«Наш рудненский Фаберже»

Александр Шапошников поставил себе цель - обогнать Фаберже по количеству сувениров

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Так называют пенсионера Александра ШАПОШНИКОВА в родном городе

Увидев как-то по телевизору передачу о знаменитых яйцах Фаберже, пенсионер Александр Шапошников подумал: «А почему бы и нет?» Так появилось на свет первое пасхальное яйцо в исполнении рудненского мастера. Вместо золота и драгоценных камней в ход пошло все, что попалось под руку: проволока, металл, стразы, отжившие свое женские безделушки. Умелые руки Шапошникова и по сей день творят из этого хлама такое, что впору и самому Карлу Фаберже позавидовать.

Ювелирная работа

На шедевры Александра Николаевича мы наткнулись случайно в рудненском музее. Постояли, поохали, повосторгались и решили непременно познакомиться с автором оригинальных сувениров. Случай представился как раз накануне Пасхи.

Удивительно, но дома и в мастерской у Александра Николаевича нет ни одного готового сувенирного яйца. Основная часть его коллекции хранится в музее, где мы и встретились с Шапошниковым.

- Вот я как раз два новых сувенира принес, - в руках улыбающийся художник бережно держит два пасхальных яйца тонкой работы. - Не нравится мне, когда они пылятся на полках дома или в мастерской. Сувениры должны приносить людям радость. Поэтому часть я раздарил, а остальное - передал в музей.

…Александр Шапошников - личность в Рудном известная. Много лет назад он начал делать удивительные картины, которым сам и придумал название - металлографика. Если смотреть издали, кажется, что пейзажи и портреты написаны красками, но когда присмотришься, понимаешь, что они составлены из микроскопических фрагментов металла. Так уж получилось, что вся жизнь Шапошникова так или иначе связана с металлом. Даже профессия у него с тем же корнем - металлург. Сейчас Александр Николаевич находится на пенсии, но это не мешает ему придумывать себе новые и новые увлечения. Он не только рисовал и занимался металлографикой, но и писал романы, стихотворения, и даже составлял словарь. К каждому хобби Шапошников относится как к главному делу своей жизни, и все доводит до конца. Вот и «яйца Фаберже» затянули его всерьез и надолго.

 

Те же яйца, только… пасхальные

Руки мастера не боялись тонкой работы. С остальным Шапошников решил не мудрить - взял обычное куриное яйцо поровнее, сделал в нем маленькую дырочку, вылил содержимое, высушил и залил туда цементирующий материал. Специально подбирал краски и клей, чтобы самые мелкие детали держались крепко. Несмотря на цементное содержимое, сувениры достаточно хрупкие - стоит один раз уронить и пиши пропало. На материал шло все: старые пробки, пузырьки, фольга, проволока... Со временем об увлечении Александра Николаевича узнали в городе, и с материалом стало попроще - знакомые дамы начали снабжать мастера ненужными украшениями.

Создание каждого сувенира - долгая и кропотливая работа. За 7 лет Шапошников изготовил около 50 пасхальных яиц.

- Перед тем, как начать делать новое яйцо, я тщательно продумываю все до мелочей и рисую эскиз, - говорит он. - Главное, чтобы работы не были похожи друг для друга, поэтому я постоянно ищу новые подходы.

Близнецов среди сувениров нет - в этом мы убедились, заглянув в фонды музея. И если первые работы действительно сильно напоминают творения Фаберже, то в последующих Александр Шапошников привносил что-то свое. Чего только стоит пасхальное яйцо под названием… «Маршал Жуков».

- Вот тут с разных сторон его четыре портрета, - показывает художник. - Я делал это яйцо к юбилею маршала. А вот еще, посмотрите, работа под названием «Москва». Здесь я на яйцо нанес чеканные изображения Москвы разных эпох - старого города, дореволюционного, советского и нового.

Особняком смотрится пасхальное яйцо «Сталинские репрессии». Оно выполнено в темных тонах в форме обелиска. По бокам написаны фамилии политических деятелей, которые были расстреляны в те годы.

Есть и работы без серьезного подтекста. Шалтай-Болтай, например. Сказочный персонаж выглядит очень забавно - стоит дотронуться до пружинки, как улыбчивый Шалтай кивает вам разукрашенной яркими красками головой. Или пасхальное яйцо в виде шишки. Если присмотреться, то видно, что каждая золотая чешуйка изготовлена отдельно.

- Все делаю вручную, - отвечает на наш вопрос мастер. - Зрение уже подводит, но с мелкими деталями работаю в специальных очках. Сейчас у меня в мастерской несколько заготовок, работаю я над ними почти одновременно.

Сколько еще необычных пасхальных яиц появится в ближайшие годы, Александр Николаевич сказать не может. Он поставил себе цель - обогнать самого Фаберже, число известных работ которого достигает 70. Судя по неуемной энергии рудненского пенсионера, этот день уже не за горами.

 

 

 

 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА