Пешеходные переходы, которые убивают

Регулируемый пешеходный переход позволяет заметно снизить риск для переходящих пр. Абая

Война пешеходов и водителей приводит к трагедиям

В прошлом году в Костанайской области, по сообщению полиции, погибло 28 пешеходов - на 5 больше, чем в 2012-м. И в 2012-м, и в 2013-м по 310 пешеходов были ранены. При этом нередко ДТП случаются на пешеходных переходах. В чем причина таких аварий? Невнимательность водителей или большая самоуверенность пешеходов? А может быть, в том, как эти переходы расположены?

Кто это регулирует?

Читатели «НГ» неоднократно поднимали этот вопрос на сайте ng.kz. «Я не понимаю логику расстановки пешеходных переходов. Зачем их ставить после изгиба дороги на ул. Каирбекова (в логу, где она переходит в ул. Маяковского) и на Маяковского возле шиномонтажки и заправки «Эталон».

«Зачем пешеходный переход после подъема, как это сделано на ул. Алтынсарина? Если ехать в сторону центра, забираешься на бугор из лога и тут - пешеходный переход!»

«Едешь по Текстильщиков на Каирбекова - один светофор. Поворачиваешь налево - второй светофор, а потом и пешеходный переход. Не слишком ли много знаков на таком маленьком участке?»

«По Карбышева напротив супермаркета «Солнечный» имеется пешеходный переход. Идешь из гаража и всегда боишься попасть под автомобиль».

Разбираясь со всеми этими конкретными ситуациями, наткнулась на главный вопрос: кто регулирует установку знака «Пешеходный переход»? Административная полиция ссылается на ГУ «ЖКХ, ПТ и АД акимата города», те в свою очередь - на нее.

- Мы устанавливаем пешеходные переходы только в том случае, если этого требует административная полиция. Дороги, которые попали под реконструкцию, оборудуются дорожными знаками в соответствии с проектом, который согласовывается опять же  в полиции, - ответил руководитель ГУ «ЖКХ, ПТ и АД акимата г. Костаная» Руслан САНДЫБАЕВ.

Начальник отдела дорожно-технической инспекции административной полиции ДВД Костанайской области Ерлан ОСПАНОВ заявил, что ни один пешеходный переход не устанавливается по чьему-то субъективному усмотрению, все они существуют согласно нормативов и СТ РК 1412-2010 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

На деле это означает, что пешеходные переходы устанавливаются непосредственно перед перекрестками, вблизи остановок общественного транспорта, а также в других местах, где интенсивность пешеходного потока требует регулировки и соблюдения Правил дорожного движения. Любые изменения и порядок на дороге, регламентирует административная полиции в соответствии с законодательством.

- Прежде чем установить знак, мы с представителями акимата выезжаем на место и изучаем его необходимость. Другое дело, что на более опасных участках должны устанавливаться светодиодные знаки, которые позволяют их видеть в темноте. Но на них, как нам говорят, нет денег, - пояснил Оспанов. При этом, согласившись, что действительно  знак «Пешеходный переход» на изгибе дороги на ул. Каирбекова (в логу, где она переходит в ул. Маяковского) не уместен. (Рисунок № 4).

- Знаков «Пешеходный переход» у нас вполне в городе хватает, но почему-то нет знаков, предупреждающих о их местонахождении за 100-150 м. Они вполне были бы уместны в тех местах, где часто совершаются наезды на людей. Ну нет пока у наших водителей гена, который отвечает за соблюдение ПДД. Не пропускать пешеходов, пытающихся перейти дорогу по выделенной им пешеходной дорожке, - преступление. Только так нужно расценивать эти деяния. Должно смениться не одно поколение, чтобы этот ген «безопасности» уже был у каждого водителя, - считает в свою очередь директор «Автошколы АВС» Юрий КУЗНЕЦОВ.

На этом участке планируют подземный переход

Где густо, а где пусто

Много вопросов вызывают пешеходные переходы в районе бульвара Молодежный и ул. Каирбекова. Если первые три, когда едешь из центра на КСК, регулируются светофорами, то последний явно взывает вопросы у водителей. (Рисунок № 3). Сначала стоишь у двух светофоров, а потом через 10-15 м снова «зебра».

 

А вот жители домов в районе пересечения ул. Тарана - Набережной страдают от отсутствия перехода.

- Мы, выражая пожелания жителей, обратились к акиму города Костная, с просьбой о содействии в установлении пешеходного перехода на перекрестке Тарана - Набережная. На противоположной от многоэтажек стороне автодороги находится единственный продуктовый магазин в нашем районе. Пересекать автотрассу приходится и тем, кто пользуется услугами автобусной остановки с шестью автобусными маршрутами в сторону Затобольска. Актуальность пешеходного перехода возрастает в связи с обустройством набережной реки Тобол и открытием здесь прогулочной зоны. Кроме того, жители нашего кооператива и жильцы частного сектора регулярно ходят через дорогу к роднику за водой, расположенному между двумя мостами в зоне обустройства набережной реки, - рассказал «НГ» заместитель председателя ПКСК «Тарана, 2» Сергей ФЕДОРОВ.

Из отдела ЖКХ акимата  Костаная в ПКСК пришел ответ, который иначе, чем отпиской не назовешь: «Денежные средства на данный вид работ исчерпаны. Исходя из вышеизложенного предлагаем Вам с данным вопросом обратиться в ОДП УВД г. Костаная и получить согласование, после чего произвести установку знака за собственные средства».

Что характерно, чиновники даже не вникли в проблему, более того, ввели людей в заблуждение.

- На том отрезке, в принципе, не может быть пешеходного перехода или светофора, так как там находится мост. Это противоречит техническим требованиям установки дорожных знаков. При появлении этих знаков на мосту может скопиться транспорт, что небезопасно, - ответил «НГ» начальник отдела дорожно-технической инспекции административной полиции Ерлан ОСПАНОВ.

Опасные пешеходные переходы

Сотрудники дорожной полиции по опыту знают, что схема наезда автомобиля на пешехода в районе нерегулируемого перехода хрестоматийная. Водитель в крайнем правом ряду видит всю «зебру» и, соответственно, всех идущих. Он останавливается. Пешеход выходит на проезжую часть, уверенный в своей безопасности, - ведь перед ним притормозили. Тем временем по левому ряду несется другой автомобиль. Угол обзора его водителя минимален, потому что мешает первая машина. Естественно, любой законопослушный гражданин тоже нажмет на тормоз, если он видит впереди стоящего. Но, как говорит директор автошколы Юрий Кузнецов, это происходит не всегда, так как культура участников движения оставляет желать лучшего. Критический момент наступает, когда пешеход выныривает из-за первого авто, а второй в это время пересекает «зебру»…

При этом некоторые пешеходные переходы являются настоящими рекордсменами по числу аварий. Одним из таких участков является пешеходный переход возле магазина «Исток» на ул. Маяковского. (Рисунок № 1). Там по обеим сторонам дороги - автобусные остановки и между ними знак «Пешеходный переход». На нем в минувшем году в четырех ДТП погибли два человека, двое получили ранения.

- Я сама была свидетелем ДТП 30 декабря, когда на проезжей части лежала сбитая женщина. Это остановка становится все опаснее и опаснее. А ведь из микрорайона «Наурыз» дети идут и возвращаются из школы. Мы уже обращались в полицию, но ничего не меняется, - делится с «НГ»жительница микрорайона «Наурыз» Гульшат САЛАМАТОВА.

Пешеходный переход, находящийся на трассе Костанай - Рудный  (17-й и 13-й км) в двух ДТП унес жизни двух человека. На пешеходном переходе возле остановки «Пождепо» (рисунок № 2) в четырех ДТП погиб один человек, трое ранено.  И этот список можно продолжить - ул. Станционная, Карбышева, Каирбекова (недалеко от магазина «Солнечный»).

- Гибель на 13-м и 17-м км дороги обусловлена тем, что знак, обозначающий населенный пункт «Костанай» находится сразу после окончания поселка Красный Партизан, а ведь Кунай тоже входит в территорию города. Но водители, видя знак окончания города, тут же набирают скорость. Вполне можно было бы избежать смертей, если бы знак населенного пункта «Костанай» перенесли чуть вперед, - говорит житель поселка Кунай Рахмади НАЗМЫШЕВ.

Как заверили в административной полиции ДВД области, каждое ДТП, тем более те, в которых пострадали пешеходы, подвергается особому анализу. Вырабатываются меры, предложения.

- Мы в курсе ДТП на пешеходном переходе возле магазина «Исток». Переход установлен правильно. Другое дело - водители от светофора успевают так разгоняться, что не видят людей, выходящих с остановки. Мы уже думали, что можно сделать с этим пешеходный переходом. По идее, там нужен регулируемый или светодиодный дорожный знак, - поделился с «НГ» начальник отдела дорожно-технической инспекции административной полиции Ерлан ОСПАНОВ.

Предполагается, что он будет установлен в 2014 году.  В планах установка в Костанае и активных знаков. Такие широко используются, например, в Астане. Знак издает своеобразный шум, предупреждая водителя о пешеходном переходе. После реконструкции дороги на ул. Герцена перетерпит изменения и опасный переход для пешеходов возле остановки «Пождепо».

Как сказал сотрудник административной полиции ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО, руководство ДВД обратилось к местной власти, чтобы изыскали денежные средства на обустройство регулируемых пешеходных переходов с вызовом. Именно такой переход, включающий зеленый сигнал для пешехода, когда тот нажимает кнопку, поможет снять напряженную ситуацию на пр. Абая возле индустриального колледжа. Такие переходы нужны на ул. Гагарина (Центральный стадион), по ул. Алтынсарина (Центральный сквер), по ул. Гоголя (возле Казахско-французского центра) и по ул. Маяковсокго (возле магазина «Исток»).

Кроме того, полицейские предлагают построить подземные пешеходные переходы на перекрестках Аль-Фараби - Баймагамбетова, Абая - Хакимжановой, соединить подземными переходами  улицы Победы, Алтынсарина и Шевченко,  разгрузив, таким образом переходы в районе  Центрального рынка. Дело за деньгами. 

Знаки "Внимание, дети!" и "Пешеходный переход" должны быть возле каждой школы

А что же пешеход?

Пешеходы, впрочем, тоже не без греха. По их вине в 2013 году было совершено 30 ДТП, четыре человека погибло, 29 травмированы. Наверное,  стоит обратить внимание и на нормы ПДД, которые регламентируют обязанности пешехода. Ведь пешеход - тоже полноценный участник дорожного движения. Правилами дорожного движения  установлено, что пешеходам запрещается выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения и внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход.

Что мы наблюдаем? В последнее время стало нормой, когда люди вальяжно переходят улицу по пешеходному переходу, в наушниках или разговаривая по сотовому телефону. В этой ситуации мало кто задумывается, что автомобиль - это не лошадь и его невозможно остановить мгновенно. Поэтому пешеход  должен, как это указано в ПДД убедиться в отсутствии опасности для себя и для других участников движения. А главное - запрещается переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, чем у нас грешат многие. Бороться с этим можно двумя способами: размечая новые пешеходные переходы, которые игнорируются водителями, в том числе и из-за того, что встречаются они сплошь и рядом; или сделать более строгими Правила дорожного движения, не забывая неукоснительно контролировать их соблюдение как  пешеходами, так и водителями.

 

Что сделать, чтобы пешеходные переходы стали менее опасными?

Кайрат ОРДАБАЕВ, замначальника административной полиции ДВД области:

- Должно быть больше надземных (воздушных) и подземных пешеходных переходов. Вообще, надо максимально изолировать автомобили и пешеходов. Раньше у нас так было на ул. Абая - стояли перила вдоль проезжей части, что ограничивало выход пешеходов на проезжую часть в запрещенных местах. В идеале должен быть исключен выход пешехода на проезжую часть. Так предусмотрено во всех больших городах. Существующие пешеходные переходы недостаточно оснащены.

Абай ЮНУСОВ, главный архитектор города Костаная:

- Сегодня пешеходные переходы не видны за сугробами. Сложно ездить за рулем. Не понимаю, зачем переходы размечены на изгибах дорог, например, в районе кладбища по ул. Маяковского. Наличие их в этих местах еще больше подвергает опасности жизнь горожан. Выход вижу прежде всего в освещении, причем не только самих светофоров, но и дорог. Надо больше устанавливать светодиодных светофоров. Особенно освещение должно быть хорошим там, где ходят дети - в районе школ. Думаю, будет не лишним, если у детей на одежде будут светоотражающие полоски. Сегодня рано темнеет, утром, когда они идут в школу, тоже темно. Это способствовало бы снижению ДТП.

Юрий КУЗНЕЦОВ, директор «Автошколы АВС»:

- Пешеходам нужно знать, что автомобиль мгновенно остановить нельзя, особенно зимой. Выходить на пешеходный переход можно, лишь полностью убедившись, что вам уступают дорогу. Переходите дорогу побыстрее - не бежать ни в коем случае, но все-таки двигайтесь быстро. Ведь вы на дороге, а не на тротуаре. И потом, я уверен, что знающих, умных, профессиональных водителей должно быть больше. И в водителях, и в пешеходах должен быть выработан рефлекс соблюдения ПДД и чувство опасности за свою жизнь прежде всего.

Анна РАИН, общественный инспектор дорожного движения, социальный педагог СШ № 16 акимата г. Костаная:

- Знакам, извещающим о пешеходном переходе, на мой взгляд, не хватает яркости. Они должны светиться, а в темное время - особенно. Не помешало бы увеличить их размеры. Нередко они у нас в городе расположены хаотично, а не друг против друга. Взять, к примеру, пешеходный переход между 7-м и 8-м микрорайонами, находящийся возле магазина «Форум». С одной стороны дороги он установлен до остановки, с другой - после. Как переходить дорогу? И еще считаю, что детям нужно как можно больше рассказывать о ПДД и о последствиях его несоблюдения. В нашей школе эта работа поставлена на хороший уровень. Команда юных инспекторов дорожного движения представляла область на республиканских соревнованиях, там команда заняла третье место.

Алексей БОЙЧЕНКО, исполнительный директор ТОО «Туристтранссервис»:

- Вопрос безопасности дорожного движения мы часто заслушиваем и обсуждаем на сессиях городского маслихата. Думаю, одним из выходов в совершении ДТП является принятие решения об одностороннем движении в городе. За последние годы количество транспорта выросло, а улицы остались прежними. Не помогает избежать ДТП и их расширение. Конечно, надо больше устанавливать регулируемых пешеходных переходов. И еще «зебру» желательно бы сделать светящейся.