Акция «Чиновник и предприниматель»

Галина ПЕТРЕНКО

Закон суров, но он все-таки не дубина

В Костанае предпринимателя оштрафовали на 80 тыс. тенге за устройство клумбы. Этот и другие факты, которые иллюстрировали несоразмерность и даже абсурдность наказаний, применяемых к бизнесу, прозвучали в ходе акции «Чиновник и предприниматель». Ее - четвертую по счету в прошедшем году - 26 декабря провела областная прокуратура. Цель - обсудить проблемы, чтобы выработать предложения по изменениям в действующее законодательство.

Опасности нет, а наказание - ого-го

В 2013 году сотрудники надзорного органа провели несколько масштабных мероприятий, чтобы детально выяснить характер проблем, которые возникают между бизнесом и госорганами. Прокуроры общались с предпринимателями на местах их работы - например, в торговых центрах, на рынках, ездили по сельским округам.

- Выяснилось, что наиболее волнующим предпринимателей вопросом является даже не сам факт проведения на предприятии проверки, а следующие за ней меры реагирования, - сказал начальник управления прокуратуры Костанайской области Юрий ОГАЙ, - в частности, привлечение к административной ответственности, соразмерность наложенного штрафа, приостановление деятельности, лишение лицензии. Согласно административному законодательству, взыскание должно быть справедливым и соответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения. На практике же имеют место факты привлечения к ответственности за действия, не содержащие никакой общественной опасности.

В Костанае, например, ИП Евтушенко была оштрафована по статье 118 Административного кодекса на 50 МРП по постановлению земельной инспекции за «самовольный захват» небольшого участка городской территории - перед магазином она разбила клумбу. Формально, отметил Огай, состав правонарушения есть, но на деле интересам третьих лиц никакого ущерба не нанесено, имущественного вреда государству - тоже.

Прокуратура области, сообщил Огай, по поводу санкций указанной статьи уже обращалась в Генеральную прокуратуру с предложением ввести здесь альтернативное наказание - предупреждение. Генеральная, обладающая правом законодательной инициативы, предложение одобрила.

Ведомства «кошмарят» бизнес

Еще одна напряженная тема - за непредставление в срок или неполную информацию в антимонопольный орган предприниматель может быть наказан по статье 147 прим. 3 КоАП РК. Она предусматривает штрафы от 250 до 2 000 МРП, которые просто разорительны для предприятий.

В прошедшем году по постановлению антимонопольной инспекции на костанайское ТОО «Денсаулык» был наложен штраф размером более 600 тыс. тенге, при годовом доходе предприятия чуть более полумиллиона тенге. По такой же статье было оштрафовано - тоже на сумму более 600 тыс. тенге - ТОО «Астыкжан». Инспекцией в ТОО был направлен запрос, требующий информации по 13 позициям, со сроком исполнения 7 дней. При этом предприятие обязано было предоставить информацию о существующих барьерах входа на рынок, проблемных вопросах при осуществлении деятельности, предложения по устранению барьеров, сведения о субъектах рынка, занимающихся аналогичной деятельностью в Костанайской области... Парадокс: цели в запросе ставились вроде благие, а обернулось все грандиозным штрафом. Опять же, формально состав правонарушения есть, а на деле - нелепость.

После рассмотрения жалобы со стороны «Астыкжана» взыскание было снято - за малозначительностью правонарушения.

Руководитель Антимонопольной инспекции по Костанайской области Малик МАДЬЯРОВ признал, что наказание, предусмотренное именно за непредставление вовремя информации - неоправданно жесткое.

- Мы всегда объясняем предпринимателям, что они могут обжаловать наше постановление, сами отражаем в нем, что имеет место деятельное раскаяние, ущерб от правонарушения невелик, чтобы обосновать возможность применения судом статьи 68 КоАП РК, - сказал он.

Что касается самих крайне ограниченных сроков, то они четко в законе не обозначены, их ставит перед своими региональными подразделениями Агентство по защите конкуренции. А уж те на местах выполняют.

- Хочу прокомментировать эту ситуацию, - сказал первый заместитель акима области Евгений АМАН, который участвовал в акции прокуратуры, - заметьте: собирается не просто минимальный объем информации, который позволял бы анализировать рынки, а огромный, целые «простыни» надо заполнять. При этом сроки устанавливаются самим агентством… Есть такое обиходное выражение «кошмарить бизнес». Здесь оно как раз применимо. На мой взгляд, ведомство - и не одно это, к сожалению, - под себя создает нормативную базу, вне общественного контроля. В итоге ведомственные нормативные акты написаны так, что ставят предпринимателей в условия невыполнимости требований. Обращаюсь к представителям Национальной палаты предпринимателей. Необходима ревизия законодательства на предмет выявления норм, которые позволяют уполномоченным органам быть коррумпированными, делают возможным формальный, шаблонный поход в применении законодательства, мешают бизнесу в работе. Это первейшая задача для Палаты предпринимателей.

Что касается конкретно статьи 147 прим. 3, то прокуратура - после обсуждения с Антимонопольной инспекцией и бизнес-объединениями - намерена направить предложения о снижении минимального размера санкций статьи и законодательном урегулировании сроков предоставления информации антимонопольщикам.

Мы строили, строили и наконец…

Активнее всего обсуждалось применение статьи 231, ч. 2 (а также ст. 232, 233) КоАП РК, которая дает право за нарушение дважды в год строительных норм лишить строительную или проектную организацию лицензии. Без альтернативы. За любое нарушение, даже если речь идет о кривых косяках.

Ужесточение это свежее, изменение в закон вступило в силу в июле 2013 года. Гайки строителям решили закрутить после обрушения в апреле 2012 года нового многоквартирного дома в Караганде. Мотивировка, которая вела законодателей, вполне внятная.

- В последние годы объемы строительства в Костанайской области набирают обороты. Но качество подрядных работ оставляет желать лучшего, а оно связано с безопасностью населения, - отметил руководитель департамента архитектурно-строительного контроля и лицензирования Александр ЕН. - Нарушения, выявляемые нашими специалистами, свидетельствуют о системных проблемах в проектных и строительных организациях - низкая квалификация работников, отсутствие служб внутреннего контроля качества - входного, операционного, нормоконтроля, что приводит к элементарным нарушениям СНиПов. Ужесточение законодательства направлено в первую очередь на некомпетентных, недобросовестных участников строительного производства. Но перед законом все равны, и в ситуацию, угрожающую лишением лицензии может попасть любой. Призываю поэтому всех работать ответственно и внимательно.

Но руководители костанайских строительные компаний - а в прокуратуру пришли главы нескольких крупных ТОО - считают, что в данном случае контролирующие органы рискуют с водой выплеснуть ребенка. Отрасль пережила глубокий кризис: не осталось специализированных трестов, проблемы с профессиональными кадрами действительно налицо, и никто не считает, что жестко проверять строителей не надо. Но по части наказания следует все-таки отделять зерна от плевел. А лишение лицензии - мера радикальная, она сразу оставляет без работы сотни человек, на объекты автоматически необходимо новое утверждение проектной документации, проведение протяженных конкурсных процедур. Применение такого наказания обосновано тогда, когда налицо нарушения реально, а не теоретически угрожающие безопасности людей.

- Посмотрите, как мало нас осталось, - сказал директор ТОО «БК Строй» Игорь КИМ, - большинство из нас работало и при Союзе. И тогда был контроль, но сегодня он свелся к одному - только наказывать. Кто завтра останется в отрасли, кого будете проверять? Можно же на упреждение проблем работать. Согласен, строительство должно быть безопасным, но в остальном надо перестать шельмовать бизнес бесконечными проверками, требованиями и наказаниями.

Со стороны прокуратуры предлагается внести в статью 231 ч. 2 изменения о том, что поводом для лишения лицензии могут быть не любые нарушения СНиПов, а те, что влекут потерю прочности, устойчивости строения или отдельных конструкций.