Стали оперяться наши инновации?

Фото из архива «НГ»

Галина ПЕТРЕНКО

Ценно, что дела не увяли сразу после презентации идей

Прошлый год в Костанайской области можно определять по-разному. Но если разглядывать былое через призму предпринимательской тематики, то сразу вспомнишь, что часто говорили о приоритете принципиально новых для региона производственных идей. Мол, именно они должны стать локомотивом движения вперед в конкурентном мире. Ну или хотя бы на пространстве Таможенного союза. «НГ» узнала, как реализуются несколько самых многообещающих проектов.

Каждый диаметр, каждый калибр

Мы начали с «тяжелой артиллерии». В конце прошлого года вступил в строй действующий завод ТОО «ЕвразКаспианСталь» - мало того, что один из крупнейших в области инвестиционных проектов, так еще и действительно невиданное для региона производство.

Его стоимость - 18,5 млрд тенге. Разработчиком проекта являются АО «Caspian Group» в партнерстве с управляющей компанией Evraz Group SA, одной из крупнейших промышленных групп в России. Мощности завода рассчитаны на выпуск 450 тыс. т мелкосортного проката в год. Стальные заготовки поставляются с металлургического завода в Новокузнецке.

Когда 25 ноября на предприятии при большом стечении чиновного народа презентовали вынырнувшую из печи раскаленную заготовку для изготовления арматуры, в воздухе носились слова «старт костанайской металлургии». Тогда же, кстати, речь шла о том, что чуть ли не в декабре предприятие начнет производить товарный продукт.

- Нет, пока не производим. Выпуск товарного продукта у нас намечен на конец марта-начало апреля, - ответил на вопрос «НГ» генеральный директор ТОО «ЕвразКаспианСталь» Роберт ЛИ, - производство сложное, главный вопрос - вопрос качества. После 15 января к нам приедет специалист, и мы начнем отрабатывать последовательно каждый диаметр, каждый калибр выпускаемой арматуры. Сколько выпустим до конца года? 250-300 тыс. тонн, это вполне нормальный объем для первого года работы.

По словам директора, ТОО ориентировано прежде всего на казахстанский рынок, который имеет высокую емкость: в 2013 году он потребил около 800 тыс. т арматуры, а с оживлением строительной отрасли объемы еще вырастут. При этом в стране сегодня производится лишь 30% необходимой арматуры, и, по мнению Роберта Ли, у казахстанских конкурентов имеются проблемы с качеством продукции. Костанайский завод намерен предложить строительным компаниям арматуру класса А 500 СП, которая позволяет экономить до 15-20% металла на кубометр бетона и которую до сих пор в стране не производят.

Обозначают ли как-то свой интерес к продукции ТОО костанайские предприниматели, спросили мы у гендиректора.

- Пока дело обстоит так, - сказал он, - после этапа полной отладки производства мы должны на свою продукцию получить сертификаты соответствия, после этого ее параметры войдут в СниПЫ, и специалисты будут использовать их при проектировании.

Дорогу осилит идущий

Завод по производству лапши быстрого приготовления в Рудном был пущен в конце 2012 года. Весь 2013-й, следовательно, должен был уйти на наращивание предприятием мускулов и завоевание рынка сбыта. А рынок этот чрезвычайно густо населен. И потому скепсис по части эффективности этого проекта имеет место. Напомним, ТОО «Акбарс НК» - единственный казахстанский производитель, который рискнул заняться выпуском «быстрой» лапши, мощность предприятия - 50 млн пачек в год. К плюсам проекта на старте можно было отнести очень выгодные условия кредитования. В производство было вложено около миллиона долларов, солидная часть этих средств заемная - из 8% ставки вознаграждения по кредиту государство субсидирует 7%. По условиям одного из направлений Дорожной карты бизнеса. С возвратностью кредита проблем нет, заверил директор ТОО «Акбарс НК» Азамат НУРГАЗИН. Но и прибыль предприятие пока не считает.

- Продвигаемся маленькими шажками, но все-таки вперед, - сказал он корреспонденту «НГ», - улучшаем качество, совершенствуем рецептуру, исправляем некоторые маркетинговые ошибки. Сейчас мощности загружены на треть. Но причина не только в высокой конкурентности рынка. Если уж говорить именно о сегодняшнем дне, то для «быстрой» лапши сейчас не сезон - нет дачников на участках, нет загородных поездок, нет строек. Лучшее время для реализации такой продукции, как наша, - с мая. Где продаемся в области? Мы немного переориентировались: пытались войти в большие магазины класса А, однако потом скорректировали свои действия с дистрибьюторами и активно осваиваем сеть более мелких магазинов, вплоть до киосков. Но в Костанае сейчас в двух крупных супермаркетах идет наша промоакция... Мы очень реалистично относимся к проекту: в него изначально было заложено условие о том, что три года он не будет приносить дохода. Наша задача пока - выйти на точку безубыточности. И мы в этом направлении продвигаемся.

По словам директора ТОО, предприятие отрабатывает и идею приобретения франшизы. Но процесс тоже не быстрый: передача права, регистрация, согласование документов занимают около полутора лет.

Ориентир - 100%

В 2013 году Костанайская область взялась «расширять границы»: исполнительная власть организовывала целую серию деловых поездок, в частности, в страны СНГ. Ездили чиновники и предприниматели. Об отдаче этих командировок надо, наверно, делать отдельный материал. Пока остановимся на одном конкретном примере. В поездке в Свердловскую область познакомились друг с другом руководители ООО «Наш двор» из Первоуральска и ТОО «ЭксклюзивСтрой» из Лисаковска. В марте в Костанайском областном акимате они подписали меморандум о сотрудничестве. Свердловчане производят из экологически чистых материалов, в том числе из древесно-пластикового композита, оборудование для отличных детских площадок. Качество и дизайн такие, что устанавливают их даже в Европе. Лисаковчане, тоже приветствующие экологичность в своем бизнесе, производят конструции из металла, пластика, дерева. Договоренности были такие: сначала наши работают на условиях, похожих на условия франшизы, и продвигают изделия уральцев. Но постепенно начинают производить отдельные элементы оборудования, наращивая мастерство.

ООО «Наш двор», по словам его руководителя Павла СУВОРОВА, готово было на условиях партнерства передать казахстанским производителям «то, что дороже денег - часть нашей интеллектуальной собственности в плане работы с металлом».

- Пока мы закупаем у них продукцию и здесь продвигаем, процентов 10 только сами изготавливаем. Но с марта планируем начать свое более масштабное производство, - сказал «НГ» директор ТОО «ЭксклюзивСтрой» Алексей АМАН, - чтобы соотношение в 2014 году стало бы 50 на 50, а в 2015 году мы бы хотели производить оборудование для детских площадок полностью самостоятельно из своих материалов, с элементами собственного дизайна. Надеюсь в течение этих двух лет на сотрудничество с СПК «Тобол».

Кстати, новые детские площадки уральского образца появились в Рудном, нескольких районах, за пределами области.

Ищут инвестора

В апреле впервые в республике Костанайская область провела у себя форум Kostanay Invent 2013. Там на выставке презентовался целый букет цветистых идей: от чудо-тяпки, которая сама разбирает, что срубить, что оставить, до технологии производства нанобетона. Практически везде на выставочных стендах присутствовала информация о том, что идея требует инвестиций. Собственно, участники и рассчитывали собой кого-то заинтересовать в первую очередь государственные институты развития.

На форуме была презентована идея строительства в Рудном завода по производству активированного угля из низкосортного, зараженного зерна и плодово-ягодных отходов. На технологию получен патент, изготовлена опытная установка. Как сейчас идут дела?

- Мы зарегистрировали новое ТОО «Казэлектросорбент», - сообщил «НГ» предприниматель Максим ФРОЛОВ, - собираем документы, чтобы получить грант Национального агентства по технологическому развитию. Претендуем на 25 млн тенге. С представителем агентства мы встретились как раз на форуме в Костанае. Начали сотрудничать с технопарком «Сарыарка», рассчитываем на их базе опробовать первую из 5 промышленных печей, получить первый уголь. Проект большой, стоимость высокая - около 500 млн тенге. Безусловно, нужны будут солидные инвестиции. Но их скорее дадут, когда мы сможем что-то предъявить реальное, какой-то результат.

Выборка «НГ» не претендует на то, чтобы дать пищу для глобальных обобщений. Проекты разные - и по масштабу, и по направленности, и по уровню господдержки. Самое ценное, что ни в одном случае дело не заглохло сразу после озвучивания идеи. Но у большинства наших героев подошел самый сложный период - теперь «инвестиции в инновации» должны давать отдачу.