Cреди невыпавшего снега
Никита КУДРЯШОВ, ng@ng.kz, фото автора
Чтобы добраться из Костаная до столицы Польши потребовалось: три самолета, сутки пути и железная выдержка, т. к. в аэропорту Астаны вылет пришлось ждать 8 часов, а в московском Шереметьево - 12. Пунктом назначения был город Лодзь, расположенный в 125 км от Варшавы.
Цель поездки - дела учебные, финансируемые государством, поэтому жаловаться на неудобства в дороге не приходилось. 27 сентября наша группа прибыла в Лодзь, на четыре месяца ставшим домом и перевалочной базой перед другими путешествиями.
Там чудеса, там леший бродит…
Первое впечатление от Польши - смесь восторга и непонимания. Лодзь больше Костаная, население - 720 000 человек, все реки - глубоко под землей, при этом город усыпан парками, скверами и множеством культурно-исторических памятников архитектуры. В черте града находится даже дремучий лес, где в годы Первой мировой войны проходило Лодзинское сражение между войсками России и Германии. Примечательно, что артиллерийские снаряды, застрявшие в стенах местной церкви, находятся под защитой государства наряду с вековыми деревьями.
Слайдшоу: фотографии открываются с подписями в новом окне при клике
Почти в каждом парке имеется фонтан или водоем с живностью. Вы можете идти на трамвайную остановку, засмотреться на плавающих уток и получить от местной белки орехом по голове.
Интересно наблюдать за работой местных коммунальщиков - когда в Лодзи все-таки наступила осень, вся опавшая листва тут же собиралась в кучи и вывозилась в течение нескольких часов. И еще. И еще... Продолжалось это до тех пор, пока вывозить стало нечего.
При этом на всех местных газонах можно сидеть, лежать и выгуливать домашних животных - никто и слова не скажет, только убирать не забывайте.
Отношение к природе тут иллюстрирует следующий пример: в центре города расположен обменный пункт, через крышу которого растет дерево. Никто его рубить и пилить не собирается - и дереву хорошо, и туристам забава.
Язык до Киева доведет
Общение с поляками - дело не совсем простое. Дело в том, что люди старшего возраста зачастую понимают русский язык, но в местах скопления туристов их не найти. Молодежь довольно бегло разговаривает на английском, но русский «не разумеет». Доходило до того, что ребята из какой-нибудь Анголы или Сенегала выступали в роли переводчиков.
Сами африканцы приезжают в Польшу за высшим образованием, живут там как минимум 5 лет и знают язык Юлиана Тувима как родной. Бывало, встретятся в лифте франкоязычный и англоязычный африканцы, пару этажей помолчат, а затем на чистом польском примутся обсуждать последние новости.
Был случай, когда я познакомился с полиглотом из Руанды - мы разговорились, он спросил, откуда я и на каком языке говорю. Пережив культурный шок от полученной информации о Казахстане, руандиец горестно вздохнул и печально произнес: «Не понимаю по-российску». Наши эсэнгэшные обучили.
С ребятами из Азии не менее весело. Как-то наша группа костанайцев зашла в лифт со словами: «А давайте покатаемся?» В ответ к нам повернулись две девушки и обиженно сказали: «Мы нэ катайсы». Японки, оказалось.
Особенности национальной учебы
Польша сегодня - полноправный член Евросоюза, поэтому учеба ведется по европейским стандартам. То есть в университетах есть группы польских студентов, обучающихся на английском языке. К ним прилагаются целые комплекты преподавателей, лаборантов и координаторов, владеющих минимум двумя языками. Один мой преподаватель разговаривал на польском, английском, немецком, испанском и украинском. На русском - только со студентом-словарем.
В Лодзи учеба происходила по следующей схеме: университет строит множество библиотек поближе к общежитиям и факультетам, наполняет их книгами и открывает учебный год. Затем вуз надеется, что знания из книг перетекут в студентов, в то время как сами студенты стараются перетечь поближе к пабам и барам. Как рассказывали французы и немцы: «Польша - очень дешевая страна, так зачем тратить кучу денег дома, если можно сэкономить здесь?»
Про деньги, экономию и дороги
Хотя Польша и входит в Европейский союз, в стране используется национальная валюта - польский злотый (1 злотый = 50 тенге). За исключением Варшавы, любой город можно целиком проехать за 30 злотых, столько же стоит билет на поезд от Лодзи до Варшавы. Но если вы студент и сможете это подтвердить, то проедете 125 км за 15 злотых. В противном случае придется заплатить всю стоимость билета. Но это почти бесценок, учитывая штраф в 200 злотых за безбилетный проезд в общественном транспорте.
Для передвижения по городу особой популярностью пользуются велосипеды. В любом крупном населенном пункте страны можно встретить специальные велопарковки и велодорожки. Сами поляки шутят: мол, бензин дорогой, денег мало - вот государство и строит дорожки велосипедистам. А по европейской традиции водитель двухколесного транспорта должен быть в шлеме, светоотражающем жилете и иметь при себе фонарик, чтобы в темноте обозначать свое присутствие. Дешевле один раз купить все необходимое оборудование, чем потом оплачивать штрафы за отсутствие какого-нибудь звонка на руле.
Поляки явно предпочитают малолитражки. В Лодзи водители имеют право парковать машину двумя колесами на тротуар. Поэтому когда ты спокойно идешь где положено, а тебя подрезает авто - все нормально, человек просто место выбирает, поближе к паркомату. Если что-то не так, то приезжает полиция и ставит на колеса блокиратор, штраф прилагается.
В Польше очень развит общественный транспорт. Практически в каждом крупном городе есть трамвайные пути и действуют ночные автобусы. Пассажиры покупают билеты разного срока действия - от одного использования или 20 минут до суток. В другом случае можно оформить проездной билет от одного месяца до года.
Контролеры тщательно маскируются под обычных пассажиров - это может оказаться и бабулька с авоськой, девушка-студент или «шкафообразный» мужчина. Пользуются они странным алгоритмом проверки пассажиров, особенно усердно игнорируя лица, от которых разит перегаром. У каждого контролера есть специальный прибор для проверки проездных карточек и служебное удостоверение, которое нужно предъявлять по первому требованию пассажира.
По общественному транспорту здесь можно сверять время - маршруты ходят регулярно, а опоздания относятся к ситуации из ряда вон выходящей. За четыре месяца в Польше я стал свидетелем только трех происшествий: у одного трамвая сломались сразу оба пантографа (те самые «рога»); другой трамвай зацепил пешехода, переступившего ограничительную линию; ну а в третьем перегорела лампа освещения. Пешеход не пострадал - только руку ушиб, к сломанному трамваю подоспел другой, взял его на буксир и повез в депо.
Из Польши очень удобно выезжать в другие страны. Существует даже бюджетная автобусная компания «Польский бус», которая может очень дешево довезти до большинства городов Польши, а также до Берлина, Вены или Праги. Можно и поездом, но билет до Праги в одну сторону стоит больше 15 000 тенге.
Для дальних путешествий лучше использовать бюджетные авиалинии, так в Лодзинском муниципальном турагентстве нам подобрали маршрут Варшава - Париж - Барселона - Варшава всего за 35 000 тенге.
Дороги там хороши относительно наших бездорожий, но поляки считают их ужасными в сравнении с германскими. Ехал как-то через сельскую местность на такси - водитель клял плохое состояние дорожного полотна. А мой неизбалованный взгляд такие дороги видел только в центре Костаная перед приездом высокого чиновника. На вопрос, ремонтируют ли у вас дороги в дождь, бросая асфальт в лужи, водитель ответил странным взглядом. Либо он не смог это представить, либо просто возникли трудности с переводом.
Что с погодой? Кроме дождя, бывает град, иногда светит солнце, и почти всегда держится туман. А снег я видел только один раз - когда в конце января в Польшу слегка зашла зима.
Материалы номера