Рудненская рыба его мечты...
Галина КАТКОВА
Предприниматель о том, почему сейчас нашему рынку не очень нужно качество
Свой инвестиционный проект директор Рудненского рыбозавода Саят МОЛДАБЕКОВ защитил на уровне области еще летом прошлого года. Идею возрождения традиционного производства на одном из старейших перерабатывающих предприятий региона одобрили, пожелали удачи. Инвесторы рассчитывали на господдержку в форме субсидирования процентной ставки по кредиту. Однако до сих пор им пришлось обходиться без нее.
Своими силами
По словам Молдабекова, банк, в котором прежние владельцы завода взяли крупный кредит под залог недвижимости, новым хозяевам произвел передачу долга. А с такой формулировкой, по критериям «Дорожной карты бизнеса», субсидирование ставки вознаграждения невозможно. Только на днях банк принял решение изменить целевое назначение кредита - «на приобретение коммерческой недвижимости». И Молдабеков рассчитывает все-таки льготами воспользоваться.
Если не по ДКБ, то в рамках другой программы - «Агробизнес-2020». Директор завода уже ездил в Астану, все узнавал непосредственно в министерстве сельского хозяйства, рассказывал там о своем предприятии.
Но сейчас - на удивление - о государственной поддержке в денежном выражении он говорит не очень много. В конце концов, когда сразу с субсидированием кредитной ставки не сложилось, им сказали: значит, пока придется вам рассчитывать на собственные силы. И учредитель предприятия, имеющий и другой бизнес, прибыль с него вкладывал в рыбное дело. С января 2013 года новое ТОО приступило к выпуску продукции, благо в целом основные помещения и производственные линии были сохранены. Но даже несмотря на то, что каких-то суперприобретений не делалось, вложения в предприятие уже составили около 40 млн тенге.
Сделали не шикарный, но необходимый ремонт производственных помещений, административного корпуса, привели в порядок магазин, расположенный при заводе. В нем одна только комната с охладителем для хранения готовой продукции обошлась в 350 тыс. тенге. Купили оборудование для вакуумной упаковки, 2 машины для развозки товара. На 10-15% подняли зарплату людям, в первую очередь стремясь сохранить в коллективе опытных специалистов. Сейчас там работают 40 человек, но кадровая проблема, как, наверно, на любом казахстанском предприятии, которое берется не перепродавать, а выпускать что-то, стоит остро. Кстати, сам молодой директор при посредстве фонда «Даму» участвовал в обучающем проекте «Деловые связи». Считает, что немало полезной информации получил.
Возродить бренд
По словам Молдабекова, сегодня ТОО вышло на «точку безубыточности». Объем переработки довели до 10-15 т в месяц, действующие мощности предприятия позволяют делать вдвое больше. Но рынок, освоенный заводом, столько не съест. Движение вперед здесь есть, конечно. Если на старте продукция ТОО продавалась всего в 10-12 магазинах, то сейчас - примерно в 140 точках. Помаленьку начали возрождать заглохшие связи с Россией. Правда, торгуют не напрямую, через посредников. Просто так на рынок соседа по Таможенному союзу не попадешь. Продажи в области идут преимущественно в Рудном. Директор завода говорит, что в Костанае не так давно встречался с руководителями практически всех супермаркетов. Выслушивали благосклонно, но намерения на хлеб не намажешь.
- Я понимаю их сомнения и скепсис. Продукция у нас дороже, чем у большинства производителей в Костанайской области. А мы при этом еще хотели бы, чтобы при продаже наша рыба не терялась в общей массе, чтобы были индивидуальные витрины и тому подобное... Но мы считаем, что наша продукция того стоит - мы выпускаем ее по традиционной технологии, которой издавна придерживались на Рудненском рыбозаводе: без колерования, использования жидкого дыма, другой химии. Поэтому и сроки реализации у нас более строгие. Я всем, кто берет нашу рыбу на продажу, говорю: это действительно натуральный продукт, храните, как надо, не держите до предельных сроков годности, лучше возвращайте - мы возьмем. Имя дороже. Тем более что мы стремимся именно возродить бренд не только на уровне узнаваемости этикетки, а как символ гарантированного качества и вкуса. Сейчас бренд размыт, многие продают продукцию далеко не лучшего качества «под маркой» Рудненского рыбозавода. Я как-то в магазин около своего дома зашел и слышу: человек предлагает взять на реализацию «нашу» рыбу, а она - уж я-то могу определить - чужая.
Дело госорганов - создавать условия
На заводе в основном вялят и коптят рыбу - как океаническую, так и речную. Большая часть сырья завозится из рыбных регионов Казахстана, крупных российских городов типа Челябинска.
Вялят на вольном воздухе. Похожий навес с вентиляторами, обнесенный сеткой-рабицей, с крючьями для рыбы я когда-то видела на советском комбинате «Гурьеврыбпром», поставлявшем продукцию в том числе на экспорт. Его директор еще тогда говорил, что иностранцы особо ценят их товар за натуральность, щадящие методы обработки.
Но вернемся в Рудный - коптят рыбу на заводе тоже по старинке - в дыму 6 коптильных печей. Жгут в них опилки.
Местного сырья перерабатывают немного - времена, когда завод имел свое рыбное хозяйство и таким образом гарантированную сырьевую базу, уж точно прошли безвозвратно. А закупать у давальцев - проблемно, говорит Молдабаев. Один привозит рыбу с дурным запахом, но документы на нее при этом в полном ажуре. А другой предлагает на вид безупречный улов, но без единой разрешительной бумажки. Возьмешь - нарвешься. Большое-то стационарное предприятие легко проверить, это же не мини-цех, который в случае чего легко перекочует из одного гаража в другой.
- Вообще я, пока в практическое дело не влез, не представлял, насколько потребительский рыбный рынок у нас слабо регулируется, - признается директор ТОО, который вообще-то успел потрудиться в банке, в отделе по работе с субъектами малого и среднего бизнеса, - поэтому качество товара у нас дорого обходится производителю, но никакой особой ценности с точки зрения продаж не представляет. И, похоже, всех это устраивает. Я не о льготах каких-то говорю, а об общем порядке. Да, ни красить рыбу, ни обрабатывать ее химическими смесями, имитирующими то же копчение, у нас не запрещено. Но тогда контроль санитарный должен быть жестче всей той рыбной продукции, которая попадает на прилавки. Ведь не зря говорят, что «химия» помогает скрыть, затушевать низкое качество сырья, погрешности хранения. Значит, регламенты на маркировку должны быть такие, чтобы покупатель мог четко сориентироваться, как именно изготавливалась продукция. Ну о недобросовестной конкуренции я уже говорил... На мой взгляд, обязанность контролирующих государственных органов - создавать и поддерживать такие условия, которые бы стимулировали именно добросовестного предпринимателя. В нашем деле такая поддержка со стороны государства нужна в первую очередь.
Фото Г. КАТКОВОЙ
Материалы номера