Бизнес-план для первой «Блинной»

Галина КАТКОВА

Как и чем могут помочь людям Центры поддержки предпринимателей

На вывеске «Блинной» в Лисаковске - сразу два сотовых номера хозяйки. У Айгуль Балгабаевой предпринимательский стаж совсем маленький, она понимает, что новорожденному заведению нужно как можно больше покупателей, поэтому очень открыта, доброжелательна. Признается, что совсем недавно была одинаково далека и от блинов - печь их не умела, и от бизнеса. А потом...

«Свое дело - не для ленивых»

Балгабаевы переехали в Лисаковск из небольшого тарановского поселка 6 лет назад. Стало ясно, что среднюю школу там закроют, а в семье - трое детей. Решили перебраться в город. Лисаковск даже в самые трудные времена славился тем, что там можно было найти работу. Вот его и выбрали.

Пока жила в селе, Айгуль Балгабаева трудилась в библиотечной системе. В Лисаковске сменила несколько мест работы, была, например, завхозом горакимата, но ни большого удовлетворения не получала, ни солидных денег.

К статусу ИП она шагнула, никакой работы не имея.

- Муж не раз мне говорил, мол, попробуй что-то свое создать. На себя надо работать, хватит уже из раза в раз ждать зарплату от дяди, - рассказывает индивидуальный предприниматель Айгуль БАЛГАБАЕВА, - и я дозрела. Как-то все одно к одному сложилось: я в очередной раз слова супруга обдумывала, а тут под руку газета попала с информацией о работе Центра поддержки предпринимателей. Я «зацепилась» за слова, что обратиться туда может любой, даже тот, у кого бизнес еще только в мыслях. У меня как раз тот самый случай и был. И не передать, сколько раз я на первых порах в этот центр обращалась. Со мной там работала менеджер Анжела Нурманова, все разъясняла максимально просто, доступно. Я, кстати, обращалась и в отдел предпринимательства акимата. Там меня все больше к сайтам отсылали, где есть все программы, условия. Но если ты - новичок, сам никогда не разберешься... Конечно, для меня самым трудным было составление бизнес-плана. Он ведь нужен не только для того, чтобы участвовать в каких-то программах, помощь от государства получить, но и для того, чтобы самому понять, насколько выгодное дело ты затеваешь. Не сосчитать, сколько раз я переделывала свой план! Но сказала себе: во что бы то ни стало осилю это дело, не буду какой-то фирме дарить 40 тысяч тенге за составление бизнес-плана, самой пригодятся. Анжела мне очень помогла. Мне иногда уже и неудобно было в центр идти, думаю, скажут, боже, какая непонятливая. Но там были неизменно доброжелательны. И наконец у меня все получилось. Уже три месяца работаю.

Сейчас у Балгабаевой все цифры по ее проекту, что называется, «от зубов отскакивают». Себестоимость блинчика - 12 тенге, цена реализации - 20 тенге, цена килограмма блинов (так выгоднее всего продавать) - 600 тенге. Свои самые первые инвестиции она быстро вернула: начинала с приобретения тефалевской блинницы за 25 тыс. тенге. Остальное принесла из дома: стол, посуду, другую кухонную утварь. Обездолила, смеется, семью. Первое время продукцию по магазинам разносили все домашние. Айгуль очень благодарна фирме «Алина», которая в самом начале ее предпринимательского пути предоставила место для работы. Это дорогого стоит.

Сейчас ИП Балгабаева помещение арендует, уже есть яркие визитки, которые вкладываются в упаковки с фаршированными блинами. Здесь еще готовят пиццу, пахлаву, рулеты из лаваша, баурсаки, но фишка - именно блины, которые хозяйка маленького предприятия научилась отлично печь.

- Да с этой машинкой любой сможет, - уверяет Балгабаева, - а выбрала я их потому, что все в Лисаковске было, а блинов на продажу не было. Вкусная это штука, но времени у работающей женщины они отнимают немало. Может, поэтому очень активно мои блины берут мужчины. У меня пока только простенькая производственная база, а я мечтаю о своем заведении, где можно будет людям сесть, чаю с блинами выпить, отдохнуть.

Потихоньку информация о балгабаевских блинах и другой продукции распространяется все шире. Из Тобола недавно был заказ. Айгуль теперь спит и видит, как дело будет расширяться, в том числе в районы. Мы тут же засомневались, заговорили о логистике и цене доставки, о спросе, который местным предпринимателям будет легко перешибить, но Балгабаева настаивает: есть перспективы. Под них и намерена взять льготный кредит, выбрать нужную программу поддержки, оформить все ей помогли в ЦПП. Сейчас судьба кредита для «Блинной» как раз решается, а хозяйка усиленно старается не на словах, а на деле убедить всех в серьезности своего подхода. Гордится тем, что как заправский предприниматель вовремя делает все обязательные платежи, и тем, что в ее небольшом деле появились деньги, позволяющие ей взять на работу повара.

- Сама я занята сейчас целыми днями, - признается Айгуль, - и уже поняла, что вряд ли дальше буду свободнее. Предпринимательство - это не для ленивых, работать надо очень много.

Но вирус предприимчивости, судя по всему, поразил не только ее. Старший сын недавно удачно презентовал свою бизнес-идею в конкурсе «Атамекен стартап». И теперь уже ее оформление, реализация не кажутся Балгабаевым уравнением с десятью неизвестными.   

Доступны и понятны

В Лисаковске Центр поддержки предпринимателей располагается в ЦОНе. Весь ЦПП - это два менеджера, два стола, два компьютера, множительная техника. У такого расположения - свои плюсы и минусы. С одной стороны, вроде как если человек рассказывает о своем бизнесе, приводит какие-то данные, то надо бы обеспечить конфиденциальность. А с другой - место, что называется, проходимое, множество людей просто попутно узнает о существовании предпринимательского центра. Кто-то сам имеет в виду, кто-то знакомым скажет.

- Уж с доступностью у нас точно нет проблем, - говорит менеджер лисаковского ЦПП Анжела  НУРМАНОВА. - Нам можно и по телефону позвонить, мы проконсультируем. Но, конечно, чаще всего к нам приходят, причем нередко по нескольку раз. Мы начали работать с 13 февраля нынешнего года, за это время к нам обратились больше 300 человек. Среди них были и те, у кого уже есть бизнес, и абсолютные новички. Мы бы, кстати, хотели, чтобы больше становилось людей, которые вынашивают идеи начать бизнес. Это важно, полезно для города. Но, безусловно, и тем, кто хочет расширить, модернизировать бизнес или решить какие-то возникшие с ним проблемы, мы готовы дать нужную информацию, подсказать что-то, помочь сориентироваться в большом количестве программ поддержки. Элементарно, чтобы попасть в Дорожную карту бизнеса, человеку, который надумал заняться предпринимательством, нужно попасть со своей идеей в определенную линейку приоритетных отраслей, а вот по программе развития моногородов - нет, там главное - инновационность идеи. Вот это в первую очередь объясняем. По поводу бизнес-планов - мы их не пишем для предприятий, мы объясняем, как это делается. И потом помогаем план доводить столько, сколько нужно. Придет человек 5 раз, 5 раз покажем, что и где надо переделать. Кстати, начинающим предпринимателям практически всем мы советуем учиться - программа «Бизнес-советник» фонда «Даму», от которого мы работаем, дает хорошие возможности для этого.

Предприниматель Дина Гергардт обращалась в лисаковский ЦПП как раз с проблемой расширения бизнеса. Вместе с мужем Дина Абдрахмановна с 2003 года занимается пассажирскими перевозками, их автобусы курсируют по казахстанско-российским маршрутам. Услуги востребованы, дела идут неплохо, появилась потребность приобрести еще технику. Гергардты взяли кредит под 16%, но, оказалось, что его можно, попав в одну из программ развития бизнеса, выплачивать на более выгодных условиях. Сориентироваться помогли в Центре поддержки предпринимательства.

Программ сегодня действительно много. Плюс к тому - условия их могут меняться, как сейчас происходит с Дорожной картой бизнеса. И порой даже те, кто в этом море информации не тонет, не успевают за новостями. В рудненском ЦПП с менеджером Ермеком Раисовым руководитель местного Клуба молодых предпринимателей Максим Фролов обсуждал реалистичность сразу нескольких идей своих коллег. И как раз в присутствии корреспондента «НГ» узнал о том, что субсидирование процентной ставки по кредитам (в рамках ДКБ) сегодня уже не такое выгодное для предпринимателей, как прежде. А на подходе - пакет новых изменений. Так что проконсультироваться в ЦПП даже знающим никогда не лишне.

Ну, и быть может, самое главное - здесь стараются быть понятными. А ведь это для нагромождения государственных программ поддержки - проблема из проблем. Что начальнику управления предпринимательства известно, как «Отче наш», то для неискушенного обывателя - китайская грамота. А он, обыватель, может как раз блины на продажу печь собирается. Задача ЦПП - помочь, чтобы ни один комом не вышел.

Все услуги центров поддержки бесплатные. Кстати, мы специально уточняли, в центрах можно компьютером воспользоваться, а менеджер еще и научит ориентироваться на нужных любому предпринимателю сайтах.

Куда обращаться

В Костанайской области Центров поддержки предпринимателей - 4, во всех моногородах.  В районах по графику курсируют мобильные ЦПП. А в сентябре Центр обслуживания предпринимателей открывается в Костанае. Все это вместе составляет 3-уровневую систему по предоставлению предпринимателям комплексных услуг, которую создает фонд «Даму».