У маслоделов не все как по маслу

Предпринимательский опыт показывает, что бутылка с маслом - это только начало бизнеса / Фото из архива «НГ»

Галина КАТКОВА

Построить завод и пустить его - не главное, признают предприниматели

Во время недавнего визита в область глава государства делал замечания региону. Так получилось, что большая их часть так или иначе касалась эффективности бизнеса. Речь шла о том, например, что у нас мало берут микрокредитов, что простаивают или снижают объемы производства предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственного сырья - производители мясопродуктов, мукомолы, изготовители растительного масла. Государство, дескать, всем помогает, а где отдача?

При кажущейся общности проблем у предпринимателей даже в одной отрасли они разные. По каждой стоит отдельно исследовать ситуацию. Мы для начала выбрали такое направление, как производство в области растительного масла. Во многих отношениях показательное. На его развитие направлены сразу несколько государственных программ поддержки, сама стратегия развития аграрного сектора с лозунгом дня «Даешь диверсификацию!», требующая выращивать больше подсолнечника, рапса, горчицы, льна. Чтобы стимулировать правильный выбор, государство увеличивает, в сравнении с пшеницей, субсидии на возделывание этих культур. То есть все стремится к результату, воплощенному в бутылке с маслом. Но сейчас предприниматели говорят, что само по себе производство товара с высокой добавленной стоимостью для бизнеса - только начало.

Крестьянское хозяйство из Федоровского района «Каржау» открыло свой завод по выпуску растительного масла в декабре 2011 года. Этот проект со стороны выглядит абсолютно успешным. В Костанае, например, подсолнечное масло «Лавра» можно и на рынке купить, и в магазинах. Фирма отгружает товар в другие регионы Казахстана, есть экспортный канал.

Сегодня, сказали нам на предприятии, куда мы позвонили разузнать насчет приобретения оптовой партии масла, осталось немного.

- Думаю, мы пока будем отгружать только на свою область и в Астану. До октября дотянем, там пойдет подсолнечник нового урожая, - сказал корреспонденту «НГ» глава КХ «Каржау» и руководитель предприятия Мухамбетжан АКУЛОВ.

Момент насчет «дотянем» требует пояснения. Сейчас в области действительно некоторые маслоделы стоят из-за нехватки сырья, но в ситуации с «Каржау» не это является определяющим. В конце концов, деньги есть, прикупить семечек можно. Все просчитав, фирма в добавление к своим собственным уже немного приобретала осенью со стороны. Так что не в этом дело.

- Самое главное для нас - сбыт, - говорит Акулов. - Я год с лишним на местном рынке закреплялся. До сих пор есть сложности с тем, чтобы пробиться в Россию. Даже несмотря на то, что мы с соседями - в Таможенном союзе, но его законодательство все еще детально в некоторых моментах, важных для торговли, не проработано. Камень преткновения - налог на добавленную стоимость. Нужно, чтобы мои покупатели с той стороны оплатили 10% НДС. Но это их добрая воля, заставить их я не могу. При этом, если что, то претензии налоговики предъявят мне. Экспорт? Это еще более сложная работа, в том смысле, что рынок растительных масел очень плотный и устоявшийся. Наше масло по качеству не только не уступает зарубежным маркам, но и превосходит их. Только это надо доказывать покупателям, которые сегодня способны брать как первоклассный продукт оливковое масло с 2-годичным сроком годности, то есть явно с консервантами. К тому же сегодня доминируют продажи рафинированных масел... Это мне напоминает ситуацию с одеждой. Помните времена, когда мы ходили в хлопчатобумажных рубашках, а гонялись за нейлоном, синтетикой, а теперь брендовый хлопок стоит больших денег и в большой моде. Это я все к тому, что сейчас основная наша забота - расширение сбыта. Мы, например, продаем масло в Афганистан. Честно скажу, условия не очень выгодные, но мы там пока остаемся, чтобы не потерять канал продаж.

Завод КХ «Каржау» сегодня способен перерабатывать 900 т семян подсолнечника в месяц и производить 300 т масла. Но пока загружен на 40% мощности. Есть возможность делать больше, вопрос - куда продавать. Зато влет уходит подсолнечный жмых. Те же россияне забирают «с руками и ногами». Кстати, линии завода за час могут перестроиться на переработку маслосемян других культур. Например, льна. Но продукты его переработки нам продавать еще сложнее, считает Акулов.

Пожалуй, ситуация на другом маслодельном предприятии ТОО «Жарколь-007» это подтверждает.

Не так давно в Интернете увидела объявление: «Продается действующий бизнес» - предлагали купить тот самый завод, который был запущен в Федоровском районе в декабре 2012 года.

- Да нет, вроде отдышались, уже не продаем, - ответил по телефону директор ТОО «Жарколь-007» Владимир ЗАВЕРУХА.

И дальше тоже разговор пошел о трудностях сбыта льняного масла. Как выразился Владимир Николаевич, образцы продукции они «даже в Африку» отправили. Ищут покупателей на «ценнейший продукт высокого качества», произведенный на отлично себя зарекомендовавшем в Европе немецком оборудовании. Но рынки насыщены, бренд не раскручен.

- Я уже по странам-то помотался, - говорит Заверуха, - знаю, что это не только наша проблема. Поэтому в Германии, например, их минсельхоз 80% своих усилий направляет именно на обеспечение сбыта продукции, производимой в отрасли. На мой взгляд, производителям растительного масла тоже нужна организация, которая помогала бы нам торговать, продвигать свой товар. Вот сейчас мы вышли на ОАО «Казнекстинвест», которое действует при министерстве индустрии и новых технологий и помогает в продвижении казахстанских торговых марок. С их помощью мы попадаем в октябре на выставку в Германию. Посмотрим, что нам это даст... Сегодня выращивать лен в области научились, заводы ставить по переработке, производство налаживать - тоже. Теперь надо учиться торговать.

Кстати, льняной жмых у «Жарколя» тоже прекрасно продается, в том числе в дальнее зарубежье. Идет он там на производство льняной муки, используется в косметологии. Почему дома из него муку не делаем? Денег на то, чтобы поставить при заводе мельницу, все-таки не хватило, ответил Заверуха.