«Профсоюзы - не социально-бытовой отдел»

Евгений ШИБАРШИН

Помогут ли соглашения о партнерстве решать социальные вопросы?

На прошлой неделе профсоюз работников жизнеобеспечения Костанайской области провел презентацию отраслевого Соглашения на 2013-2015 годы, которое он подписал совместно с департаментом Агентства по регулированию естественных монополий и управлением энергетики и коммунального хозяйства областного акимата. Согласно этому документу, среднюю заработную плату работникам коммунальной сферы предполагается сделать на 20% выше среднемесячной по региону. Но где взять средства? За счет повышения тарифов на коммунальные услуги? Профсоюз категорически против. Не получится ли так, что принятое соглашение окажется лишь благим намерением?

У партнерства есть система

Вопрос этот не праздный. И не только потому, что затрагивает финансовые интересы многих людей. Дело в том, что подписание соглашений и меморандумов между различными структурами в последнее время стало делом привычным, однако по причине бедности информации об их исполнении это больше похоже на моду, чем на форму делового сотрудничества. Более того, складывается впечатление, что через подписание такого рода документов власти «связывают» руки профсоюзам, чтобы они не были достаточно активны в решении назревших проблем в отношениях между наемными работниками и работодателями. Очень уж впечатляющим оказался конфликт в Жанаозене, который заметно обострился, когда профсоюзы поддержали требования нефтяников о повышении зарплаты.

С правовой точки зрения, соглашения, в которых участвуют профсоюзы, дают им возможность цивилизованным путем решать многие проблемы, возникающие в трудовых коллективах. Проблема в другом.

- Пока остается ошибочное восприятие профсоюзов как социально-бытового отдела предприятия, - заявил на презентации вышеназванного соглашения председатель ЦК профсоюза работников ЖКХ и сферы услуг Серик КАПЕНОВ. - Это крайне неверное восприятие. Профсоюз не предназначен, чтобы давать деньги на праздники или на похороны, обеспечивать путевки в лагерь или санаторий. Задача профсоюзов - добиться, чтобы в коллективном договоре было приложение, что работодатель выделяет на это средства.

В рамках социального партнерства, которое в Казахстане закреплено законодательно, уже наработана достаточно стройная схема организации сотрудничества представителей работников (чаще в лице профсоюзов), работодателей и структур исполнительной власти. На уровне республики эти стороны заключают генеральное соглашение, в котором прописаны права и обязательства сторон по исполнению трудового законодательства и различных государственных программ. На основе этого документа руководители ведомств и отраслевых профсоюзов подписывают отраслевое соглашение, основной частью которого являются договоренности по регулированию уровня заработной платы (тарифное соглашение). На региональном уровне есть соглашения между областным советом профсоюза, акиматом области и ассоциации работодателей, а также - отраслевое соглашение между обкомами отраслевых профсоюзов и управлений облакимата. Есть региональные соглашения в городах и районах. Самый нижний уровень - коллективные договоры на предприятиях и в учреждениях.

- В Трудовом кодексе РК много норм носят общий характер, - считает председатель областного совета профсоюзов области Балбупе ИРТАЕВА. - В таких случаях там делается ссылка на соглашения и коллективные договоры, в которых эти нормы должны конкретизироваться, исходя из условий отрасли, региона и каждого предприятия. Задача профсоюзных организаций воспользоваться этой возможностью и за столом переговоров добиться от работодателей и госорганов включения в соглашения и коллективные договоры требований, защищающих интересы работников. Эти документы после подписания регистрируются в департаменте по контролю и социальной защите минтруда и социальной защиты населения, и в течение 30 дней их потенциальные исполнители должны выразить свое отношение к ним. После чего они приобретают правовой характер и обязательны к исполнению.

«Реальный источник - повышение тарифов»

Получается, что если предприятиям коммунальной сферы к 2015 году не повысят среднюю зарплату до заявленного уровня, работники для защиты своих прав могут использовать все формы, прописанные в законодательстве? Вплоть до забастовок?

Так-то оно так, да есть тут одна тонкость. Главный источник доходов предприятий коммунальной сферы - плата, которую производят потребители их услуг. А тарифы регулирует государство. Что любопытно - по информации председателя профсоюза работников жизнеобеспечения Костанайской области Нины СМАГИНОЙ, которая готовила текст соглашения, предложение о таком повышении зарплаты внес департамент Агентства по регулированию естественных монополий по Костанайской области. Выходит, если кто-то из коммунальщиков сделает заявку на повышение тарифа с учетом 20-процентной добавки зарплаты от среднерегиональной, то ДАРЕМ согласится?

Нет, конечно. Сегодняшняя методика расчета затрат при пересмотре тарифа на коммунальные услуги такого подхода не предусматривает. Единственно, для кого в 2013 году в этом отношении сделано «послабление» - системе горводоканалов. Да и то в затратах по оплате труда при утверждении тарифа на воду и канализацию во внимание будет браться цифра, не превышающая среднюю зарплату по региону. Причем отдельно по производственному персоналу и управленческому.

Оценить это в цифрах возможности пока нет - органы госстатистики раздельного подсчета еще не вели. Но если взять общие данные, то за январь-апрель 2013 года в Костанайской области номинальная средняя месячная зарплата составила 76 001 тенге. По информации заместителя директора ГКП «Костанай-Су» по экономическим вопросам Игоря КИСЕЛЕВА, средняя зарплата на их предприятии по итогам 1 квартала зафиксирована на уровне 62 000 тенге (хотя для расчета существующего сейчас тарифа услуг «Костанай-Су» взято 65 000 тенге).

Киселев считает, что повышение зарплаты еще на 20% хотя бы от сегодняшней средней по области 76 000 тенге - нереально. По причине отсутствия источников финансирования.

- Единственный реальный источник - повышение тарифов, - утверждает Киселев. - Для повышения зарплаты нам на первых порах при утверждении тарифа достаточно учитывать то, что уже предложило правительство - среднюю зарплату по региону. Сейчас берется зарплата, которая установилась еще в 90-е годы и прибавлялась лишь с учетом инфляции. В результате за эти годы мы по зарплате сильно отстали от других отраслей. Методика учета затрат при утверждении тарифа такова, что не позволяет предприятию выйти из разряда убыточных. А ведь расходы на зарплату в тарифной смете занимают почти одну треть. Чтобы вовремя исполнять свои обязанности по оплате труда, мы наших поставщиков фактически превратили в своих кредиторов.

Что касается получения доходов от участия в реализации проектов в рамках государственной Программы модернизации ЖКХ, о чем многие говорят, то им дорога туда закрыта. Государство предпочитает иметь дело со специализированными подрядчиками, считая, что предприятия коммунальной сферы должны сосредоточиться на своей основной деятельности.

По поводу оценки возможностей водников работать прибыльно есть разные оценки, но никто не отрицает, что многое зависит и от условий хозяйствования, которые создает для них государство. Включая и методику расчетов тарифов на их услуги.

По этому пункту профсоюзный лидер Нина Смагина, будучи категоричным противником повышения зарплаты коммунальщикам за счет роста тарифов, их как раз поддерживает. Она направила конкретные предложения депутатам мажилиса с предложениями о пересмотре некоторых правовых норм, регулирующих деятельность естественных монополистов, которые позволили бы не только повысить зарплату, но и получить средства для развития.

Нужен «цепной пес»

Вообще, препятствий правового характера, мешающих естественным монополистам решать свои кадровые вопросы, достаточно много. По словам Киселева, низкая оплата труда превратила их предприятие в некотором роде в учебный центр.

- Люди приходят к нам, обучаются профессии и через пару лет, получив предложение, где платят больше в 2 раза, уходят, - сетует Киселев. - Не можем привлечь людей и предоставлением квартиры, как это было в советское время. Сейчас нет такой нормы, согласно которой можно было бы нашим работникам предоставлять служебное жилье.

Относительно квартир в упомянутом Соглашении тоже есть пункт. Он гласит: «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, ДАРЕМ обязуются совместно с акиматами городов, районов создать базу резерва арендного, служебного жилья для работников предприятий жизнеобеспечения».

- Недавно на сессии Костанайского городского маслихата принято решение выделить две квартиры предприятиям коммунальной сферы, - сказала Смагина. - Нашли же какой-то правовой выход. Будем разговаривать с акиматом, чтобы это сделать системой. Тут возможны разные варианты. Их нужно искать - и в этом смысле надежда нашего профсоюза на Соглашение.

- К сожалению, многие работодатели не понимают важности аналогичных документов на уровне предприятий - коллективных договоров, - сказала председатель облсовпрофа Балбупе Иртаева. - А они помогают решение многих вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий труда и отдыха своих работников, ввести в правовое русло, сделать их системой.

По ее оценке, в Костанайской области сейчас около 30% предприятий не имеют коллективных договоров. Главная причина - отсутствие там профсоюзных организаций, которые могли бы этот вопрос будировать. Сегодня в области зарегистрировано только 2 437 коллективных договоров работодателей с профсоюзами. И это несмотря на то, что по инициативе главы государства в 2008 году прошла республиканская акция «Заключите коллективный договор». Балбупе Иртаева считает, что многое зависит от качества коллективных договоров, их конкретности, социальной значимости и контроля профсоюзов за их выполнением. Она надеется, что готовящийся сейчас новый закон о профсоюзах для повышения их роли в социальном партнерстве даст новый инструмент.

Удастся ли в полной мере реализовать взятые на себя обязательства подписантам названного Соглашения - узнаем в 2015 году. Но то, что именно его конкретность заставила кое-кого встрепенуться и задуматься, говорит, что у этой формы социального партнерства есть будущее. Главное - насколько энергичен будет профсоюз, его инициирующий.

Могут ли сегодня профсоюзы решать социальные вопросы?

Шамиль КАПКАЕВ, директор Костанайского камвольно-суконного комбината в 1985-1997 годах:

- Нет. Когда я был директором комбината, у меня не было возможности доходить до нужд каждого работника, поэтому для меня председатель профкома был хорошим помощником. Поэтому и коллективный договор предусматривал решение многих социальных вопросов. Но тогда государство обязывало директоров многие решения принимать с согласия профсоюзов. Сегодня руководителям крупных предприятий посредник в общении с работниками тоже нужен, поэтому профсоюзные организации там есть. Но решения он принимает сам. Руководители малых предприятий считают, что они могут обойтись без профсоюзов, а работники, может, и хотели бы иметь свою организацию, но боятся идти против воли своего работодателя.

Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь Костанайского обкома Компартии Казахстана:

- Не смогут. Главная причина в том, что профсоюзы сейчас находятся в большой зависимости от власти и работодателей. Законодательство вроде бы дает профсоюзам некоторые права, но в условиях частной собственности все финансовые вопросы решает частный владелец. Если даже власть не может добиться, чтобы на всех предприятиях были приняты коллективные договоры, то что сможет профсоюз? О каких социальных вопросах может идти речь?

Римма БЕКТУРГАНОВА, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан»:

- Могут и должны. Это их обязанность. Такие возможности у  профсоюзов есть. Есть профессиональные лидеры, есть развитые структуры, их поддерживают многие люди. Что касается малых предприятий, то некоторые предприниматели не понимают преимуществ, которые дает наличие у них профсоюзных организаций, не осознают, что профсоюзная организация может стать для них хорошим помощником в регулировании трудовых отношений. Частная компания от этого может только выиграть.

Аркадий ДЕНИСОВ, председатель обкома профсоюза работников культуры в 1990-2010 годах:

- Закон вроде бы предусматривает, что профсоюзы могут совместно с работодателями решать социальные вопросы в рамках социального партнерства. Но у нас много чего написано на бумаге и нет на деле. При заключении коллективного договора преобладают права работодателя. Никто не способен его переубедить. От него даже зависит, будет ли на его предприятии профсоюзная организация или нет. Кто в этом начнет слишком «активничать», всегда найдется причина такого человека уволить. Во многом виновата верхушка профсоюзов, которая позволила еще в 90-х годах лишить профсоюзы многих полномочий. По этой причине, например, сегодня профсоюзы не могут контролировать состояние охраны труда. В то время, как госконтроль способен охватить чуть больше 10 процентов хозяйствующих субъектов.

Анатолий ДИРКСЕН, предприниматель:

- У нас на предприятии есть профсоюзная организация, есть коллективный договор, в котором прописан социальный пакет. То есть профсоюзы могут решать социальные вопросы. Другое дело, что некоторые считают: профсоюзы должны  вмешиваться еще и в управление предприятием. Но такое возможно лишь в условиях корпоративной собственности, которой у нас пока нет. Не изжито еще и потребительское отношение к профсоюзам. Когда-то на средства социального страхования они могли покупать путевки в санатории и детские лагеря, но сейчас эти деньги у государства. У профсоюзов осталась лишь защитная функция.