Осторожно, парковок не наблюдается
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Проблема с парковками для Костаная - хроническая. Машины оставляют под окнами, на детских площадках, на тротуарах. Полицейские проводят рейды, градостроительный совет рекомендует строить подземные и многоуровневые паркинги.
Тем временем Правила дорожного движения нарушают не только обыватели, но сотрудники государственных органов, которые обязаны соблюдать законы. «НГ» просканировала ситуацию с парковками около самых посещаемых костанайских зданий.
В список нашего рейда попали территории возле зданий ДВД, областного суда, областной прокуратуры, УВД Костаная, финансовой полиции, департамента судебных исполнителей, РЭО, бизнес-центра и Центрального рынка. Проблемы со стоянками выявились на каждой нашей остановке.
Где пусто и где густо
Два года назад в Сити-центре, возле школы им. Алтынсарина, построили здание для областной прокуратуры с большой подземной парковкой и небольшой стоянкой во дворе, огороженном забором. Однако на общегородской парковке вдоль ул. Алтынсарина появился знак «Стоянка запрещена» с уточняющей табличкой «Кроме служебных автомобилей». 20 сентября в 8:30 эта парковка практически вся была забита машинами, только не служебными, а личными. По нашим наблюдениям, практически все автомобили оставили сотрудники облпрокуратуры. К 9:00 мы насчитали здесь 31 автомобиль, из них лишь один - со служебными номерами. На стоянке во дворе здания припарковалось 5 машин, в подземный паркинг спустилось 3 служебных авто.
Когда на парковке по ул. Алтынсарина не остается мест, водители ставят машины прямо на тротуаре, перед входом в здание прокуратуры. Свидетелями такой парковки корреспонденты «НГ» стали утром 24 сентября.
После переезда
Уже год прошел после того, как Центральный регистрационно-экзаменационный отдел управления дорожной полиции (РЭО) переехал на улицу Гвардейскую, 18 «А», но ни парковки, ни стоянки здесь нет.
20 сентября, 10:00. Два джипа стоят на укатанном газоне, остальные автомобили беспорядочно разместились вдоль забора. На воротах висит табличка «Не ставить машины», но ее никто не замечает. Напротив здания РЭО, под окнами дома № 51 по ул. Садовой, разместились вагончики страховых компаний. Посетители учреждения тоже ставят машины под чужими окнами. Возле здания есть большой двор, но там только ведутся работы по оборудованию парковки.
- Конечно машины мешают, - говорит начальник РЭО УДП Сайран ХАМИТОВ. - Но мы надеемся, что это временные неудобства. Стоянку во дворе оборудуют местные исполнительные власти, это их задача. Парковка на ней предусмотрена как для сотрудников, так и для посетителей.
Департамент по исполнению судебных актов только этим летом переехал на новый адрес - ул. Майлина, 2/2. Пешеходную зону перед этим зданием с давних времен превратили в проезжую часть и беспорядочную парковку. Новые хозяева навести здесь порядок либо не успели, либо не хотят.
Финансовые полицейские, переехавшие в здание № 4/1 по ул. Гашека тоже не так давно, проблему вроде бы решили: имеется большой асфальтированный двор и стоянка. 20 сентября в 11:00 внутренняя парковка была заставлена машинами. Однако автомобили заняли также парковку перед зданием, а также стройным рядом стояли под окнами соседнего жилого дома .
- И такой беспорядок тут каждый день, - рассказала «НГ» жительница дома Татьяна ТАЛАЕВА. - Сотрудники и посетители финполиции ставят машины у нас под окнами, во дворе. От них постоянный шум и пыль.
Как ответил на запрос «НГ» заместитель начальника ДБЭКП Сатим ТАСТАЙБЕКОВ, никаких жалоб от посетителей на отсутствие парковочных мест к ним не поступало.
Стоим под знаками...
Сплошной парковкой стала территория между зданиями ДВД и филиала Нацбанка РК. Экономичные «матизы», иномарки на любой вкус, габаритные внедорожники - весь ряд автомобильных предпочтений полицейских выстраивается на тротуарах и газонах. При этом внушительных размеров стоянка, обнесенная железным забором и соснами, не заполнена даже наполовину.
На заборе две таблички. Одна железная, прячет под веткой сосны полустертую надпись «Для сотрудников аппарата УВД». Вторая - лист бумаги с напечатанным текстом: «Автостоянка только для сотрудников ДВД Костанайской области». Висит она на главном въезде со стороны ул. Баймагамбетова.
Аналогичная ситуация возле областного суда. Для сотрудников существует отдельный въезд мимо дома № 100 по ул. Пушкина и большая территория, куда заезжают представительские автомобили с номерами, обозначенными буквами VP. Перед забором, за которым расположен главный вход в суд, висит знак «Стоянка запрещена». Получается, что посетителям ставить свои машины некуда.
Ул. Победы, рядом с Центральным рынком. Машины выстраиваются под запрещающие знаки и заезжают на тротуары. А приличная территория, обнесенная забором, на котором до сих пор висит табличка «Автостоянка 8-17», пустует. Платная автостоянка не работает с конца прошлого года. Ходили слухи, что место давно продано под застройку. В конце марта аким Костаная Гауез НУРМУХАМБЕТОВ в ответе на запрос «НГ» сообщил: «Платная автомобильная стоянка находится в частной собственности ТОО «Кызмет». Обращение от собственника по вопросу изменения целевого назначения земельного участка, который предназначен для «обслуживания платной автомобильной стоянки», не поступало».
… и во дворе
Здание УВД Костаная на ул. Тарана. Перед воротами - знак, запрещающий стоянку. А под ним автомобилей со служебными и частными номерами - пруд-пруди. Во время крупных совещаний полицейские выстраивают свои автомобили под запрещающим знаком, а еще чаще оккупируют двор между домами №№ 35 и 37 по ул. Тарана.
- У меня в этом дворе гараж, - говорит Аслан АБАЕВ. - В 8 утра приходишь брать машину, а выехать невозможно из-за стоящих автомобилей. Начинаешь пинать колеса, после чего иногда выбегают полицейские из здания УВД и говорят, что приехали на совещание, а мест нет. Но чаще всего никто не выходит, приходится вызывать сотрудников дорожной полиции, создаются конфликтные ситуации.
23 сентября, в третьем часу дня, корреспонденты «НГ» убедились, что этот двор превратился в автостоянку. Подъезд к гаражам заставлен плотным рядом автомашин.
Бесполезные паркинги
Главный вход в бизнес-центр City-Kostanai. На глазах корреспондентов «НГ» возник конфликт - автомобиль не мог выехать со стоянки из-за перегородившей ему дорогу «Газели».
- Я часто привожу сюда бутилированную питьевую воду, - рассказал экспедитор фирмы «Умай» Куаныш МЫКТЫБАЕВ. - И такие проблемы с заездом и выездом - не редкость. А что делать, если места мало, а мне нужно к главному входу подъехать?
При этом большой подземный паркинг, как убедились корреспонденты «НГ», практически пуст. Администратор бизнес-центра Альбина МАНСУРОВА подтвердила, что нехватка парковок со стороны главного входа часто становится причиной конфликтов.
- У нас два паркинга. Верхний находится со стороны пр. Абая, - пояснила она. - Он предназначен для клиентов. Нижний, подземный паркинг - только для арендаторов офисов. В нем больше 100 машиномест, все они сданы в аренду. Эти места не могут использовать наши клиенты. А полупустует подземный паркинг в основном летом и в теплое время года, зимой машин в нем больше.
И все-таки странно: два паркинга, а польза нулевая. Один - только для арендаторов, второй - с обратной стороны главного входа, поэтому водителям неудобно оставлять машину, чтобы потом идти пешком.
Как отмечает главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ, проблему стоянок для машин в существующей застройке можно решить только строительством подземных и многоуровневых парковок.
- Однако на то, чтобы построить подземный и многоуровневый паркинг необходимы большие средства, - говорит он. - Что касается парковок около государственных учреждений, то изыскать для них новые места сложно. Здания были построены давно, количество парковочных мест возле них соответствует прежним нормам. Дополнительные места можно изыскать только при реконструкции улиц.
Итак, делаем выводы. Цивилизованные паркинги возле присутственных мест в Костанае если и появятся, то очень не скоро. Но проблема, как убедились корреспонденты «НГ», даже не в отсутствии парковок, а в их правильном расположении, организации их работы и регулярном наказании нарушителей, не взирая на их ранги и статусы. А для этого нужно только желание решить проблему, которое в течение рейда мы, к сожалению, так и не увидели.
Перед областным судом автомобили становятся под запрещающий знак
Как вы относитесь к тому, что ваши подчиненные нарушают ПДД в части парковок автомобилей?
Сатим ТАСТАЙБЕКОВ, заместитель начальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция):
- Сотрудники департамента финансовой полиции паркуются в соответствии с ПДД и не создают помех. На территории департамента имеется автопарковка, которая соответствует действующим Правилам дорожного движения. Наши сотрудники оставляют свой транспорт на ней. В соответствии с постановлением правительства РК от 7 октября 2011 года, въезд постороннего автотранспорта на территорию департамента запрещен. Для посетителей организована стоянка на прилегающей к департаменту территории. Но около нас расположены и другие государственные учреждения. Их сотрудники и посетители также оставляют свой автотранспорт на организованной автостоянке, которая расположена перед нашим департаментом.
Кайрат ОРДАБАЕВ, заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД:
- Перед законом все равны. У нас по всему городу установлены видеокамеры. Если мы фиксируем нарушение Правил дорожного движения, в том числе и неправильную парковку, то выезжаем на место, составляем протокол и наказываем - вне зависимости от того, кто нарушил. Например, только за этот год мы привлекли к ответственности 108 сотрудников органов внутренних дел, семерых из них - за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии. Что касается здания РЭО по ул. Гвардейской, то мы понимаем, что там необходима хорошая автостоянка и хорошие подъездные пути. Мы подали заявку в акимат Костаная с просьбой отремонтировать дорогу и организовать автостоянку. По последнему они уже начали работу.
Галымжан МЫРЗАКЕ, председатель областного суда:
- Я крайне негативно отношусь к тому, что наши сотрудники нарушают Правила дорожного движения в части парковок. ПДД - этот нормативный акт, который подлежит исполнению. Но наши сотрудники возле здания областного суда машины в неположенных местах не ставят. У них есть отдельный заезд и стоянка на территории суда. Что касается знака, запрещающего стоянку перед главным входом в здание областного суда, куда приезжают участники процессов, то устанавливали знак не мы. Если сотрудники дорожной полиции посчитали, что его нужно установить, значит, он там должен стоять, и убрать его мы не можем. И следить за тем, кто паркуется в неположенных местах, в частности, под знаком перед областным судом, также должны дорожные полицейские. Возле нашего здания обычно большой наплыв посетителей в понедельник, среду и четверг, когда проходят апелляционные и кассационные рассмотрения дел. Но для всех приезжих есть стоянки, на которые можно заехать по проездам, расположенным слева и справа от городского акимата. Мест на стоянке хватает, идти пешком от стоянки до здания суда недалеко. В целом хотелось бы сказать, что проблема с парковками в Костанае существует. Со временем областной суд планирует переезд в другое, более просторное здание. Тогда полностью решатся и все проблемы с парковками для участников процессов.
Сергей ШАПОВАЛОВ, заместитель по службе начальника УВД г. Костаная:
- Я очень щепетильно отношусь к нарушениям Правил дорожно движения нашими сотрудниками. Возле здания УВД есть довольно большая и вместительная стоянка, на которой наши сотрудники могут размещать свои автомобили, поэтому ставить им автомобили под запрещающие знаки смысла нет. Если сотрудник УВД все-таки нарушает Правила дорожного движения в части парковок, то должен за это отвечать по закону. Чем отличается полицейский от других граждан? Он не имеет права ездить или парковаться, как ему вздумается. Я считаю,что полицейские, в том числе и сотрудники УВД, наоборот, своим поведением на дорогах должны подавать пример для других и соблюдать все Правила дорожного движения. Работа с нашими сотрудниками в этом направлении ведется постоянно.
Фотографии, присланные костанайцами:
Материалы номера