По тракту и телеграфной проволоке
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист–историк
Фото предоставлены областным историко-краеведческим музеем
Как работала почта в Кустанайском уезде в конце 19-го века
В 1890 году в Тургайской области (Кустанайский уезд был в ее составе) за счет казны содержался один почтовый тракт - Орско-Тереклинский, длиной в 490 и 3/4 версты. Тракт вел в Туркестан и имел на своем протяжении 24 почтовых станции.
Кроме этого тракта, через всю область пролегали еще 6 земских трактов: Иргизский, Тургайско-Кустанайский, Троицко-Кустанайский, Илецко-Актюбинский, Актюбинско-Темирский, Актюбинско-Дамдынский. Общая протяженность - 1 231 верста. На всех 6 трактах содержались 315 лошадей. Содержание станций и разъездных лошадей с 1891 года «было отдано с торгов киргизам на 3 года».
Почтовые учреждения Тургайской области были представлены Иргизской почтово-телеграфной конторой, Карабутакским отделением, Актюбинской, Тургайской и Кустанайской почтовыми станциями. Все станции содержались за счет казны, помещение для станции в Кустанае арендовалось за счет городского бюджета за 400 рублей в год.
С открытием движения по Закаспийской железной дороге большая часть проезжающих из европейской части России в Туркестан, Хиву и Бухару стала направляться по этому пути, как и корреспонденция. В связи с этим движение по Орско-Тереклинскому тракту значительно сократилось.
Земская станция по Тургайскому и Кустанайскому тракту. 1891 г.
В интересах местного населения и в правительственных целях для удобства управления пунктом Кустанай, наиболее густонаселенным и отдаленным от центра Тургайской областной администрации, еще в 1890 году было возбуждено ходатайство «о соединении Кустаная с Троицком телеграфной проволокой», а через него - и с общей телеграфной сетью Российской империи, то есть об устройстве почтового тракта между Кустанаем и Троицком Оренбургской губернии и проведении телеграфной линии между ними. Военный губернатор Тургайской области, генерал-майор Я. Ф. Барабаш направил прошение министру внутренних дел Российской империи о пожертвовании на устройство телеграфной линии из остатков от земского сбора в сумме 5 800 рублей, находящихся в распоряжении Тургайского областного управления. Он упоминал о довольно значительных пожертвованиях на устройство телеграфа от «киргизских обществ и от торгового сословия области».
Известный в то время владелец соляных приисков на озерах Уркач и Эбелей купец П. С. Назаров, действовавший как доверенное лицо своего отца, омского купца первой гильдии Степана Ивановича Назарова, внес 8 000 рублей и предложил военному губернатору, желая ускорить постройку, начать строительство, исходя из этой суммы. Он рассчитывал, что лес для телеграфных столбов будет продан из казенных боров поштучно по таксе для пользы дела, а не делянками. И губернатор распорядился «об отпуске столбов поштучно». Жители Кустаная выразили свою готовность содержать за свой счет помещение для почтово-телеграфной конторы и пожертвовали 1 640 рублей на проведение линии.
Постройка началась в 1891 году, а открыли телеграфное сообщение в Кустанае 7 октября 1892 года. В том году были отправлены 472 телеграммы, получено - 459 телеграмм, ценных посылок отправлено - 152, бесплатных писем - 319, получено - 901 письмо.
К 1894 году движение по земскому Кустанайско-Троицкому тракту было прекращено на протяжении 176 верст, а с 1 мая 1894 года открыто движение по Кустанайско-Троицкому почтовому тракту протяженностью 160 верст с девятью станциями. На этом тракте содержались 62 лошади, погонная плата взималась по 3 копейки с одной версты и одной лошади. В то же время было открыто движение по новому земскому тракту Кустанай - п. Мариинский на протяжении 205 верст при девяти станциях. На этом тракте содержались 40 лошадей. Из архивных документов следует, что ямщики проезжали 50-80 верст без смены лошадей.
В 1894 году в Тургайской области действовали 2 почтовых тракта - Орско-Тереклинский и Троицко-Кустанайский - общей протяженностью 670 верст при 32 почтовых станциях и 302 лошадях. Действовали и земские тракты: Кустанайско-Мариинский, Кустанайско-Троицкий, Иргизско-Тургайский, Дамды-Актюбинский, Актюбинско-Илецкий и Актюбинско-Темирский. Общая протяженность этих трактов - 1 307 верст при 56 станциях с содержанием 332 лошадей. При уездных управлениях, а их было четыре - по количеству уездов, на содержании находились 88 разъездных лошадей исключительно для служебных государственных целей. Вопрос об отсутствии достаточного количества выезженных почтовых лошадей довольно часто обсуждался в правительстве.
Доставка корреспонденции из почтовых станций производилась рассыльными. Порядок на земской почте был учрежден таким образом, что корреспонденция доставлялась во все волости и принималась от них один раз в неделю.
Почтовая открытка с жанровой сценкой «Примиритель». 1892 г.
В 1895 году со стороны администрации в почтовых учреждениях области были сделаны улучшения: сокращено количество лошадей в одних станциях и увеличено в других, повсюду улучшился качественный состав лошадей, прежние ямщики были заменены «лучшими, умеющими объясняться по-русски», движение почты по земским трактам исполнялось согласно почтовому расписанию.
Всего в Тургайской области корреспонденции (писем, пакетов, бандеролей) в 1895 году было получено 581 647 единиц, отправлено по телеграфу денежной корреспонденции - 642, отправлено посылок - 1 266.
Скакун для Его Высочества Наследника Цесаревича Николая в проезд через Тургайскую область. 1891 г.
Гербы Тургайской и Акмолинской областей. 1891 г.
Материалы номера