В обход пойдёшь - колёса потеряешь
Евгений ШИБАРШИН
Лето - пора ремонтов. Коммунальщики роют
траншеи, меняя трубы в водопроводных и тепловых сетях, дорожники вскрывают
старый асфальт и укладывают новый. На время ремонта перекрывается движение
автомобилей, переносятся остановки общественного транспорта. Все понимают, что
дело это временное. Но неудобства, которые в таких случаях возникают, невольно
толкают к поиску ответа на вопрос: а нельзя ли их свести до минимума?
Дворы как магистрали
Действительно, чего стоит потерпеть пару месяцев грязь и пыль на некоторых улицах Костаная, ради того, чтобы потом иметь приглаженный асфальт на дорогах и тротуарах и не жить в тревожном ожидании, что вот-вот выйдут из строя прогнившие трубы, и мы окажемся без коммунальных услуг. Однако есть немало обстоятельств вокруг дорожного ремонта, которые дают основание подозревать, что с интересами граждан не всегда считаются в полной мере. О том, какого рода ухищрения используют автомобилисты, чтобы въехать в тот район города (или его объехать), где проводятся широкомасштабные земляные работы, местные СМИ сообщают ежегодно. Близлежащие дворы, несмотря на установку там дорожных знаков «сквозной проезд запрещен», фактически превращаются в насыщенные автомагистрали, делая проживание в этих домах далеко не безопасным. Если говорить о центре города, то там многое лежит на совести водителей, не утруждающих себя лишней тратой времени на объезд. Но есть и другие варианты.
Еще в мае Костанайская тепловая энергетическая компания (КТЭК) начала плановую замену магистральных труб на улицах Мауленова и Уральской. Директор КТЭК Жаксылык МУХАМЕДГАЛИЕВ сообщил «НГ», что по нормативам срок годности этих теплотрасс 20 лет, а служат они уже 25. Если там и делалась какая-то замена, то лишь в аварийных случаях. Что и создает впечатление перманентного ремонта, ежегодно создающего на этом участке проблемы для автомобильного движения.
Километр мучений
Как выходили из положения? Да очень просто. Параллельно улице Мауленова идет небольшой отрезок улицы Летунова. По нему-то и пускали весь поток транспорта. Протяженность объездной дороги - всего-то около километра. Зато каких! Асфальта там нет ни одного сантиметра. Только разухабистая полоска земли с утопленной в грязи щебенкой. Лишь по нагребной обочине видно, что когда-то по этой дороге своим ножом прошелся грейдер. Для грузовых автомобилей подобное не в диковинку, что же касается автобусов трех маршрутов - 12, 20 и 27, - вынужденных теперь преодолевать эти препятствия, то зрелище здесь не для слабонервных.
11 часов утра. Чтобы получить полное впечатление от этого «объезда», сажусь в автобус 27-го маршрута и еду. Народ до своей работы уже добрался, поэтому в салоне почти пусто. На лицах пассажиров полное спокойствие. Видать, уже привыкли. Все-таки второй месяц этому неудобству. К тому же когда-то это должно закончиться, и поэтому зачем зря нервничать. Похоже, что никто даже не замечает, как после въезда на Летунова весь автобус наполняется густой белой пылью. Ехали мы, казалось, целую вечность. Медленно переваливаясь по ямам, натужно ревя двигателем, автобус наконец-то вырвался на асфальтовую гладь улицы Дощанова и помчался нагонять упущенное время в своем графике.
Водитель Валерий КИЛЬДЮШКИН на этом маршруте работает уже 7 лет. На мой вопрос, каково им приходится, в ответ махнул рукой.
- Мы-то ладно. Хотя автобусы из-за этих ям у нас постоянно ломаются. На пассажиров жалко смотреть. Раньше как-то готовили объездные дороги, подсыпали грунт, делали ямочный ремонт, а сейчас даже заранее не предупредили.
Водитель 20-го маршрута, назвавший себя Александром, говорит, что несколько раз ямы на Летунова вроде бы засыпали, но это не спасло. После дождя там образовывались огромные лужи грязи, которая после подсыхания превратилась в пыль.
- Вы бы посмотрели, что делалось еще раньше, когда приходилось объезжать через проулок между улицами Беды и Комарова, - в сердцах добавляет водитель.
Кто должен беспокоиться?
- Это не наша обязанность. У нас в смете такие средства не предусмотрены, - говорит директор КТЭК Жаксылык Мухамедгалиев. - Иначе по этой причине нужно будет поднимать тариф.
К слову сказать, ремонтники тепловой компании на себе испытывают неудобства от закрытого по этой улице движения. Дело в том, что многие водители легковых машин предпочитают не ехать в объезд, а пробиваться рядом с выкопанной траншеей на Мауленова. Создавая там лишние проблемы.
- Я сам был очевидцем, как по этой причине образовалась пробка, и наши самосвалы долго не могли проехать к месту выгрузки песка, - рассказывает Мухамедгалиев. - Мы по этому поводу даже обратились за помощью в дорожную полицию. Потому что и без того сроки ремонта затягиваются, да еще и недисциплинированные водители создают дополнительные помехи. Что касается подготовки объезда, то это вопрос к городскому акимату.
Надо так понимать, речь идет о ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная». И. о. начальника этого учреждения Александр МАКЛЮК сообщил «НГ», что они еще с февраля начали готовить город к плановому ремонту коммунальных сетей. В подготовку входит и выработка оптимального маршрута объезда ремонтируемого участка.
- В апреле-мае мы готовим объездные дороги, - утверждает Маклюк. - В частности, на улице Беды и Летунова делали соответствующую подсыпку. Что касается асфальтирования участка по Летунова, то мы подготовили проект, но средств пока для этого нет.
Стратегический, но никому не нужный
В принципе, такой ответ можно было ожидать заранее. Несмотря на то что из года в год количество средств на ремонт дорог увеличивается, они на сегодня оказались в таком запущенном состоянии, что денег еще долго хватать не будет. В таком случае говорят о приоритетах. Куда бюджетные средства нужно направить в первую очередь? Когда смотришь некоторые новостные сюжеты местных телеканалов, возникает ощущение, что приоритеты в Костанае определяет глава области. Причем руководствуется он соображениями типа «это лицо города и области», а значит, и следить за ним нужно в первую очередь.
Кто же станет спорить с утверждением, что любое лицо должно быть ухожено. Но ведь если не следить за состоянием внутренних органов, кровеносных сосудов человека, то его внешняя красота скоро поблекнет. Может быть, тот самый горемычный участок на улице Летунова вовсе и не нуждается в каком-то особом внимании со стороны городских властей?
Чтобы как-то определиться хотя бы для себя, мы решили проверить на нем интенсивность автомобильного движения. Для чего провели хронометраж на выезде с Летунова на Л. Беды. В течение 10-ти минут, с 11.30 до 11.40, с этого участка выехало 39 автомобилей, а въехало 32.
Как выяснила «НГ», городской акимат не зря занимался проектированием строительства асфальтированной дороги на улице Летунова. Как сообщила директор ГУ «Отдел строительства акимата Костаная» Валентина ЭПОВА, в 2003-м году данный участок расценивался как стратегический. Как раз на случай использования его для объезда. Другое дело, что строительство дороги протяженностью 1 км и шириной 14 м стоит около 100 млн. тенге, потому этот замысел остался неосуществленным. Так может, как раз уже и наступило то время, когда нужно принять соответствующее решение. Тем более что сейчас готовится измененный план генеральной застройки города. А то ведь уже в скором времени нужно будет капитально ремонтировать следующий участок тепловой магистрали - по улице Дощанова от улицы Чехова до перекрестка с улицей Мауленова. Или снова эту проблему решат скрыть за пылевой завесой объездной дороги?
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера