Хотя бы шерсти клок…
Евгений ШИБАРШИН
Как костанайских потребителей вовлекают в борьбу за энергосбережение
Начало 2013 года в Костанае ознаменовалось небывалой активностью персонала городской электросети ТОО «ЭПК-форфайт». Они решили дать бой всем расхитителям капиталистической собственности, решившим на халяву пользоваться электричеством. В ходе проверки приборов учета расхода электроэнергии акты о нарушениях посыпались, как из рога изобилия. Среди проштрафившихся вдруг оказались вполне себе порядочные граждане, никогда не помышлявшие о «фокусах» с электросчетчиком. Но им теперь свою невиновность предстоит еще доказать.
Сорвана пломба? Платите 46 000 тенге
У всех, кто по этому поводу обратился за поддержкой в «НГ», сценарий отношений с контролерами «ЭПК-форфайт» один: энергетики стучат в дверь квартиры и сообщают, что на электросчетчике повреждена пломба, после чего оформляют соответствующий акт. Разница лишь в сумме перерасчета расхода электроэнергии, который делается с учетом наличия бытовых электроприборов и количества дней, прошедших после последней проверки счетчика.
Галине МОРОЗОВОЙ, живущей по улице Герцена, 34, насчитали 46 569 тенге, а Виктору РУДОМЕТКИНУ из того же дома - 17 300 тенге.
- Первый раз контролеры приходили в декабре - никаких претензий не было, - рассказывает Морозова. - В феврале приходит другая бригада, заходят ко мне и говорят: «Вот ваша пломба - она срублена». Почему ее без меня взяли? Откуда я знаю, что это моя пломба? Написали акт, но я подписывать его не стала. Сын поехал в горэлектросеть разбираться. Там сказали, что нужно заплатить 1200 тенге. Как можно с 46 000 перейти на 1200? Мы так ничего и не поняли. Долга за электроэнергию у нас не было.
- У нас проверяли счетчик в январе - тогда все было нормально, - продолжает Рудометкин, живущий в соседнем подъезде. - Через месяц приходят двое других и говорят, что пломба нарушена, к тому же она закреплена такой проволокой, которую они не применяют. Еще сказали, что на счетчике стекло не закреплено, поэтому прибор нужно заменить. Потом зачем-то проверили розетки и составили акт нарушений. Я плачу за электроэнергию ежемесячно около 2 500 тенге. Если б я ее воровал, то зачем мне столько платить? Что касается пломб, то их в электрощитовом шкафу валяется много. Кто их там срезает и оставляет? Мне это не нужно.
Шкаф на этой лестничной площадке был закрыт на замок. Мы попросили Рудометкина его открыть. Там действительно лежали три срезанные пломбы.
- У нас подозрение, что одни срезают, потом приходят другие и пишут акты, - заключил Рудометкин. - Если бы я машахатил, то зачем мне было по этому поводу шуметь?
Аналогичная история случилась и с постоянным автором «НГ» Аркадием ДЕНИСОВЫМ. Он по этому поводу решил «пошуметь», и 14 февраля «НГ» опубликовала его письмо «Контролеры в роли трибуна». У него финал тот же: счетчик предписано заменить, а за отсутствие пломбы предложили заплатить 35 000 тенге.
- Если учесть, что я ежемесячно плачу за потребление электроэнергии около 1000 тенге, то с меня взяли за три года, - так сейчас Денисов прокомментировал этот случай. - История с пломбой случилась 21 января, предыдущая проверка была 12 июня прошлого года - откуда такая сумма нарисовалась? После приватизации квартир счетчики в многоэтажных домах, где не зарегистрирован кондоминиум, оказались на нейтральной территории. Акта о передаче его мне на сохранность нет, тогда почему я должен за него отвечать?
«Проверка незаконна»
За юридической консультацией «НГ» обратилась к председателю общественного объединения по защите прав потребителей «Доверие» Татьяне ПАВЛОВОЙ. За 3 месяца этого года к ним по такому поводу обратились 10 человек. Она сослалась на пункт 5.1 типового договора между поставщиком электроэнергии и потребителями (физическими лицами).
- Там написано: если прибор учета электроэнергии стоит на лестничной площадке, то ответственность за него несет ПКСК, обслуживающее этот дом, - пояснила Павлова. - Как потребители могут отвечать за счетчик, если доступ к нему имеют все?
Есть еще один момент, с которым общество по защите прав потребителей постоянно сталкивается при рассмотрении таких заявлений. Дело в том, что Правила пользования электрической энергией, утвержденные Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК 24.01.2005 года, гласят, что любая проверка приборов учета должна проводиться в присутствии владельца квартиры или его представителя.
- Если его нет, то проверка незаконна, - утверждает председатель общества защиты прав потребителей. - Бывает, что акт составлен, владелец квартиры не подписывает. Контролеры пишут, что от подписи он отказывается, и ставят подписи трех контролеров. Но где вы видели, чтобы они ходили на проверки втроем?
«НГ» пыталась выяснить у начальника Костанайской горэлектросети Габита Бекбаева, есть ли специальный порядок расследования случаев повреждения пломб. 16 апреля направили ему письменный запрос с просьбой организовать встречу с компетентным сотрудником КГЭС, который мог бы ответить на вопросы, возникшие в ходе подготовки данной статьи. От беседы энергетики уклонились, сославшись на занятость, и обещали ответить письменно. После неоднократных напоминаний ответили через 7 дней (по закону о СМИ для этого отведено не более 3 дней). Из него мы узнали, что «за период с 1 января 2012 года по 1 апреля 2013 год выявлено 1121 случай повреждения или отсутствия пломб энергопередающей компании «ЭПК-форфайт». Что касается перерасчета, то в письме сослались на п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 71 Правил пользования электрической энергией, которые гласят, что при обнаружении повреждения пломбы на счетчике абонента производится перерасчет потребленной электроэнергии с даты последней проверки.
В упомянутых документах действительно так записано. Но есть там одна тонкость. Составители письма ее почему-то обошли. П. 71 начинается так: «При обнаружении представителями энергопередающей организации повреждения расчетных приборов учета по вине потребителя, нарушения или отсутствия пломбы (пломбировочного устройства)…». Тут ключевые слова «по вине потребителя». Кто определяет его вину? Потому мы и спрашивали начальника КЭГС о порядке расследования таких случаев. Тем более, что в типовом договоре энергоснабжения с физическими лицами при установке счетчиков на лестничных клетках действительно записано, что «ответственность за их целостность несет ПКСК (КСК), в ведении которых находится дом» (п. 5.1).
Да и с механизмом перерасчета не все понятно. У той же Морозовой в акте нарушений записано наличие двух электроприборов, срок после последней проверки счетчика определен 245 дней, но при расчете для одного прибора отводится время работы 196 дней, а для другого - 49. Чем руководствовались?
Нечего сказать?
Недавно в «НГ» обратилась Татьяна ШУШЛЕБИНА. Жильцам их дома (Тарана, 35) сотрудники горэлектросети рекомендовали заменить счетчики устаревшей конструкции на новые. Многие согласились и потратили на их покупку и установку по 3400 тенге. Прошло полгода, и на подъездах появились объявления, что в доме будут ставить счетчики нового поколения. С их помощью коммерческий учет электроэнергии будет вестись автоматически. Приборы предполагается устанавливать бесплатно, т. к. этот проект делается в рамках государственной Программы модернизации ЖКХ.
- Но зачем мы тратились на счетчики, установленные по требованию энергоцентра? - задает вопрос Шушлебина.
Она его адресовала начальнику КГЭС Габиту Бекбаеву. Тот призвал ее «с пониманием отнестись к проводимым мероприятиям по установке приборов учета АСКУЭ».
Его сотрудники были более категоричны. В объявлениях, разнесенных по квартирам, они попросили абонентов в день установки счетчиков АСКУЭ находиться дома и при этом «напомнили» им: «в случае недопуска к прибору учета энергопередающая компания оставляет за собой право незамедлительно прекратить подачу электроэнергии». Чем и вызвали бурю эмоций у жильцов этого дома. Спрашивается: кому это нужно?
Понятно, что организационными мерами бороться с коммерческими потерями электроэнергии непросто. Остается надеяться на преимущество своего монопольного положения. Нет механизма определения виновных в повреждении пломбы на приборе учета? И не надо. За счет туманной методики перерасчета легче получить дополнительный доход.
Монополизм энергетиков, похоже, их уже так развратил, что даже установку технических новинок, способных ограничить хищение электроэнергии, они не могут толком организовать. Программа перехода к АСКУЭ была принята еще в 2004 году, но ее практическое воплощение через 9 лет началось со скандалов. Ведь более точные счетчики (о которых говорит Шушлебина) уже установили многие абоненты. Другие собираются их покупать. Выходит, что они теперь не нужны? Или еще пригодятся? Энергетики на этот счет молчат. Нечего сказать? Или так выгоднее?
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера