникаций, которые у нас всегда автоматически обозначают разрушение дорожного покрытия и дорогостоящие его ремонты. Но опрошенные «НГ» специалисты считают, что привязать идею к реальности вряд ли получится. Одни говорят о том, насколько дорогостоящим будет такое предприятие - оно, дескать, требует принципиально изменить подход к прокладке теплосетей, а начинаем-то мы - если говорить о ТЭЦ - не с чистого листа, не в новеньком городе. Есть и другие аргументы.
- У нас в Костанае ни одного такого технологического проходного тоннеля нет. Прокладка подобного тоннеля означает, что сети должны быть опущены глубже по меньшей мере на метр, а над трубами должно быть такое пространство, чтобы там мог пройти человек, - высказал свое мнение начальник производственно-технического отдела ТОО «Теплосеть» Александр ПЛЕХАНОВ. - Такой тоннель - это фактически капитальное сооружение, вряд ли для него проектировщики и госэкспертиза позволят использовать бэушные секции.
Кроме того, по словам Плеханова, в Казахстане начали действовать СНиПы, запрещающие прокладку коммуникаций под трассами, так что в будущем проблема все-таки не должна усугубляться. Но это - о будущем, о новых сетях. А пока речь идет о рачительном использовании имеющихся железобетонных конструкций. Если у кого-то из специалистов есть еще что сказать по поводу идеи Ярослава Харенко, предложить что-то свое, пишите в «НГ».
Материалы номера