Маркировкой по агрессии и психозам?
Галина ПЕТРЕНКО
Принимая новый закон, парламентарии не озаботились тем, почему не работают старые
Казахстанские депутаты взялись защищать детей от информации, негативно влияющей на их здоровье и развитие. Одноименный законопроект в первом чтении одобрен мажилисом в декабре ушедшего года. Председатель парламентского комитета по социально-культурному развитию Дарига НАЗАРБАЕВА уже после этого заявила, что депутаты и сейчас открыты для обсуждения. Может, и правда еще не поздно. Потому что, по крайней мере, журналистам «НГ» - как раз изготовителям информационного продукта - не очень понятно, как закон в реальности будет работать. Пока львиная доля депутатского мессиджа обществу - разъяснения, во имя чего они это затеяли.
Равнение на «заграницу»
Руководитель рабочей группы по законопроекту депутат Алдан СМАЙЫЛ изначально заявлял, что по части защиты детей от информационной опасности Казахстан сегодня непоправимо отстает от мира. В законодательстве многих стран, которые являются столпами демократии, - США, Канада, Германия, Швеция, Австрия и т. д. - предусмотрены запреты и ограничения на распространение среди несовершеннолетних такого специфического товара. Предусмотрены также проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, возрастная классификация с маркировкой, временные рамки трансляции передач, предназначенных для детей. И ответственность прописана за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних, вроде бы вплоть до уголовной.
Почти все это будет и у нас.
Предполагается, что вся информационная продукция будет поделена по возрастному принципу. Ко всем категориям применят конкретные требования, укажут благоприятное время для распространения информации в эфире.
Не упущена полиграфическая продукция. Со школьных тетрадок, дневников, книжных обложек должны исчезнуть всякие монстры, певцы, киногерои, если их сочтут вредными для детей определенного возраста. Будете брать для семиклассника тетради только с соответствующей маркировкой.
Впервые в истории казахстанского законодательства депутаты разработали обязанности для распространителей компьютерных и электронных игр, где «не должны встречаться сюжеты, провоцирующие агрессивность, не должны встречаться эпизоды насилия, унижения, надругательства».
В принципе, исходя из этого, уже сейчас 90% популярных игр надо собрать и уничтожить. Лично я, может, и не против. Но при этом в голове бьется предательская мыслишка: а как же быть со старыми сказками про Бабу-ягу, Кащея Бессмертного, с чудными вещицами от братьев Гримм, с народными сказками, в том числе казахскими, где есть и чудовища, и все время кто-то на кого-то зуб точит, пожирает... Ну это лирика.
Ну, естественно, в законопроекте пристальное внимание уделяют и средствам массовой информации. Их продукция тоже должна будет маркироваться.
Алдан Смайыл говорил, что во многих странах есть ограничения на информацию для детей
Фото thenews.kz
Поцелуй - это «16+» или меньше?
Поцелуи же бывают разные. Страстные - у влюбленных, ласковые - у родственников. Как маркировать информпродукт, их содержащий. Вопрос не праздный, и мы вовсе не ерничаем. Речь-то идет о моменте, который больше всего волнует тех, кто закон будет исполнять, а за неисполнение понесет наказание. Кто разработчик критериев отнесения информации к той или иной возрастной категории, кто будет маркировать продукцию, кто давать экспертное заключение? Это будет некий уполномоченный орган или аккредитованные им на это дело организации - это совсем разные расходы? Кстати, о расходах в связи с реализацией закона - для СМИ, подавляющая часть которых в РК являются негосударственными, - это весьма актуальный вопрос. Мы его задали коллегам.
- Пока закон не принят в окончательной редакции, мы затраты, конечно, не просчитывали, но в любом случае они будут. И весь вопрос, на мой взгляд, в критериях, по которым тот или иной информационный продукт будет отнесен к определенной возрастной категории, - сказала и. о. директора ТРК «Алау» Екатерина ТУТОВА. - Смотришь сейчас фильмы на российских каналах, и - на мой субъективный взгляд - на каких-то неоправданно стоит маркировка «6+», можно бы и повыше. Будет ли разработан адекватный и удобный в применении свод критериев, для меня пока в этом вопрос. Ну и важно, конечно, кто будет оценивать соответствие информационного продукта маркировке, решать, правильно - неправильно, нарушаете - не нарушаете... Защищать детей нужно. Но если брать казахстанское телевидение, на мой взгляд, у нас настолько все культурно, неагрессивно. Может, в силу восточной ментальности, культуры. Сложно включить казахстанский канал и нарваться на кровищу по всему экрану. Больше угроза идет от Интернета, чем от телеканалов. Все-таки я не знаю, насколько реально значок «16+» заставит 10-летнего ребенка выключить телевизор, не смотреть то, что ему рановато. Как это все работает, есть ли такие исследования?
- После принятия в первом чтении - а это серьезный этап - законопроект тем не менее содержит противоречивые моменты, - считает юрист Национальной ассоциации телерадиовещателей Сергей ВЛАСЕНКО. - Ищем ответ на сакраментальный вопрос, кто должен ставить на информационную продукцию возрастной индекс. Ответ в проекте закона - целых три человека: собственник, производитель, распространитель. Представляете, что каждый из них будет делать экспертизу одному и тому же контенту. Какая почва для конфликтов! И кто будет крайним в случае чего, кого привлекать к ответственности? Второй вопрос, кто может в связи с уже проставленным индексом предъявить вам претензии? Не только уполномоченный орган, но и любой бдительный гражданин... Мы на рабочей комиссии, когда пытались прояснить некоторые моменты, говорили, что как бы с этим ограждением от негативной информации не перестараться. Ну давайте детям вообще глаза завяжем до 18 лет, и пусть так живут. А потом развяжем и посмотрим на реакцию. По аналогии со здоровьем - прививки же всем делают. Чтобы потом человек основную болезнь легче перенес.
Казахстанский законопроект во многом похож на российский. Нам удалось связаться с коллегами из издательского дома «Коммерсант», спросить, как они на практике исполняют закон. На первой полосе нижегородского регионального выпуска стоит индекс «16+», так же маркирован сайт. Индексы стоят на многих рекламных макетах. Нам рассказали, что понадобилось, например, отмаркировать рекламу собственной подписной кампании издания. А зачем, спрашиваем. Закон требует, отвечают.
То есть дело идет довольно формально. Не будем пересказывать казусы правоприменительной практики соседей, когда готовы были запретить «Ну, погоди!» и «Ежика в тумане» для малышовой аудитории, а трансляцию концерта Монтсеррат Кабалье пометили индексом «12+», что-то не то усмотрев в нем для младших школьников. Все это было бы смешно, когда бы не было так глупо.
По большому счету, какой негатив несет информация делового «Коммерсанта», скажем, 14-летнему подростку, возможно, будущему Рокфеллеру. А индекс ему сигналит, что читать эту газету нежелательно. Абсурд какой-то.
В Казахстане, правда, статья 17 законопроекта уводит от маркировки информацию общественно-политического значения, новостные программы. Но это же только первое чтение проекта. В Правовом медиацентре, например, не уверены, что это положение вещей доживет до стадии собственно закона.
Сергей Власенко: «Законопроект сейчас содержит противоречивые нормы»
Фото thenews.kz
А что остается родителям?
- У меня очень мало надежд, что будет реальная польза от этого законопроекта, - высказала свое мнение для «НГ» директор ОФ «Правовой медиацентр» Диана ОКРЕМОВА. - Расходы предвидятся громадные, причем из кармана издателей, собственников. А между прочим, маркировка рассчитана прежде всего на сознательность родителей, но у нас зачастую дети смотрят телевизор и читают журналы самостоятельно. При этом знак возрастного ограничения будет, наоборот, притягивать внимание детей и станет привлекательным «запретным плодом».
- У нас сейчас в том, что касается детей, стала доминировать тенденция - все переложить на кого-то. Ребенок агрессивен, невоспитан... Кто в этом виноват? Школа, а теперь еще плохая печать, плохое телевидение, - согласен с коллегой Власенко.
Вот и мы о том же. Интересно, что в досье к законопроекту, которое есть в открытом доступе, в одном из экспертных заключений есть прямо-таки говорящая ссылка на одного из православных патриархов. Он говорит о том, что и прекрасной родниковой водой можно упиться насмерть. И если ребенок по 10 часов в день будет сидеть у телевизора в выходной или в интеллектуальные видеоигры резаться, то никакая маркировка здоровье его и развитие не спасет. С папой в парке надо гулять, на лыжах с друзьями кататься.
Есть ощущение, что Казахстан с этим проектом стремится просто быть в некоем законодательном тренде, который на сегодня сложился в мире. Не пользы ради, а галочки для. Тем более что депутаты громоздят один закон на другой, не заботясь о том, как выполняются прежние.
Газетам, может, и не всем, а телекомпаниям придется поголовно осваивать искусство маркировки передач
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Например, в статье 29 закона «О телерадиовещании», принятого лишь год назад, содержится четкий запрет на распространение в эфире информации: «В период с 6.00 до 22 часов по местному времени не допускается распространение телепрограмм, которые могут нанести вред физическому, психическому, нравственному, моральному и духовному развитию детей и подростков, способной нанести вред ребенку, их нельзя транслировать с 6 утра до 10 часов вечера, а также фильмов. Индексируемых в соответствии с Законом РК «О культуре» индексом Е». То есть имеются нормы в двух законах, есть индексация. Господа законотворцы, чего же боле!
Материалы номера