День пива под знаком воды
Станислав НАМ,
Виталий ХАЛЕВИН
27-28 июля в Сити-центре Костаная прошел первый международный фестиваль «Напитки и вода». На нем свою продукцию представляли изготовители напитков и пива, которые предлагалось попробовать всем желающим совершенно бесплатно. Пили, ели, веселились и вроде бы никто не заметил, что организаторы «невинного» праздника нарушили Закон «О рекламе».
На фестивале «Напитков и воды», который организовало ТОО «АлтынЭкспоСервис» при поддержке областного акимата, свою продукцию представили ТОО «Дербес», «Арасан», «Арай 91», «Сибирский берег», «Лидер 2» и «Снэк Азия». На народной дегустации напитков, которая состоялась в первый день фестиваля, производители предлагали всем желающим попробовать свою продукцию совершенно бесплатно. Помимо кваса и минералки, граждане могли отведать также и пиво. Не станем утверждать, что все до единого стремились угоститься исключительно янтарным напитком, но... очередь из жаждущих и страждущих именно за пивом порой напоминала очередь за импортом в эпоху советского дефицита.
На второй день фестиваля напитки и закуска к пиву в виде сухариков и сыра чечел продавались по ценам производителя. Публика развлекалась, участвуя в конкурсах. В одном из них гостям выставки предлагалось сочинить за несколько минут рекламу конкретной марки пива. То же пиво предлагалось в качестве приза в другом конкурсе и в лотерее. По словам юриста ОФ «Северо-казахстанский правовой медиа-центр» Гульмиры БИРЖАНОВОЙ, организаторы фестиваля «Напитки и вода» нарушили Закон «О рекламе».
- В статье 13 закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» четко сказано, - прокомментировала она, - что реклама в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям, запрещена.
Как отметила Биржанова, согласно поправкам, принятым в Закон «О рекламе» 19 июня 2007 года, реклама зонтичных брендов в Казахстане также запрещена. Так что, строго говоря, ряд компаний вообще не имели права на фестивале «Напитки и вода» выставлять свою безалкогольную продукцию.
Организаторы праздника не отрицают, что нарушили Закон «О рекламе».
- Но у нас на это были объективные причины, - сообщил генеральный директор ТОО «АлтынЭкспоСервис» Казбек НУРМАГАМБЕТОВ. - Все дело в том, что организацию данной ярмарки мы запланировали еще до принятия поправок в Закон «О Рекламе». На участие в фестивале подал заявки ряд компаний. Пока мы решали все организационные моменты, вступил в силу новый закон. Часть компаний участвовать в фестивале «Напитки и вода» отказалась. С остальными мы к тому времени уже заключили договоры. И мы не могли им запретить выставлять свою продукцию.
Заместитель акима Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ, который открывал фестиваль, подчеркнул, что данная акция не была направлена на пропаганду алкогольной продукции.
- Производство пива у компаний, которые принимали участие в фестивале, является побочным. На народной дегустации в основном были представлены безалкогольные напитки, - сообщил Садуакасов. - Изначально я дал указание полностью исключить из списка напитков, которые должны были дегустировать посетители, пиво. Но товаропроизводители обратились ко мне с просьбой разрешить им, помимо других напитков, выставить и пиво, при условии, что в слух о нем не будет упомянуто. Возможно, мы нарушили Закон «О рекламе». В будущем мы будем ужесточать требования для компаний, которые будут принимать участие в фестивале «Напитки и воды».
Организаторы и участники акции намерены сделать подобные фестивали ежегодными.
Фото Станислава НАМА
Материалы номера