«Мечтающий стать президентом - пропащий человек»
Евгений ШИБАРШИН
Балташ ТУРСУМБАЕВ - о преемнике и политической реформе
Балташ Турсумбаев в 90-е годы занимал в Казахстане высокие государственные посты. Всегда имел особый взгляд на политику и сейчас, достигнув пенсионного возраста, события в Казахстане продолжает оценивать критически. На прошлой неделе в составе делегации Общенациональной социал-демократической партии Турсумбаев приехал в Костанай, чтобы поделиться с местной общественностью собственным видением ситуации в сельском хозяйстве. По некоторым политическим вопросам свою точку зрения он высказал «НГ».
Общество ждет депрессия
- Балташ Молдабаевич, в 1995 году, будучи главой Костанайской области, вы осмелились критиковать обсуждаемый тогда проект теперешней конституции. За ее авторитарную направленность. Прошло 18 лет и оказалось, что авторитарная политическая система позволила Казахстану обеспечить политическую стабильность и экономический подъем. Вы не пересмотрели свои взгляды?
- Политическая система, которую сформировал Назарбаев, имела свои положительные плоды. Но авторитарный режим более 10 лет не эффективен. Назарбаев когда-то говорил: мы вначале поправим экономику, после этого займемся политическими реформами и делать ее будем такими же ускоренными шагами. Такое время уже пришло и надо бы приступить к этому. А если с политическими реформами будем тянуть, общество впадет в депрессивное состояние. Тогда вывести из него людей в экономику и политику будет очень тяжело. Мы уже опаздываем.
- Что вы понимаете под политической реформой?
- Надо переложить полномочия президента страны на парламент и установить честные выборы судей. Тогда общество начнет работать на себя, самоформироваться. Территория Казахстана огромная, менталитет населения на Севере - один, на Юге - другой, отличается он и в западных, и в восточных регионах. Когда общество демократизируется, когда человек станет свободным, тогда люди начнут работать: одни направятся в политику, другие - в экономику, заработает в полную силу малый и средний бизнес, увеличится занятость населения, возрастет выпуск продукции. Для этого у нас есть все основания. В межнациональном отношении народ пока живет мирно, и этим нужно воспользоваться - провести нормальные политические реформы.
Если выбирать судей, правосудие в Казахстане встанет на свое место и восстановится справедливость. Об этом сейчас все говорят. И еще, я об этом говорю впервые, - ни в коем случае в пропагандистских целях не сравнивать Казахстан с Туркменистаном, с Узбекистаном, с другими странами СНГ. Не надо. Мы уже говорим, что Казахстан вошел в группу 50 развитых стран мира, теперь задача ставится - войти в тридцатку.
Не стоит сравнивать и с Германией, Францией. Давайте лучше сопоставлять цифры экономического развития с Венгрией, Польшей, Словенией и другими странами, которые вышли из социалистической «шинели».
- Демократию можно провозгласить, но если граждане будут пассивными, то она ничего не даст. Оппозиция в Казахстане постоянно говорит о возрастающей социальной напряженности, но не заметно, чтобы в последние годы граждане активно боролись за свои права. Да и сама оппозиция рассыпается на мелкие группы, которые никак не могут найти общий язык. И кого в таких условиях будут выбирать в судьи и депутаты? Того, кто больше заплатит за голоса?
- Появится конкуренция в политике, появится и конкурентная среда. Ну, ладно - не будем брать во внимание партию «Нур Отан», пусть она будет государственной. Но когда в равные условия поставят и другие зарегистрированные партии, дадут им трибуну, дадут возможность высказаться, тогда через них можно создать конкурентную среду и продвигать политические реформы. Другого выхода нет. Не начинать же заниматься политикой с детского сада. В школе, что ли, политике учить? Политическую среду надо создавать, тогда и политики появятся.
Да, возможно, на первых свободных выборах 30% избирателей подкупят или какие-то другие шахер-махеры проведут, но уже на следующих выборах 70% будет честного голосования, а 30% каких-то мухлевок останется. Так мы будем двигаться к нормальным выборам. Таких примеров в мире много. Я недавно разговаривал с одним поляком. Он говорит: у нас немного лишней демократии и свободы прессы, потому что иногда из-за небольшой ошибки могут «забить» грамотного политика или экономиста. Но он считает это естественными издержками свободы, данной обществу после долгих лет запретов.
«На пост президента не претендую»
- В оппозиционной казахстанской прессе иногда мелькает, что Нурсултан Назарбаева страной уже не руководит. А недавний «разгон», который он учинил правительству, оценивается как попытка показать, кто в стране хозяин. Насколько обоснована такая точка зрения?
- Назарбаев как управлял, так и управляет. Я внимательно слежу за событиями в стране, включая и их оценку за рубежом. Без его указания никто ничего не делает. Но в этом нет ничего хорошего. Пока он не дает нагоняя, пока не стукнет по столу кулаком, дело не продвигается. Это беда назначенного министра. Он боится ошибиться. Пусть лучше глава государства его отстегает, пусть направит его на правильный путь, и он тогда 3 месяца, полгода, будет шевелиться. Потом опять запустение.
Что касается «разноса», о котором вы говорите… Тут, наверное, так было: посмотрел президент - тенге дешевеет, цены на продукты растут, программы идут плохо, и решил разобраться. После чего и дал нагоняя министрам.
- Все признают, что Назарбаев - сильный политик и второго такого главы государства в Казахстане в ближайшее время не будет. Каким тогда должен быть его преемник? Кстати, вас одно время тоже включали в негласный список возможных претендентов на этот пост.
- Я себя никогда не видел в этой роли. Я не кандидат и не претендент. Просто много чего знаю и могу что-то предложить своей стране. И не больше. Могу сказать, как решать проблемы в сельском хозяйстве, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, могу с участием экспертов изучить какую-либо ситуацию и дать свои рекомендации. Вот мое дело. А если человек думает: я буду президентом через 5, 20, 30 лет - это уже пропащий человек. Он заболел, поэтому пропащий. Я этим не болею.
Что касается качеств, которыми должен обладать следующий президент Казахстана, то в первую очередь он должен хорошо знать экономику страны. Нужно уметь работать с народом. У нас народ многонациональный, имеющий разную ментальность, надо знать его историю и все это учитывать. У следующего президента не получится, как у Назарбаева: стукнул по столу - и заставил кого-то делать. Нужно собрать такую команду, таких людей, чтобы они законы выполняли, чтобы законы в Казахстане заработали.
Избавиться от иждивенчества
- Особая «статья» во внешней политике Казахстана - отношение с Россией. Интеграционные процессы идут во всем мире, никто этого не отрицает. Но почему тогда в Казахстане так много противников Таможенного союза с Россией и Беларусью?
- Во-первых, если Таможенный союз и будущий Евразийский экономический союз будут работать на уровне Евросоюза, то у Запада появится сильный конкурент. Поэтому их торговые представительства и посольства в наших странах оказывают негативное влияние. Во-вторых, участники Таможенного союза не равны по экономическому потенциалу. Беларусь, например, в советское время производила продукции в рублевом исчислении в 2 раза меньше, чем Свердловская область. Казахстан тоже в 10 раз меньше производит и потребляет, чем Россия. Поэтому появляется ревность. Сейчас, я смотрю, некоторые солидные экономисты повышение цен объясняют последствием Таможенного союза. Даже рост цен на бензин объясняют тем, что мы его закупаем в России. Но мы же добываем 80 млн т нефти, и пожалуйста - производи светлую продукцию. Кто тебе мешает? Перегони нефть в Россию и получи светлую продукцию… Поэтому противников Таможенного союза и тем более Евразийского союза будет огромное количество. Пальцев на руках не хватит, на каких направлениях будут препятствовать. Но если президенты России, Казахстана и Беларуси истинно захотят создать союз, то это будет продвигаться. А если так, как Лукашенко говорит: возьму преференции (они у России газ в 3 раза дешевле покупают, за мизерную цену покупают нефть и построили на границе с Польшей нефтеперерабатывающий завод), дескать, россияне - братский славянский народ, поэтому должен выручить, тогда никакого союза не будет. Иждивенческие настроения из головы нужно выбросить.
Досье:
ТУРСУМБАЕВ Балташ Молдабаевич
Родился в 1946 году в ауле Малый Боранкуль Омской области (Россия).
Окончил Омский сельхозинститут по специальности ученый-зоотехник, Алматинскую высшую партшколу.
1969-1980 гг. - специалист сельского хозяйства в Северо-Казахстанской области.
1980-1983 гг. - на партийной и советской работе.
1983-1993 гг. - председатель агропромкомитета Каз. ССР, первый заместитель председателя Совмина Каз. ССР, министр сельского хозяйства - зам премьер-министра РК.
1993-1995 гг. - глава администрации Костанайской области.
1995-1999 гг. - госсекретарь РК, посол Казахстана в Турции, зам. премьер-министра РК.
Избирался депутатом Верховного Совета Каз. ССР, в 1999 г. - сопредседателем Форума демократических сил Казахстана, сейчас - член бюро политсовета ОСДП.
Женат, имеет двоих детей и 5 внуков.
Материалы номера