Особенности национальной агитации
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Станислав НАМ, nam@ng.kz
Чтобы выборы в любой стране состоялись, необходимо выполнить три простых условия: избирательные участки нужно оснастить необходимым оборудованием, избирателей ознакомить с их правами и процедурой голосования, а кандидатам предоставить равные возможности агитации электората. Как показывает практика, избирательные участки ко дню выборов приводятся в порядок, да и народ худо-бедно знает о том, где и как голосовать. С третьим условием сложнее. В течение последней недели перед выборами в маслихаты и Мажилис корреспонденты «НГ» провели небольшое исследование и пришли к удивительному выводу - некоторым кандидатам в депутаты, похоже, глубоко наплевать, выиграют они или нет.
Где вы, наши кандидаты?
15 августа, за 3 дня до выборов, в рабочее время корреспонденты «НГ» объехали 8 избирательных участков в Костанае. По требованиям Центризбиркома на этих стендах также должны быть размещены телефоны вышестоящих избирательных комиссий, судов и прокуратуры, куда избиратели могут обратиться в случае нарушения их прав. Только в двух осмотренных нами участках мы обнаружили эту информацию. Как сообщила «НГ» член участковой избирательной комиссии №1 Жакиля ОМАРХАНОВА, еще день назад листок с необходимыми координатами висел на стенде. Куда делся - неизвестно. По мобильному телефону она связалась с председателем комиссии Еленой Ивановой и та сообщила, что этот листок отправлен на перепечатку и его вернут на место в ближайшее время.
На двух участках - №11, в институте повышения квалификации учителей, и №18, в здании фабрики «Большевичка», сотрудников избиркомов на месте не оказалось. Более того, на участке №11 дежуривший в нем полицейский не позволил нам пройти внутрь, чтобы убедиться в том, что на участке размещена информация о кандидатах и партиях. На остальных участках эта информация была размещена на специальных стендах. Как сообщила «НГ» председатель областной избирательной комиссии Антонина МАРКОВА, если на каком-то из избирательных участков информация о кандидате отсутствует, то, скорее всего, его биографическая справка была напечатана с ошибкой и ее отправили перепечатывать.
- Это вопрос нескольких дней. В день выборов наличие биографий на избирательном участке обязательно.
А вот размещение предвыборной программы кандидатов и партий на избирательном участке является грубейшим нарушением. Каким же образом избиратели могут познакомиться с предвыборными обещаниями? Конечно, из рекламы в СМИ и агитационной печатной продукции кандидатов. Вот только какой костанайский предвыборный парадокс получается: листовками одних кандидатов в депутаты и некоторых партий обклеен весь Костанай, а о других вообще ничего не видно и не слышно.
- Ознакомиться с программой кандидата в депутаты можно на встречах, - отметила Маркова. - Избиратели также могут позвонить в окружную избирательную комиссию и взять координаты кандидата в депутаты.
Следуя этому совету, 14 августа мы обзвонили восемь окружных избирательных комиссий. В каждой нам заявили, что не имеют права давать подобного рода информацию. На трех участках члены избиркомов сообщили, что вообще не знают, как связаться с кандидатом в депутаты.
Получается, что на деле узнать о программах кандидатов в депутаты непросто даже человеку с очень активной гражданской позицией.
Может, вам денег мало?
На проведение предвыборной кампании кандидатам в маслихаты выделяются деньги из республиканского бюджета: в городские или районные маслихаты - по 162 100 тенге, в областной маслихат - 313 180 тенге.
- С этого года кандидаты в депутаты могут также создавать свои избирательные фонды, - сообщила Антонина Маркова, - и эти деньги они могут дополнительно пустить на предвыборную агитацию.
Если кандидат баллотируется от общественного объединения, то его фонд не может превышать 600 минимальным заработных плат (МЗП) - это около 5,85 млн. тенге. Фонд самовыдвиженцев не может превышать 400 МЗП - примерно 3,9 млн. тенге.
Но предположим, что кандидаты могут рассчитывать только на бюджетные деньги. На что их хватит? Мы выяснили расценки на предвыборную агитацию в некоторых СМИ и типографиях Костаная. Например, публикация выступления в газете обойдётся кандидату как минимум в 50 тенге за 1 кв. см газетной полосы, размещение 30-секундного ролика на радио - 4000 тенге за 4 проката в день, изготовление этого же ролика - 25 000 тенге, размещение 30-секундного ролика на телеканале - 17 000 тенге за 3 проката в день, его изготовление - 65 000 тенге, выступление кандидата на радио - 10 000 тенге за 10 минут, на телевидении - 90 000 тенге за 15 минут. Казалось бы, при таких расценках проще всего заказать двухцветные листовки и наклеить их везде, где может заметить избиратель, - дешево и сердито, всего 18 000 тенге за 1000 экземпляров. Но в Костанае такой наглядной агитации почти не видно. Зато повсюду висят плакаты побогаче, полноцветные на глянцевой бумаге - по 37 000 тенге за 1000 экземпляров.
Кстати, неосвоение бюджетных средств на проведение предвыборной кампании нарушением не является, поскольку наличные деньги на руки кандидатам в депутаты не выдаются. Кандидаты просто предъявляют в избирком счета за агитацию для уплаты.
И что же вы нам обещаете?
Поскольку координат кандидатов в избиркомах нам не предоставили, пришлось узнавать их телефоны с помощью платной справочной службы. В результате корреспондентам «НГ» удалось дозвониться до 7-ми из 17-ти кандидатов в областной маслихат, и до 10-ти из 45-ти кандидатов в городской маслихат Костаная. За четыре дня до выборов - 14 августа - им были заданы одни и те же вопросы, которые не носили агитационного характера. Ответы некоторых кандидатов, мягко говоря, шокировали. Фамилии особо отличившихся мы назвать пока не можем, по закону эти перлы вполне могут расценить как антипропаганду. И не важно, что в данном случае сам кандидат агитирует против себя. Но при подведении итогов выборов их имена обязательно опубликуем. И вот что получилось в результате нашего исследования.
Вопрос 1: На ваш взгляд, достаточно ли средств выделяется кандидатам в депутаты из республиканского бюджета на проведение предвыборной кампании?
Только четверо из 17-ти опрошенных кандидатов ответили, что средств достаточно. Остальные отметили, что их не хватает. Из-за нехватки средств, отмечают кандидаты, брошюры и другую агитпродукцию изготовить крайне сложно.
Вопрос 2: С этого года кандидаты в депутаты городских, районных и областных маслихатов могут открывать свои фонды. Воспользовались ли вы этим правом?
Из 17-ти опрошенных кандидатов этим правом воспользовались только трое.
Вопрос 3: Как избирателям можно ознакомиться с вашей программой? Проводили ли вы встречи с избирателями, выпускали ли вы плакаты и другую агитационную печатную продукцию? Где ее можно найти?
Ответы на последний вопрос были настолько разнообразны и интересны, что некоторые из них следует процитировать дословно: «А я пока не знаю, где можно найти мою программу!», «Я пока с народом не встречался(ась), плакаты не печатал (а)». Кто-то просто бросал на этом месте трубку. И только шестеро из 17-ти опрошенных кандидатов сообщили,что наглядную агитацию выпускали, провели ряд встреч с избирателями, раздавали на них брошюры со своей программой, а также разносили агитационную печатную продукцию по домам избирателей.
Интересно, что почти все опрошенные кандидаты отметили - с их программой можно ознакомиться на избирательных участках. Мы сообщили им, что в этом случае они явно нарушают закон. Но кандидаты заявили: если все кандидаты на одном избирательном участке разместят свою программу, то это нарушением считаться не будет. Более того, некоторые кандидаты уверены, что при этом условии их программы могут висеть на избирательных участках даже в день выборов.
Вопрос о возможности размещения агитации на избирательных участках мы вновь задали Антонине Марковой. Ответ был тот же:
- Программы кандидатов на территории избирательного участка вывешивать запрещается.
Кто же кого не понял?
Выборы или жмурки?
Итак, подведем итоги. По закону в Казахстане нет четко определенных мест, где можно одновременно познакомиться с предвыборными программами всех баллотирующихся в избирательном округе кандидатов в маслихаты и всех политических партий, претендующих на места в Мажилисе. Поэтому, если избиратель захочет участвовать в действительно альтернативных выборах, он должен дойти до окружной избирательной комиссии, выкроив свое рабочее время, узнать график встреч кандидата с народом и прийти на эту встречу, если она действительно проводится и если не помешает богатый урожай на даче, плохая погода, испорченное настроение. Не слишком ли много этих «если»? В этой ситуации практика показывает, что большей части электората просто лень добровольно идти куда бы то ни было, чтобы послушать чьи-то обещания, либо некогда это делать.
Но еще хуже, когда сами кандидаты не горят желанием рассказывать о себе. А раз нет агитации - срабатывает метод «тыка».
И пока существуют эти нестыковки, кандидаты и избиратели останутся двумя берегами одной реки под названием «Демократия».
Права избирателейДо дня выборов:
- беспрепятственно знакомиться с информацией, вывешенной на избирательном участке;
- сверить списки избирателей, чтобы найти свою фамилию в этих списках.
В день выборов:
- выбрать, каким способом ему голосовать: по системе «Сайлау» или бумажным бюллетенем;
- знакомиться с итоговым протоколом подсчета голосов.
Обязанности избиркомов:
- уточнить у избирателя, каким способом он будет голосовать;
- подсчитать все голоса в течение 12-ти часов после окончания процедуры голосования.
Что должно быть на стенде
До и во время голосования:
- образцы заполненных бюллетеней;
- информационные материалы обо всех кандидатах в депутаты маслихата, баллотирующихся по данному избирательному округу;
- информационные материалы о политических партиях, выдвинувших свои партийные списки в Мажилис;
- координаты вышестоящей избирательной комиссии, органов прокуратуры;
- правила поведения на избирательном участке.
После голосования:
- копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах подсчета голосов.
Фото Виталия Халевина
Материалы номера