Служить бы рад, прислуживаться тошно

Аким Рудного принимает присягу госслужащего

Реалии дня таковы: юнцы с претензиями мечтают хотя бы присесть в кресло государственного служащего, а штаты акиматов не полны, текучесть огромная, газеты полосами публикуют объявления о вакансиях. При этом Костанайская область входит в пятерку регионов, лидирующих по количеству коррупционных преступлений и правонарушений. Такой вывод еще в начале года сделала экспертная группа партии «Нур Отан». Что же происходит в системе государственной власти?

Куда уходят люди

Дисциплинарный совет рассматривает дела чиновников с незавидной регулярностью

Все чаще слышится: лучшие специалисты уходят с госслужбы, их переманивают частные структуры, чтобы знать все нюансы в работе по тем же тендерам. Один из свежих примеров: опытный юрист ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная» Юлия Гольская, не так давно рьяно защищающая интересы то одного, то другого госучреждения на судебных процессах, тоже ушла в частную структуру.

- Ей там предложили зарплату в 2 раза больше, чем здесь. Это веский аргумент, - признал в разговоре с корреспондентом «НГ» - руководитель аппарата акима г. Костаная Рустем КАРКЕНОВ. - Давно не можем найти бухгалтера в ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная», вообще там три вакансии. При обилии специалистов на рынке труда, есть проблема - отсутствие свободных квалифицированных юристов и бухгалтеров.

- В год мы принимаем и увольняем в среднем до 15 сотрудников. Наш отдел стал своего рода стартом для работы в других государственных структурах. Сейчас в штате всего 20 человек, а по объему работы должно быть 33, - рассказывает и. о. руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, ПТ и АД акимата г. Костаная» Руслан САНДЫБАЕВ. - Правда, есть договорники, которые работают на 30 000 тенге, но они не несут никакой ответственности. И естественно, в ситуации, когда постоянно приходят новые кадры, страдает работа. В день поступают десятки обращений и запросов, а у нас нет в штате элементарно орготдела. Я не говорю об экономисте и кадровике. Функции этих специалистов исполняют другие сотрудники.

ГУ «Отдел ЖКХ акимата Костаная» было создано 1 января 2005 года. Из сотрудников того времени сейчас в отделе работают только двое. Стаж работы самого Руслана Сандыбаева в госорганах - 8 лет. До сих пор работал в Узункольском районе. Должность заместителя начальника - первая в городе. С 7 мая на него возложили обязанности руководителя. Как нам известно, Маклюк отстранен от должности перед отправкой дела в суд.

- Нехватка специалистов связана с тем, что в начале года было приостановлено проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в связи с изменениями законодательства о государственной службе, а так же проводилась передача единиц из центральных государственных в местные исполнительные органы, - комментирует ситуацию руководитель департамента Агентства по делам государственной службы Аскар ШОМАНОВ. - Сегодня вопрос сдвинулся с места, начался прием, свидетельство этого - объявления в СМИ. В день к нам приходит от 20 до 50 человек на тестирование. По новому законодательству изменился прием на госслужбу. Если человек сдал тестирование на ту или иную должность, то рано или поздно руководитель обязан будет принять его на работу. Думаю, создание кадрового резерва поможет разрешить ситуацию.

- Тестирование не может быть эталоном принятия человека на госслужбу, - считает в данный момент не работающий Владимир РУБИНСКИЙ, который государственной службе отдал 20 лет. - У нас сложилась практика, когда человек, не имея жизненного, профессионального опыта, руководствуясь только опытом учебы, руководит «сверху». Он прошел тестирование! Результаты такой политики налицо.

Рассмотрим ситуацию с начальниками того же отдела ЖКХ акимата Костаная. За 8 лет здесь было издано 12 приказов о назначении руководителя, а в последний год сменяемость такая, что уже сами сотрудники забывают, как и в каком порядке чередовались Даукен Исмагулов, Александр Маклюк, Майра Сулейменова, Сактаган Мустафин, Руслан Сандыбаев...

Не школа, а трамплин

На 1 июля, гласят данные департамента Агентства по делам госслужбы, в Костанайской области имеется 6 537 государственных должностей, из них вакантны 565. Средний возраст госслужащего в Костанайской области, по информации Аскара Шоманова, 36-39 лет. На государственной службе в общем объеме больше молодежи, среди желающих работать тоже молодые, зачастую не имеющие никакого опыта практической работы. По состоянию на 1 сентября 2013 года в кадровом резерве административной государственной службы состояли 84 человека, из них 69 - до 30 лет.

- Не могу сказать, что у нас вообще нет преемственности: отделы и управления, как правило, возглавляют люди с опытом. Вообще хочу заметить, что никого просто так не могут уволить, есть процедура, и ее должны все придерживаться, - отмечает Шоманов.

- Но ведь не секрет, что нередко госслужащие, не найдя общего языка, пишут заявления об увольнении по собственному желанию?

- Надо уметь отстаивать свое мнение и защищаться, - говорит он.

Жизнь показывает другое - расправиться с госслужащим легко, и чем «мельче» должность, тем легче

Сауле К. почти 10 лет проработала в одном из государственных ведомств. Начинала специалистом, доросла до начальника отдела, отвечала за кадровую работу. Когда первым руководителем был назначен человек из другого региона и она первый раз отказалась принимать человека на работу по звонку, говоря, что есть определенная процедура, ей дали понять, что нельзя идти против начальства. Во второй раз она получила выговор, а в третий - попала в больницу в предынфарктном состоянии. После этого написала заявление об уходе по собственному желанию. Начальник обрадовался - должность освободилась для своего человека. «Я понимаю, что смалодушничала, но когда речь о здоровье и ребенке, который так редко видит тебя, на все плюешь», - говорит Сауле, которая уже два месяца без работы. И таких примеров - масса. Вместо опытных сотрудников приходят по протекции молодые ставленники, воспринимающие это место, как временное, трамплин к лучшей жизни. Они никогда не возразят и не выскажут своего мнения. Порой складывается такое мнение, что сегодня опыт и профессионализм на государственной службе не особо востребованы.

- Почему? Есть среди молодых инициативные и желающие работать ребята, - признавая, что уровень госслужащего в последние годы как-то не очень растет, говорит Рустем Каркенов.

Кстати, средний возраст работников городского акимата - 27 лет. Сегодня по пальцам можно перечислить опытных работников: Алия Сагадиева, Николай Дорошок, Абай Юнусов... Последний, как он сам признался на одном из заседаний дисциплинарного совета, уже не раз писал заявление об уходе.

Пройдешь тестирование - и ты госслужащий

40 лет отдавшая госслужбе пенсионер Людмила МАЦУПА проблему видит в следующем: «Даже от системы советского прошлого, на мой взгляд, мы отстаем в плане работы с резервом кадров, которая начиналась, не утрирую, с пионерской организации. А отсюда - и непредсказуемость проступков новых назначенцев, не смотря на ужесточившуюся, казалось бы, систему отбора».

Кадровики госорганов возлагают надежды на внедрение стандартов государственных услуг. По мнению Шоманова, в них заложено все: выполнение услуг своевременно, качественно в соответствии со стандартом исключает жалобы граждан.

Проверяй но доверяй

При подготовке материала разговаривали с теми, кто сегодня работает на госслужбе, кто, желая этого или не желая, оказался вне ее. Все они одной из главных причин нехватки кадров на госслужбе назвали невиданно большое количество проверок. Как отметил Рустем Каркенов, «пока статус сотрудника правоохранительного органа будет выше, чем статус госслужащего, проблема кадров на госслужбе будет продолжаться».

Количество госслужащих, привлекаемых к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, растет с каждым годом. Только в этом году в производстве департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью находилось 107 уголовных дел, из них 30 касались злоупотреблений служебными полномочиями, 11 дел были связаны с получением или дачей взятки. С начала года уже осуждено 22 чиновника разных уровней.

В 2013 году за коррупционные правонарушения привлечено 45 служащих местных исполнительных органов. Из них - 14 работников акиматов, 9 сотрудников образования, по 5 человек из отделов архитектуры, сельского хозяйства, земельных отношений. Именно в этих в этих отделах в первую очередь не хватает специалистов. Трудно отделаться от мысли, что при таких темпах власть очень скоро может остаться без кадров.

Если человек явно виноват, он должен ответить по закону. Но ведь немало фактов, когда приходится держать ответ за несвоевременно замеченную запятую или точку. Иногда это ведет к трагическим последствиям, как это случилось с нашим земляком Акылбеком Темирбековым.

- Папа был бы жив, если бы не 300 дней ареста и десятимесячное расследование уголовного дела, - вспоминает сын покойного Мангаз ТЕМИРБЕКОВ.

Его отец был начальником департамента путей НК «Казахстан Темир Жолы». В отношении него было возбуждено уголовное дело по превышению должностных полномочий. Акылбек Темирбеков подписал документ по госзакупу, где фигурировала фирма-однодневка. Причем его подпись в том документе была последней, помимо нее стояли еще двадцать. С 11 февраля до 15 декабря 2012 года он просидел за решеткой. В СИЗО начало покалывать сердце, обострился диабет. 15 декабря Темирбеков был оправдан из-за отсутствия состава преступления. 16 декабря в День независимости он в кругу друзей отметил свое 60-летие. А на следующий день умер. Не выдержало сердце.

Не знал и не мог знать Акылбек Темирбеков, что фирма, выигравшая тендер, - классическая однодневка. Это современная проблема организации тендерных закупок: не знаешь, где найдешь, где потеряешь. В положении, когда приходится доказывать, что для себя ты не извлек из ситуации никакой выгоды, работал в пользу организации, сегодня приходится бывать практически каждому госслужащему.

- Не хочу вспоминать. Все понимают, что проверки напрягают, не дают спокойно работать. 2 года, как я ушла из госслужбы, и негатив стал забываться. Вообще на госслужбе я проработала 11 лет, - говорит бывший начальник ГУ «Отдел строительства акимата г. Костаная» Валентина ЭПОВА.

Как-то в одном из разговоров теперь уже экс-начальник отдела ЖКХ акимата г. Костаная Леонид Маклюк признался: в год госслужащие отрабатывают 39 000 часов, 50% этого времени отнимают проверки. За один год в этом отделе отксерил более 8000 экземпляров различных документов для проверяющих. И стало уже нормой, что начальник ГУ 2-3 раза в неделю проводит свои рабочие часы в кабинетах сотрудников правоохранительных органов.

Руслан Сандыбаев работает здесь всего месяц, а его уже посетили проверки четырех организаций - финконтроля, прокуратуры, ревизионной комиссии маслихата, налоговой.

На одном из аппаратных совещании, где шел разговор о проведение госзакупок, начальник управления финансов акимата Костанайской области Сауле АЙМУХАМБЕТОВА заметила: в ГУ «Отдел ЖКХ акимата г. Костаная» в первом квартале этого года проверяющие провели 60 дней.

Через отдел ЖКХ сегодня проходят платежи более чем на 7 млрд тенге. Проверки, конечно, нужны, но ведь они доходят порой до абсурда. Отдают ксерокопии документов одному проверяющему, тот делает замечания. Другая проверка идет, чтобы проверить те же ошибки. И по одним и тем же ошибкам приходится давать объяснения десятки раз.

Поверить в то, что чиновники поголовно нечистоплотны, решает и тот факт, что многочисленные наказания ситуацию не улучшают. Значит, где-то сбой системы. И сбой этот нужно срочно поправлять.

 

Что нужно изменить в системе госслужбы, чтобы снизить текучесть кадров и повысить их квалификацию?

Нуралы САДУАКАСОВ, аким Костанайской области:

- В этой сфере много новаций, но и предостаточно проблем. На трех моментах хотелось бы акцентировать ваше внимание.

Первое. Одним из современных трендов является усиление региональной политики, в рамках которой должно учитываться все, начиная от географического положения и погодно-климатических условий, заканчивая особенностями развития отраслей экономики.

В контексте этого необходимо кардинально изменить отношение к каждому региону, предоставляя им больше полномочий для более оперативного и эффективного решения вопросов местного значения, в том числе формирование и расширение штатов в зависимости от растущих потребностей экономики.

Второе. Сегодня, когда страна находится на марше, растут бюджеты развития, соразмерно этому увеличиваются объемы работ в самых различных направлениях экономики, а вместе с этим спрос на специалистов. Ежегодно в городах и районах осуществляется строительство, капитальный и текущий ремонты домов, школ, больниц, дорог, улиц, инженерных коммуникаций. Для иллюстрации. В 2012 году за время реализации Программы «Доступное жилье - 2020» в Костанайской области введено в эксплуатацию 204,4 тыс. кв. м жилья, в том числе арендного жилья для очередников - 20,1 тыс. кв. м. За 7 месяцев 2013 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию 108,5 тыс. кв. м жилья, или 129,8 % к соответствующему уровню 2012 года, при среднереспубликанском показателе 93,6 %. В том числе введено в эксплуатацию арендного жилья для молодых семей 3,2 тыс. кв. м.

В данный момент стала остро ощутимой нехватка опытных инженеров, строителей, в целом специалистов-госслужащих, способных обеспечить организацию, качественное и своевременное выполнение строительно-монтажных работ.

Третье. Из-за несовершенства законодательства о госзакупках, многие опытные госслужащие, несправедливо попадают в разряд коррупционеров. Немало из них тех, кто в судебном порядке сумел защитить свои права. Однако немало и тех, кто, попав в сферу юридического преследования, впоследствии уходили с госслужбы.

В итоге мы имеем дефицит кадров, как в количественном, так и качественном отношении.

Кто тогда при таких подходах будет обеспечивать выполнение государственных программ, направленных на решение насущных проблем населения? Кто будет возводить дома, ремонтировать водопроводы, проводить дорожно-строительные работы? И это далеко не праздные вопросы.

Никто при этом не отрицает необходимость принципиальной и бескомпромиссной борьбы с теми чиновниками, которые используют свое служебное положение в угоду своим личным корыстным интересам. Для таких лиц и должны работать принципы законности и неотвратимости ответственности.

Для кардинального решения проблем текучести кадров в системе государственной службы необходимо совершенствовать законодательство о госзакупках, устраняя в нем пробелы и коллизионные нормы.

В целом следует повысить статус государственного служащего, обеспечив при этом достойный уровень заработной платы и защиту от необоснованной клеветы и юридического преследования.

 

Людмила МАЦУПА, исполнительный директор Ассоциации деловых женщин Костанайской области:

- Служение государству во все времена было делом престижным и почетным. Безусловно, если речь идет о демократическом государстве. За свои более чем 40 лет в государственных органах, я испытала и насмотрелась на все и всяких... И в советское прошлое, и в наши уже времена были обстоятельства, при которых «служить бы рад, прислуживаться тошно». Но ни единого дня и часа не усомнилась в своем выборе. Благодарна тому времени, когда при назначении на новую должность не спрашивал: какая будет зарплата, и когда пришедший к тебе не прием человек уходил успокоенным даже в том случае, если государство не могло ему помочь в том объеме, какого бы хотелось.

Сегодня мы на новом витке развития государственный службы в стране, опережаем в этом многие государства на постсоветском пространстве. Но даже от системы советского прошлого, на мой взгляд, мы отстаем в плане работы с резервом кадров, которое начиналось, не утрирую, с детской организации. А отсюда - и непредсказуемость проступков новых назначенцев, не смотря на ужесточившуюся, казалось бы систему отбора.

Кенжбек УКИН, председатель областного совета ветеранов, первый аким Костанайской области.

- Служению государству отдал 46 лет. Как аксакал, один из главных недостатков современной государственной службы вижу в том, что нет преемственности поколений. Можно сотни, тысячи раз критиковать старую советскую систему. Да, были в ней свои недостатки, часто сталкивались партийная и исполнительная власть. Но что при той системе была четкая кадровая политика - это не оспоришь. Никогда начальником отдела, управления не назначался человек, который не прошел эту отрасль снизу. Из-за того, что мы сегодня назначаем только по тестированию, по рекомендации - имеем то, что имеем.

При всем уважении к болашаковцам, которые получили хорошее образования за рубежом, нельзя не заметить, что у них нет опыта работы, не знают реалий нашей действительности, они не знают, чем живут внизу, какие там проблемы. Работать в министерстве и не знать сущность работы в регионе - не лучшая практика для госслужбы.

Сегодня госслужба находится на новом этапе, появились корпуса и т. д. Повысится ли у нее авторитет, остановится ли текучесть?

Хронология смены начальников ГУ «Отдел ЖКХ, ПТ и АД акимата г. Костаная»

Год и дата издания приказа о назначении

Ф. И. О. начальника отдела ЖКХ или и. о. начальника

1

2005.01.01

Эпова Валентина Михайловна

2

2005.11.03

Солодов Валерий Григорьевич

3

2006.14 .06

Кириченко Алексей Васильевич

4

2007. 24.04

и. о. начальника Маклюк Александр Леонидович

5

2008.23.01

нач. Маклюк Александр Леонидович

6

2008.03.09

Канава Роман Борисович

7

2009 г. 12.05

Маклюк Александр Леонидович

8

02.07.2012

Исмагулов Даукен Атпаевич

9

2013.26.03

Маклюк Александр Леонидович

10

2013.15.04

Сулейменова Майра Ануарбековна

11

2013.24.05

и. о. начальника Мустафин Сактаган Сагинтаевич

12

2013.07.08

и. о. начальника Сандыбаев Руслан Жанахметович