«Сегодня писатель никому не нужен»

Акылбек Шаяхмет: «Не акиматы и прокуратуры, а храмы и мечети должны быть выше всех»

Евгений ШИБАРШИН

Костанайский поэт о своем городе, патриотизме и судьбе казахского языка

Акылбек Шаяхмет - человек, известный не только в регионе, но и в республике. Его знают как литератора, талантливо пишущего свои тексты как на казахском, так и на русском языках. Обладает он и даром публициста, в чем можно убедиться, читая его работы с ярко выраженной, хотя иногда достаточно спорной, гражданской позицией. 26 июля депутаты Костанайского городского маслихата на своей сессии присвоили ему звание «Почетный гражданин города Костаная».

Если бы вы были акимом?

- Акылбек Кожаулы, в советских газетах была популярна рубрика «Если бы я был директором…», в которой читатели предлагали свои идеи по исправлению недостатков. По аналогии хочу спросить: если б вас назначили акимом Костаная, чтобы изменили в городе?

- Я не могу быть акимом. В свое время и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзедун писали стихи. Какие они были властелины народов? История дала им оценку. Люди, которые пишут, должны заниматься творчеством. У Аль-Фараби есть трактаты, которые можно сравнивать с Сен-Симоном и Томасом Мором. Он тоже глубоко верил, что если властелин будет добрый, то может изменить мир. Я так не считаю. Даже если в нашей системе у власти будет прекрасный человек, то без изменения системы в обществе ничего не поменяется. Поэтому, если бы мне предложили пост акима, я бы отказался. Для меня важнее творчество.

Что касается нашего города, то в последнее время многое в нем меняется к лучшему. Особенно с озеленением. Скверы стали ухоженнее. Город строится, растет. Но город должен строиться не только чиновниками. Каждый человек обязан заботиться о своем дворе, о своем доме, тогда все будет прекрасно.

Мне до глубины души обидно то, что когда-то в Костанае было около 300 000 населения, а сейчас нас стало меньше. В области в советское время было больше миллиона жителей, сейчас тоже меньше. Зато стало больше больших зданий: прокуратуры, суды, другие высотки. При Советском Союзе у нас единственное высотное здание было - «Белый дом». А нам бы надо, как в российском Суздале, где выше всех религиозные храмы. Не здания акиматов, судов и прокуратуры, а храмы и мечети должны быть выше всех. У нас все наоборот.

- Вы сказали, что каждый должен заботиться о чистоте своего двора. Сегодня молодые люди, когда им делают замечание, чтобы не сорили, заявляют: «А за что тогда дворнику платят деньги?» Тогда почему они не уважают труд дворника?

- В советское время был анекдот. В газетном киоске спрашивают: «Советская Россия» есть?» Киоскер отвечает: «Советскую Россию» давно продали». «А «Правда» есть?», - спрашивают. В ответ: «Правды» не было и не будет». - «А что есть?» - «Остался только «Труд». Сейчас, когда деньги у власти, когда управляют деньги, мы живем при капитализме, и он диктует свои условия. Тот век, в котором мы жили, те устои, та система, они ушли в прошлое.

- Выходит, что построить Общество Всеобщего Труда, к чему призывает Нурсултан Назарбаев, нереально?

- Реальнее было бы вернуть Рыскалиевых, Храпуновых, Аблязова и других, сбежавших за границу, вернуть их капиталы, там «зарытые». В офшорах сейчас денежные накопления более 50 казахстанцев, и среди них высокие чины. Почему мы не работаем над этим? Одной пенсионной реформой (я, кстати, против нее) финансовую проблему в стране не решишь.

Патриотизм для своего кармана

- Сегодня много говорят о необходимости воспитания патриотизма. Возможно ли это при нынешних условиях, о которых вы только что сказали?

- У человека пусть не будет отчества, но у него есть Отечество. По словарю Ушакова это означает, что к этому человеку должно быть уважение со стороны общества. А у нас немало людей, которые сами себе создают этот «почет». Для себя, для своего кармана или только для своей семьи.

Недавно я выпустил книгу на русском языке, где записал некоторые свои наблюдения. Например, по российскому каналу «Боец» показали, как на ринг вышел тренер, на футболке которого сзади было написано: «Мы русские. С нами Бог». Я написал четверостишие: «Он вышел на ринг с надписью на футболке:/ «Мы русские. С нами Бог»./ Но проиграл./ Бог ему не помог».

Такой патриотизм, когда мы пишем на футболке, - это, я считаю, лжепатриотизм.

- В последние годы казахское национал-патриотическое движение получило большое развитие. Но почему некоторые его лидеры свою идеологию строят на противопоставлении Казахстана и России?

- Я бы не сказал. Хотя отдельные высказывания, возможно, есть. Но давайте возьмем проблему с космодромом «Байконур», где из-за недавней аварии пролили гептил. Что наши чиновники ответили? Они смотрели на Россию и сказали: «У нас все хорошо, все прекрасно». Но ведь это не так. Еще с советских времен Казахстан превратили в помойную яму. К сожалению, наши друзья-россияне на это не обращают внимания. И не только по «Байконуру». Это и военные полигоны, и хранилища ядерных отходов. Ни одно самостоятельное государство не позволяет такого. В этом смысле национал-патриоты правы. Если все это используем совместно с Россией, тогда по договору они должны за это платить. Что Казахстан за это получает? Какая нам от этого польза? Нам что важнее: изучение космоса или сохранение здоровья жителей? Я считаю, важнее здоровье.

Или, например, таможни. Нам от них мало пользы. Об этом откровенно говорят бизнесмены. Польза должна быть обоюдной. Вообще, если сравнивать Казахстан с Кувейтом, Арабскими Эмиратами, которые так же богаты нефтью, то мы припеваючи должны были зажить еще 20 лет назад.

Вместо дела - словопрения

- Что мешает?

- Потому что вместо дела мы больше занимаемся словопрениями. Почему мы не можем выпускать те же макароны, печенье? Мы выращиваем больше всех в Казахстане зерна, а хлеб у нас дорогой. Нет единения на уровне чиновников. Вместо того, чтобы работать на благо Казахстана, у нас многие высокие чины работают на собственный карман. Этого никто не скрывает. Каждый имеет особняк, иномарку, отдыхает за рубежом. Вкладывают деньги в туризм других стран, а у нас он не развивается. Хотя есть такие прекрасные озера, как Алаколь, Балхаш. Поэтому многие чиновники считают себя временщиками.

В этом отношении у меня ностальгия по Советскому Союзу. Тогда отбор руководителей был более тщательным. Сейчас у нас кумовство, сватовство. Например, 25-летний сын бывшего нашего акима Сергея Кулагина стал акимом (3 месяца поработал, потом не прошел тестирование и ушел). Не думаю, что он такой уж гений, чтобы в этом возрасте может работать акимом столичного района.

- Но что-то не слышно голосов протеста деятелей культуры по подобным фактам. Их мнение всегда было определенным ориентиром в оценке деятельности властей.

- Поэты и публицисты ничего не могут изменить в настоящее время. В советский период они были рупором народа. Но за это им платили. Они были членами Союза писателей, получали большие гонорары, с ними организовывали встречи в трудовых коллективах. Поэтому у нас были Айтматовы, Гамзатовы, Кугультиновы, Сулейменовы. Сегодня писатель никому не  нужен. Он пишет только для себя. Многие мои коллеги не от хорошей жизни ушли из творчества. У них есть дети, которые также хотят кушать, как и дети Льва Толстого. Я, например, работаю преподавателем совсем в другой отрасли. Защитил кандидатскую диссертацию, но если были бы льготы, гонорары, как в советское время, я бы всем этим не занимался, а сидел дома и писал.

Слово ведь всегда высоко ценилось. Многие казахские поэты вставали рядом с ханами и султанами. Даже в советское время был Жамбыл Жабаев, который своим «Ленинградцы - дети мои» многих окрылял. В наши дни, когда поют державинские и жуковские оды, восхваляющие Астану, когда организовывают поэтические состязания, чтобы воспевать Астану, я это не воспринимаю. Воспевали бы они аул, деревню («деревня моя, деревянная»), если бы они воспевали родную землю, я бы их понял. Это было бы, как у Сергея Есенина: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою». Любой поэт должен Родину воспевать, а Родина не только Астана.

- Национал-патриоты много говорят о бедственном положении казахского языка. Действительно есть такая проблема? Если это так, то что нужно делать?

- Мне кажется, что тут ничего не надо делать. Кое-что можно, но оно все само собой придет. По данным статистики, сейчас в Казахстане около 55% населения - казахи. Было время, когда они на своей территории оставались в меньшинстве. Времена меняются, и лет через 10-15 доля казахов еще больше увеличится. Я учился в казахской школе, но русским владел не хуже, потому что тогда чисто казахскими в области было всего 5 средних школ. К тому же была среда, которая создавала необходимость владеть русским языком.

Нам надо просто вспомнить слова нашего президента Нурсултана Назарбаева, который сказал, что каждый казах должен говорить с казахом на родном языке. А у нас что делается? Приходишь в ЦОН или на почту, там сидит казах или казашка, обращаешься к ним на казахском языке, а они отвечают на русском. Говорят, что по-казахски понимают, но говорить не могут. Мы должны вначале сами научиться говорить друг с другом на родном языке. Но сейчас нам сложно обходиться и без знания русского, английского, а кому-то уже нужны арабский и китайский. В сравнении с казахами представители других национальностей пошли на два шага вперед. У нас сейчас есть дикторы, чиновники, переводчики, которые прекрасно владеют казахским языком.

Досье

Акылбек Кожаулы Шаяхмет

Родился в 1951 году, в с. Забеловка Житикаринского района.
После средней школы работал чабаном. С 1968 года - сотрудник Аулиекольской районной газеты. Затем работал корректором, корреспондентом, заведующим отделом редакции газет «Жетысу» (Алматы) и «Костанай таны».
Окончил факультет журналистики КазГУ и Мос­ковский литературный институт.
С 1982 года - редактор Костанайской телерадиокомпании, затем литературный кон­сультант Союза писателей Казахстана по Костанайской и Торгайской областям, председатель правления Костанайской областной организации общества «Казак тили».
С 1994 г. был заместителем руководителей в различных областных структурах: управлении по языкам, комитете по национальной политике, управлении культуры и  департаменте образования. Затем перешел в Костанайский госуниверситет. Был директором Института казахской и русской филологии, деканом факультета журналистики. Сейчас - директор медиацентра КГУ.
Кандидат филологических наук, профессор КГУ, член правления Союза писателей Казахстана. Выпустил более 30 книг.
Женат, имеет 4 детей.

Фото Николая Соловьева