Проверки, которые можно и которых нельзя

Галина ПЕТРЕНКО

Прокуроры, госчиновники и предприниматели обсудили президентские запреты

Очередная акция «Чиновник и предприниматель», организованная прокуратурой Костанайской области целиком была посвящена мораторию на проверки малого и среднего бизнеса, который санкционировал глава государства. Акция проходила 28 марта, так что ее можно было считать подготовительной. Выяснилось, что даже за три дня до начала моратория далеко не все представители госорганов четко понимали, как по части контроля субъектов МСБ действовать дальше.

Завершить! Завершили

Впрочем, первые сложности были оперативными: к моменту проведения акции в области было не завершено около 200 проверок. Лидерами являлись налоговые органы и санэпиднадзор. Налоговики, например, до 2 апреля - дня начала моратория - должны были довести до конца 139 проверок. Они рассчитывали все успеть, планируя работу в том числе на выходные дни. По данным областной прокуратуры, действительно успели.

Кстати, управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам в ходе акции представило слайды, которые свидетельствовали: пик активности в назначении проверок пришелся в этом году на время после опубликования в конце февраля указа президента РК, вводящего мораторий. За март все контролеры хотели успеть провести максимальное количество проверок.

Собственно, разъяснение прокуратуры о том, что всю «незавершенку» необходимо срочно ликвидировать или придется прекратить проверочные действия, являлось ответом сразу на несколько вопросов. Их задавали представители и государственных органов, и предпринимательских объединений. Как быть с проверками, начало которых запланировано было по всей форме на самый конец марта? С переходящими проверками? С повторными проверками, которые являются логическим продолжением предыдущих действий? Например, проверяющие побывали на предприятии, выявили нарушения, направили предписания и обязаны были в ходе следующего визита убедиться, что их требования выполнены.

Начальник управления прокуратуры Костанайской области Юрий ОГАЙ дал четкий ответ: указ президента не делит проверки на плановые, контрольные, мораторий распространяется на все.

Иные формы

Этот мораторий - уже третий по счету в Казахстане. И опыт прошлых лет свидетельствует: всегда есть спорные моменты, требующие специальных разъяснений. Один из таких назвал, например, представитель Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Анатолий ТИХАНОВСКИЙ. Запрещает ли мораторий проведение камеральных проверок налоговыми органами? Налоговики относят их к «иным формам контроля» и выводят за рамки моратория, а предприниматели считают, что проверка - раз так называется - она и есть проверка, так что и камеральные проводиться не должны.

- Вопрос волнует многих, - признал Огай, - так как иные формы контроля профильным законодательством предусмотрены и у таможенных органов, и у органов архитектурно-строительного контроля, ветеринарного надзора. Когда ГАСК получает уведомление о начале нового строительства, у него есть по закону в течение 5 дней право посетить этот объект, осмотреть и направить уведомление о необходимости устранить какие-то замеченные явные нарушения. Просто устранить без применения мер административного воздействия, каких-то взысканий. Проводя камеральную проверку, налоговики никуда не выезжают, на предприятии не появляются, ведут у себя работу с документами - с поданными самими предпринимателями налоговыми декларациями. Если они направляют уведомление о том, что выявлено нарушение, ошибка в расчетах, предприниматель либо соглашается с ним и уплачивает определенную сумму в бюджет, либо обжалует уведомление. Считать ли в данном случае действия уполномоченных органов проверками? Мы запросили по этому поводу разъяснений в Генеральной прокуратуре.

На момент выхода этого номера «НГ» разъяснений еще не было. Как только появятся, мы сообщим об их сути в газете, на сайте.

Читайте указ

Ответы на все остальные вопросы, считают в прокуратуре, если не прописаны в самом указе президента РК, то вытекают из него. Наверно, стоит обратить внимание предпринимателей на то, что мораторий не предполагает 100-процентного запрета на проверки. Во-первых, существуют изъятия, прописанные в самом указе. Во-вторых, там же обозначен порядок назначения проверок в ситуациях, когда уполномоченные органы считают, что действия субъектов МСБ влекут «прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку». Согласитесь, под эти критерии много чего подпадает. Поэтому указ определяет особый порядок назначения проверок: исключительно по решению первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа и исключительно после согласования с Генеральной прокуратурой РК.

На совещании в прокуратуре представители некоторых госорганов спрашивали: если вспышка инфекционного заболевания или массовое отравление, а согласование требует немалого времени, что тогда?

- Ваши центральные органы должны в такой экстремальной ситуации сработать максимально оперативно, а вы на месте также оперативно подготовить пакет документов для согласования, - ответил прокурор Костанайской области Марат КАЙБЖАНОВ.
Кстати, Генеральной прокуратурой РК разработан и перечень документов, которые должны направляться при согласовании проверки, и то, каким критериям должно отвечать решение центрального госоргана или местных исполнительных органов о назначении проверки в период моратория. В числе прочих требований есть и такие, как приведение «веских обстоятельств, свидетельствующих о невозможности отложения проверки до окончания срока моратория», «наличие информации о массовости и системности нарушений со стороны субъекта предпринимательства», «наличие или отсутствие других правовых механизмов, которые могли бы не допустить нарушения со стороны субъекта частного предпринимательства». До проверяющих эта информация доведена.