Как не потерять управление
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng
Можно ли регулировать рулевую рейку?
Летом увеличивается скорость движения, вместе с этим возрастает и необходимость повышения безопасности. Чтобы ее обеспечить, водители обычно ограничиваются усиленным вниманием к тормозной системе. Но в современных машинах есть еще один важный механизм, который при непрофессиональном регулировании может привести к печальным последствиям. О его особенностях рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ.
- Иногда водители во время движения своего автомобиля слышат стук в передней части. Обычно «грешат» на износ шаровой опоры или рулевых наконечников. Обращаются в мастерскую и какую-то из этих неисправностей действительно находят. Деталь меняют, но стук остается. Он имеет мелкий дробящий характер и проявляется на дорожных неровностях. Человек едет к тому же мастеру, тот еще раз осматривает машину и находит, что выработались зубья рулевого механизма (рулевой рейки). Мастер берется его отрегулировать, и все вроде бы получается. Водитель, довольный, уезжает, но через несколько дней его автомобиль вдруг становится неуправляемым.
Эта история не выдумана. Она произошла в Костанае, причем ремонт делали в достаточно авторитетной мастерской. Вопрос лишь в том, насколько мастер был профессионален.
У рулевой рейки есть одна особенность. Поскольку автомобиль в большей степени производит прямолинейное движение, то в большей степени изнашиваются зубья, расположенные в ее средней части. Образовавшийся зазор между ними и зубьями шестеренки рулевого механизма как раз и является причиной мелкого стука. Поэтому он слышен не во время поворота, а когда автомобиль движется по прямой. Устройство рулевого механизма позволяет этот зазор уменьшить. Проблема в том, до какой степени это позволительно.
В приведенном случае зазор между зубьями рейки и шестеренки мастер «выбрал» до такой степени, что как только водитель во время движения машины начал производить поворот, зубья заклинило. Поскольку на этом автомобиле установлен гидравлический усилитель руля, то под воздействием его усилий зубья сломались и машина потеряла управление. Хорошо, что это было в городе, на небольшой скорости, поэтому все закончилось относительно благополучно.
Вывод такой: если рулевой механизм износился, его лучше заменить. Если же вы решили ограничиться регулировкой, то знайте, что ее нужно делать по специальной методике, а на это способны только мастера высокой квалификации и опытом таких работ.
Материалы номера