Как восстановить «моторчик» экономики
Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист
Из денег, выделяемых по госпрограммам для бизнеса, до него доходит мизер
1 трлн тенге, выделенный из Нацфонда на поддержку казахстанского бизнеса, не поможет поднять экономику даже при самом благоприятном раскладе, предположил экономист Олжас Худайбергенов на своей странице в Facebook. Худайбергенов, который является советником председателя Нацбанка РК, давая разрешение на перепечатку этого текста из Facebook, подчеркнул, что написанное является выражением только его личной точки зрения.
Длительный период экономического роста в 1999-2007 гг. был вызван в основном тремя факторами - эффект отложенного спроса после предыдущих кризисных годов, рост цен на нефть и экспортных доходов и приток внешних займов. Первым иссяк эффект отложенного спроса - он помог лишь в 1999-2000 гг. Внешние займы начали уменьшаться после начала кризиса в июле 2007-го, а на следующий год упали и цены на нефть. Это был почти конец модели экономики, которая работала в течение всего периода роста. Но в 2009-м цены на нефть выросли, а в следующие 4 года стабилизировались на уровне $100-120, что оживило модель, и она на одну хромую ногу (внешние займы не восстановились) продолжила свой ход.
Но этой модели недостаточно для восстановления объема экспортных доходов - надо, чтобы они и дальше росли. И тут либо цена на нефть должна вырасти (у нее есть еще шанс подрасти в ближайшие год-два под давлением спекулятивной психологии, чтобы потом пойти глубоко вниз), либо должен расти объем ее добычи.
Первое маловероятно, нестабильно и мало зависит от нас, зато второе зависит. Но здесь проблема: старые месторождения - на пределе добычи, и надо проводить мероприятия, чтобы повысить добычу, либо разрабатывать новые месторождения как крупные, так и мелкие. Собственно, власти и начали работу в этом направлении. Но это означает, что модель экономики сохраняется, и более того - она станет самоподдерживающейся: капиталы и лучшие кадры будут брошены на восстановление темпов добычи сырья, и экономика вновь начнет расти (при прочих равных параметрах). А обрабатывающий сектор сохранит свое слабое положение.
Выделяемый 1 трлн тенге для кредитования обрабатывающей промышленности - это хорошо. Но как они будут предоставлены предприятиям? Опять через посреднические схемы, когда в начале цепочки стоит бюджет, потом госструктура («Самрук-Казына», «Байтерек», «Даму» и т. д.), потом коммерческие банки, потом, наконец, заемщик? Или опять целевое использование денег будет отслеживаться всевозможными проверяющими органами так, что у предприятия больше не возникнет никакого желания связываться с государством? Или же опять выделение денег будет затянуто по времени (а как же без многоуровневых коллегиальных решений!), а по ставке дойдет до уровня в 12-15%, отчего у предпринимателя вообще отпадет охота заниматься заявленным проектом? Или случится, как с 1,2 трлн тенге, выделяемыми на госпрограмму ФИИР, из которых реально до проектов доходит лишь 30-40 млрд тенге? Вопросов много.
Но, допустим, появилось доверие на всех участках друг к другу, обнулили все коллегиальные механизмы принятия решений (хотя, по сути, это распыление ответственности в системе, в которой нет доверия), а также посреднические механизмы и дали деньги из Нацфонда напрямую банкам. При этом юридически сделали так, что контрольные органы не будут проверять заемщика, кроме как по инициативе коммерческого банка, а сами банки - кроме как по инициативе КФН. Так еще и кредиты выдаются только в тенге - на 5 лет минимум, ставка 7-9%... Сказка стала былью! Что дальше?
Дальше начинаются сплошные риски. Опять будет коррупция на всех уровнях принятия решения о выделении кредита (начиная от учредителей банков и заканчивая кредитным офицером)? Или начнется кредитование аффилированных проектов? Или на полученные тенге купят доллары и выведут за рубеж? Или затаскают заемщика, запрашивая бесконечный набор бумаг, либо задавив его залоговыми требованиями и требуя от него сумасшедшие гарантии, памятуя о плохих кредитах (видите ли, они появились только лишь благодаря тому, что залоговые требования были низкие, а гарантии недостаточные)?
А каков риск от заемщика? Он напишет детальный бизнес-план и отразит в нем все свои проблемы как есть? Или же будет вести себя так, как обычно мы ведем себя, когда продаем автомобиль (я еще не видел ни одного человека, который продавал автомобиль незнакомому покупателю и рассказал обо всех «болячках» своего железного коня)? Предприниматель возьмет кредит и потратит на заявленные цели? Или попытается на этот кредит сразу открыть и второе (третье и т. д.) направление бизнеса, почувствовав себя великим предпринимателем? Или же сразу изымет часть денег с кредита и погасит личные долги, купит дорогое авто (он ведь великий бизнесмен) и жилье в ОАЭ (чтобы в свое время сказать: «Ну ее, эту страну - здесь не дают работать умным людям!»)?
А того, кто все-таки решит все сделать по уму, взяв кредит у адекватных банкиров, ждет участь быть растерзанным местными чиновниками, которые обязательно придут с проверкой, в итоге забрав часть займа (ведь некоторые из них уверены, что у предпринимателей денег куры не клюют)? Какова будет доля тех, кто будет себя так вести на каждом участке движения кредитных денег - 0%, 10%, 50%, 90%, 100%?
Достаточно и 10% в начале, чтобы в последующем раздолбать даже «сказочную» ситуацию. Причем на каждом участке всегда найдутся такие, кто будет винить всех остальных. Ситуация сложилась интересная. Текущая модель, финансово перекрывавшая дефицит доверия друг к другу и проявление коллективной безответственности, закончилась. Собственно, она закончилась и для экономики, если не будет роста добычи сырья. Но если даже добыча поднимется, рост экспортных доходов рискует компенсироваться резким увеличением импорта. Иначе говоря, еще чуть-чуть - и эта модель обернется спадом экономики.
Материалы номера