Рынок без конкуренции

Петр СВОИК

В разных городах Казахстана повторяется один и тот же конфликт: между «инициативной группой», представляющей торгующих на рынке, и дирекцией этого рынка. То рынок переносится на другое место, то арендная плата становится нестерпимой, то еще что-то, возбуждающее море страстей и публикаций в местной прессе. Я раньше не задумывался, а тут вот пришло в голову: да ведь «оптовка» - это лицо нашего государства! По сравнению со всеми прочими городскими занятиями, здесь трудится больше всего людей, как правило - семьями, возникают новые трудовые династии.

А что же вы хотите, ведь торговля товаром, произведенным в Китае, Турции и России, - это вторая по производственным объемам, после нефте-экспортной, отрасль национальной экономики. Например, в прошлом году, даже по официальной отчетности (челночный и мелко-оптовый ввоз, наверняка, не весь учтен), завоз иностранных товаров в Казахстан превысил $24 млрд. Конечно, не весь этот импорт относится к тому, что продается в супермаркетах и на оптовках, но если даже взять всего $15 млрд., то и получается, что каждый казахстанец (включая еще не ходящих детей и уже не ходящих стариков) оставляет на прилавках бутиков и контейнеров по тысяче долларов ежегодно.

И вот смотрите как получается: что касается собственно тех, кто именно и «крутится» в этом бизнесе - «мотается» за товаром, арендует торговые места и сидит продавцом - то им самим достается от этих 15-ти миллиардов, по всей видимости, процентов пять-шесть, не более. Конкуренция-то жесткая - в каждом супермаркете сотни бутиков, на каждой оптовке тысячи контейнеров, а товар один и тот же. В помещениях под крышей - получше и подороже, под открытым небом - хуже и дешевле, но весь «розлив», как говорится, «из одной бочки».

Иное дело - вот эти самые «базаркомы», владельцы собственно крытых рынков и земли под контейнерными рядами. Сколько они «заряжают» за аренду одной торговой точки и сколько в этой плате собственно затрат на строительство и содержание рынка, а сколько чистой прибыли - этого мы с вами не знаем. Зато знаем другое: конкуренцией там и не пахнет, поскольку если даже в городе сразу два десятка рынков, то подлинных их владельцев - гораздо, гораздо меньше. И если это даже и разные люди, то друг другу они отнюдь не чужие.

А потому мы смело можем предполагать, что уж процентов-то 10-15 «своих» с рыночного оборота они «снимают» обязательно. Только за факт своего владения землей и помещениями, а это, как минимум, миллиарда полтора-два долларов в год из карманов покупателей.

И вот вопрос: а почему, собственно, владение городской землей под оптовками превращено в частный бизнес? Почему бы, скажем, городскому маслихату не взяться за организацию торговли самыми массовыми товарами, исходя из того, что земля выделяется бесплатно, торговые ряды обустраиваются с подключением средств городского бюджета, а арендная плата взимается по минимуму фактических расходов? Представляете, на сколько могли бы сразу упасть цены, и какая мощная конкуренция частным супермаркетам возникла бы!

Вот и вопрос акимам: а что вам мешает так сделать?

«Я раньше не задумывался, а тут вот пришло в голову: да ведь «оптовка» - это лицо нашего государства!»