Свершилось, но ликовать не хочется

Предпринимателей не радует закон о Национальной палате

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

4 июля Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О Национальной палате предпринимателей»

Cвершилось то, чего подавляющее большинство частных предпринимателей вряд ли хотели, а многие, причем не один год, публично и аргументированно выступали против. Зачем предпринимателям, производящим реальную продукцию и оказывающим конкретные услуги в негостеприимном мире капиталистического рынка, с далеко не человеческим, помноженным многократно на коррупцию, лицом,   вешать себе на шею еще одну управленческую структуру и содержать ее за свой счет? Это, по предварительным оценкам, порядка 9 млрд тенге в год.

5 лет инициаторы этого действа пытались, как говорится, не мытьем, так катаньем создать под себя, любимых, порядок и структуру. И вот закон подписан. Как в народе, а теперь и в бизнес-среде говорят: «Не было заботы, так подай». Но закон есть закон, и его теперь надо исполнять.

Национальная палата предпринимателей при участии правительства с правом его вето на решения съезда НПП создана. Торгово-промышленные палаты, соответственно, ликвидированы.  Что же предпринимателям уготовила окончательная редакция этого закона?

Первое и самое главное. Инициаторы закона ставили главной целью своего деяния - загнать всех поголовно предпринимателей в НПП, создав тем самым для себя  огромнейшую «взносооблагаемую базу», и как апогей этого - «привязать» эти обязательные взносы со всех субъектов предпринимательства к Налоговому кодексу РК со всеми вытекающими отсюда последствиями возможного давления на бизнес-сообщество. Как видно из текста закона, не получилось в полной мере ни того, ни другого, хотя видно по всему, что инициаторы все равно думают, что все прошло как по маслу. Так ли?

Да, в ч. 2, ст. 4 закона записано, что НПП образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных в соответствии с законодательством РК, кроме тех, кто освобожден от этого законодательством РК (это нотариусы, адвокаты и т. п.). Пока это лишь посыл, намерение. Возможно, в принципе, когда-то так и будет. И все предприниматели, осознавшие и согласные с уставом, целями и задачами НПП, сами туда придут и попросятся в эти ряды. Однако в ч. 1, ст. 28 закона («Члены Национальной палаты. Обязательные членские взносы») скромно, но ясно указано, что членами НПП «являются субъекты предпринимательства, если иное не установлено законом». Слова «все» здесь нет. А согласно ч. 1, ст. 6 ГК РК, гражданский закон понимается в буквальном значении употребленных в нем слов и выражений.

Как видите, здесь уже нет указания на обязательность, а тем более для всех. Из этой редакции следует: да, членами НПП являются только те, кто позиционирует себя субъектом предпринимательства, но вовсе не обязательно, что все поголовно. Не так ли? Ну, по аналогии, что каждый дееспособный гражданин страны может  быть избранным в представительные органы управления, но вовсе не обязательно, что именно каждый из этих дееспособных граждан будет выдвигать свою кандидатуру.

 Не прошло, как видно из текста закона, и намерение «привязать» сбор членских взносов к Налоговому кодексу РК. В ст. 29, ч. 3 закона говорится о том, что именно сама НПП, а не налоговики, ежегодно в срок до 1 июля выставляет соответствующие счета по членским взносам субъектам предпринимательства. Т. е. взносы членов НПП в Палату - это не сфера применения Налогового кодекса РК, а чисто гражданские правоотношения между юридическими лицами.

 Непонятны положения ст. 3 закона о системе НПП. Там указано, что в систему НПП входят, надо полагать, теперь по закону автоматически территориальные ассоциации предпринимателей. Например, действующая с 2001 года Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области (ОЮЛ «АСПреДКО»). Как так? Палата - самостоятельное юридическое лицо со своими учредительными документами и порядками. Ассоциация - самостоятельное юридическое лицо со своим уставом и учредительным договором, в которых вовсе нет положений о принудительном, обязательном вхождении при каких-то обстоятельствах еще в какие-либо юридические лица. Как совместить все это? Без меня меня женили?

Кстати сказать, у каждого «субъекта предпринимательства», особенно юридических лиц, есть вполне конкретные учредители. И физические, и юридические лица. И не обязательно резиденты. А как они посмотрят на всю эту принудиловку? Захотят ли  изымать из своих доходов, помимо налогов, немалые суммы еще на один платеж - членские взносы в НПП? Тем более, если они не разделяют позиции НПП. А ну как кое-кто из принципа просто закроет свои предприятия, не пожелав во всем этом участвовать? Ведь какие будут членские взносы, неизвестно. В законе есть указание, что их величины изменчивы, что их определяет съезд НПП, а утверждает правительство. Но как и сколько это будет - пока в совершеннейшем тумане. А всякая неопределенность напрягает  делового человека.

И уж совсем некорректны посылы закона о том, кто изначально являются учредителями НПП. В ч. 2, ст. 32 закона прямо и недвусмысленно сказано, что НПП учреждают Правительство РК и «ассоциация (союз), имеющая филиалы во всех областях, городах и столице». Это как объявить конкурс на замещение вакантной и очень высокооплачиваемой должности и при этом указать полные данные одного из претендентов, включая его телефон и домашний адрес, но не назвав открыто его фамилию. Ясное дело, что именно он и станет обладателем вакансии. В данном случае это «Союз «Атамекен». Браво, браво!

В законе указано, что НПП - не политическая партия, но весь текст закона говорит об обратном. Да вы сами посудите: съезд, президиум, комитеты президиума, правление, ревизионная комиссия, региональные советы, исполнительные органы, отчетность, доклады, выборы, устав, взносы и т. п. Чем не кондовая партийная атрибутика и иерархия?! Так и видится, как, исполняя требования ст. 5 закона о сотрудничестве с госорганами (они же и учредители), лидеры НПП с высокой трибуны, куда теперь им вход открыт, на инициативы властей твердым голосом, причем как бы теперь от имени всего бизнес-сообщества страны, смогут вещать что-то типа: «В едином порыве мы поддерживаем и одобряем…», «Все как один, мы  горячо приветствуем инициативы партии и правительства…», «Еще теснее сплотив ряды бизнес-сообщества, мы заявляем о нашей приверженности…» и так далее. Ну или просто, как депутаты на проект закона о пенсионной реформе: «Одобрям-с!»

К сожалению, о самой сути того, чем и как НПП могла бы действительно двигать частное предпринимательство, в законе говорится как-то глухо, эфемерно и без привязки к делу: принимать участие, осуществлять проработку, проводить слушания, осуществлять мониторинг, проводить сбор, обобщение и анализ информации… Все эти и, более того, совершенно конкретные функции в общении с уполномоченными, контролирующими, надзорными органами, исполнительной властью и судами по совершенно конкретным делам и субъектам предпринимательства давно и достаточно успешно осуществляют действующие объединения частного предпринимательства. А на международном уровне все это делали торгово-промышленные палаты. И без всякого словоблудия, без поголовного обязательного членства. Зачем было вообще огород городить?

 Безусловно, это лишь первое и очень поверхностное впечатление от нового Закона РК «О НПП». Весь закон, а тем более внесенные в связи с этим изменения и дополнения во многие законодательные акты РК, надо осмысливать и обкатывать на практике не один месяц, а то и год. Однако то, что закон получился сырой, невнятный, аморфный, основной частью которого являются просто организационные моменты собственно образования НПП, не имеющие никакой причинно-следственной связи с конкретным производством и сферой услуг, ясно уже при первом прочтении закона. Жаль.