Вместо бега с барьерами - игра на вылет

Галина ПЕТРЕНКО

Костанайские рекламисты заявляют, что действия городских властей могут их разорить

В 2014 году у большинства рекламных компаний, работающих в Костанае, заканчивается срок действия договоров аренды земельных участков, на которых размещаются рекламные конструкции. Но разрешений на дальнейшую аренду предприниматели в городском акимате получить не могут.

Власти Костаная настаивают: центр города перенасыщен рекламой, она нарушает стандарты

Единственные в республике

- Заявления от предпринимателей не принимались со ссылкой на решение акима Костаная об объявлении моратория на выдачу указанных разрешений, - сказал 17 апреля на заседании Общественного совета по защите прав предпринимателей начальник отдела по организации взаимодействия с госорганами Палаты предпринимателей Костанайской области Манарбек БЕРМУХАНБЕДОВ. - А на совещании 5 марта с представителями рекламного бизнеса заместитель акима Костаная Максут Калиев пояснил, что предоставление земельных участков в аренду будет впредь осуществляться на конкурсной основе.

 Как выяснилось в ходе дальнейшего обсуждения, в котором участвовали и чиновники горакимата, таким образом местная исполнительная власть начала работу по улучшению рекламного облика Костаная. Главный архитектор города Абай ЮНУСОВ пояснил, что билборды и другие рекламные конструкции, которыми сейчас пользуются в областном центре, в большинстве своем устарели, выглядят неэстетично, надо менять их на принципиально новые. Например, на скроллеры - роллерные дисплеи, на которых постоянно меняется рекламное изображение.

- Мы не против обновления, улучшения, но хотелось бы, чтобы это делалось планово, постепенно, чтобы власть учла и наше мнение, наши предложения по этому поводу. Здесь, в конце концов, есть компании, которые 12-15 лет работают на этом рынке, - сказала директор рекламной компании «РЕПАКО» Наталья БУЛАТОВА. - Те же роллерные дисплеи - дорогие конструкции, у нас их быстро окупить невозможно. При этом мы никогда не уверены в том, как будем работать завтра, и вообще, будем ли. Достаточно сказать, что долгое время Костанай оставался единственным в республике городом, где договоры аренды на участки под рекламные конструкции заключались всего на год. И еще полгода бегать надо за этим разрешением, мы специальную единицу в штате для этого ввели. Да вообще, как мог предприниматель делать инвестиции, строить планы, приобретать что-то новое с учетом окупаемости при таком сроке аренды?!

В 2012 году, приложив немало усилий, предприниматели добились того, что им отдали участки в аренду на два года. Первая «двухлетка», однако, заканчивается для них экстремально.

Правила необъявленного моратория

Рекламщики заявляют, что новые правила игры город вводит внезапно, к ним бизнес не готов совершенно. Это первое. Второе - вся информация, которой они сейчас оперируют, со стороны акимата до сих пор подавалась только на словах. Никаких документов, регламентирующих ситуацию, предприниматели в глаза не видели, хотя отказывать в аренде земельных участков под рекламными конструкциями акимат начал еще в феврале.   Естественно, что и бумаги про некий мораторий местного разлива в природе нет.

- Предприниматели из акимата получали отписки типа «не можем выдать разрешение ввиду нечеткого изготовления топосъемки», - приводил пример директор рекламного агентства «Вот так» Юрий ТРОЯН, которому коллеги поручили изложить их консолидированное мнение, - на том совещании 5 марта было озвучено намерение городских властей значительно сократить количество рекламных конструкций в Костанае и заменить устаревшие на скроллеры. Стоимость каждого - около 2,5 млн тенге. Из информации следовало, что каждый лот, который выставят на конкурс, будет состоять из 4 скроллеров и одной автобусной остановки. Какое отношение она имеет к профильному рекламному бизнесу? В итоге стоимость одного лота будет равняться примерно 12 млн тенге. Нам придется брать кредиты, чтобы участвовать в конкурсе.

- До настоящего времени отделом архитектуры, отделом земельных отношений какого-либо решения о приостановлении выдачи разрешений, проведении торгов не вынесено. Какого-либо нормативно-правового акта, определяющего границы территории, куда войдут земельные участки, на которые право аренды планируется предоставлять по итогам торгов, аукционов, конкурсов, также не принято, - перечислял в своем выступлении Манарбек Бермуханбедов, озвучивая итоги работы Региональной палаты с обращением предпринимателей. - Лишь 20 марта за номером 611 вынесено постановление об определении перечня из 10 земельных участков по проспекту Абая, предлагаемых в аренду для размещения рекламных конструкций на условиях конкурса. Отсутствие нормативной базы в части того, как будут проводиться процедуры, на каких условиях и требованиях к участникам, вызывают обоснованные нарекания предпринимателей.

Больше половины - не стандарт

Представители акимата ничего экстремального в ситуации не видят. Вот в Семее, где все волевым решением властей сделали за день - это экстрим. А в Костанае - все по плану. И по закону. Конкурсные процедуры прописаны в ст. 48 Земельного кодекса РК. Они проводятся по усмотрению местной власти, и в Костанае она в 2014 году решила этим своим правом воспользоваться. Почему? Потому что надо осовременить рекламный облик города, привести размещение рекламных конструкций в соответствие со стандартами. Они есть.

- Существует государственный стандарт, называется «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских населенных пунктов», - объяснял Юнусов, - он вошел в силу в 2008 году. Когда наше руководство поставило вопрос о наведении порядка в городе, оказалось, что в этом плане мы не выдерживаем никакой критики. Есть перекрестки, где больше десятка рекламных стоек расположено. Если жестко сопоставлять со стандартами, то больше половины рекламных конструкций надо убрать, но мы же на это не идем... И не говорите, что мы одноразово вдруг вас приостанавливаем. Не надо из нас волков каких-то делать... У нас последовательный подход: ориентируемся на окончание срока аренды. Мы как раз хотим постепенно действовать.

На самом деле такого рода плановость - чисто формальная. У 90%  рекламщиков, как  утверждал тот же Троян, срок аренды заканчивается именно в 2014 году. Так что акция обещает быть массовой, в городе сейчас установлено около 300 рекламных конструкций.

«Глубокое бурение»

Тут же возник спор об обязательности исполнения стандартов.

- Я сделал официальный запрос в департамент Комитета по техническому регулированию и метрологии по Костанайской области, - сказал руководитель рекламного агентства «Валер» Максим СУСЛОВ, - и получил ответ со ссылкой на пункт 39 статьи 1 Закона РК «О техническом регулировании». Цитирую: стандарт - это документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы, характеристики к объему технического регулирования. Национальный стандарт является обязательным в случае, если законы Республики Казахстан или технические регламенты содержат указание об этом. Добровольно - значит не обязательно. Верно?

Представители акимата не согласились, однако руководитель отдела юридического обеспечения попросил ответ департамента для изучения.

Предприниматели так же и в Земельном кодексе отыскали норму, которая позволяет им получать участки под рекламные конструкции в аренду без конкурсов.

- В статье 48, на которую только что ссылались, есть в пункте 1 подпункт 5, где говорится, что право аренды земельных участков предоставляется без применения торгов, конкурсов, аукционов физическим и юридическим лицам для эксплуатации, содержания зданий, строений, сооружений, принадлежащих им на праве собственности или иных вещественных прав. Наши рекламные конструкции - это именно сооружения, - настаивал Троян.

Акиматовцы ему ответили, что он позволяет себе трактовать закон. Сошлись на том, что свое слово должен сказать надзорный орган. Тем более что законность «рекламных» действий исполнительной власти областного центра сейчас оценивается в ходе прокурорской проверки.

Общественный совет рекомендовал госорганам создать рабочую группу с участием субъектов рекламного бизнеса, чтобы все, что делает или собирается делать в этой отрасли акимат, было прозрачно и чтобы мнение предпринимателей учитывалось. Они еще настаивают на том, что необходимо создать свод требований по части той самой эстетичности, качества визуальной рекламы, о которой твердят городские власти. И главное, требуют убрать самое большое препятствие для ведения бизнеса - короткий срок аренды.

Сначала дайте землю на 5 лет, говорили они, дайте возможность делать инвестиции, а потом спокойно вместе решим, как и что мы будем менять.

Самое поразительное в этой истории: бизнесу для того, чтобы быть просто услышанным местной исполнительной властью, которая оперирует его платежами, понадобилось жаловаться, привлекать общественные организации, создавать некую диалоговую площадку.

Справка

В костанайских рекламных агентствах сегодня работает более 200 человек, только в местный бюджет за год этот предпринимательский сектор платит 110-120  млн тенге.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА