По дорожной одежке протягивайте ножки?

Ольга ЛИХОГРАЙ

Власти Костаная рассказали о том, где и как будут ремонтировать этим летом городские дороги

Разбитые улицы Костаная в этом году вновь вызывают возмущение автомобилистов и пешеходов, но и превратились в зону противостояния жителей и властей. 4 апреля автолюбитель Александр Плеханов заявил, что собирается организовать митинг по поводу плохого качества дорог. На следующий день, 5 апреля, в акимате Костаная прошла пресс-конференция, на которой чиновники призывали участников предстоящего митинга к диалогу по фактам. Однако разговор еще раз доказал, что власти и жители смотрят на проблему плохих улиц под разным углом.

Красивые отчеты

5 апреля на пресс-конференции в акимате Костаная заместитель акима города Валерий ПОЛЕШКО рассказал о масштабных реконструкциях и капитальных ремонтах городских трасс в этом году. Он также привел данные о том, что за последние 8 лет в областном центре было отремонтировано более 100 км улиц.

- Начиная с 2005 года в Костанае ямочный ремонт прошел на 53 км дорог, реконструкция - на 46 км, капитальный ремонт - на 15,6 км, средний - на 45,8 км, - отметил Полешко. - Поэтому, когда говорят, что у нас все дороги плохие, я не согласен. Когда говорят, что дороги ремонтируют только в центре, я тоже не согласен. В районе Костаная-2 сделано очень много улиц. А что касается центральных улиц, то они и будут ремонтироваться из года в год, потому что сильно загружены транспортом и разбиваются чаще.

Как было объявлено, реконструкция в этом году пройдет на улицах Герцена, Чехова, Баймагамбетова, Набережной (в районе Притобольского парка) и на бульваре Текстильщиков (в границах улиц Герцена - Совхозной). Капитальный ремонт - на ул. 1 Мая (от ул. Тарана до ул. Победы), на ул. Железнодорожной (от ул. Дощанова до ул. Гагарина) и на ул. Байтурсынова (от ул. Шевченко до ул. Гагарина).

- Реконструкция ул. Герцена будет идти три года, - пояснил Полешко. - В этом году - от ул. Орджоникидзе до ул. Киевской. А в течение трех лет мы ее сделаем полностью от ул. Орджоникидзе до ул. 2-й Костанайской, которая проходит за ул. Курганской. Ул. Чехова будет сделана от ул. Тарана до ул. О. Дощанова, ул. Баймагамбетова - от ул. Гагарина до ул. Орджоникидзе. Ямочным ремонтом будет охвачено около 60 000 кв. м, на эти цели запланировано 208 млн тенге из бюджета, но эта цифра еще вырастет.

Корреспонденты «НГ» проехали по тем улицам, на которых в этом году будут идти глобальные ремонты и реконструкции, и были слегка удивлены. На отрезках, где в этом году запланирован капитальный ремонт, социально значимых объектов нет, общественный транспорт не ходит. И на эти участки на нашей памяти ни разу не пожаловался ни один водитель. Зато был просто шквал звонков с возмущениями по поводу таких улиц, как Спортивная, по которой единственный проезд к зданиям Административного суда и Специализированного межрайонного суда по уголовным делам.

Асфальт рухнул

Улица 1 Мая, на которой в этом году хотят капитально уложить асфальт от Тарана до Победы,  тоже не слишком загружена машинами. Зато по параллельной ей и расположенной в нескольких шагах ул. Козыбаева - постоянный проезд к ЦОНу и зданию ДВД. Ямы здесь на ширину всей проезжей части, лужи не просохли даже после трехдневного 15-градусного тепла.

На ямы по ул. Мауленова, Алтынсарина, где проходит большинство маршрутов общественного транспорта, в этом году нам не пожаловался только ленивый. А буквально 9 апреля с мобильного телефона позвонил еще один возмущенный водитель и рассказал, что на участке ул. Баймагамбетова на пересечении с ул. Павлова в ночь с 8 на 9 апреля рухнул асфальт, и  образовалась огромная яма.

- Яму, в которую может провалиться ребенок, даже не огородили, - возмущался читатель. - Хотя в этом месте висит камера, неужели никто не видит, что здесь провал?

10 апреля провал был огоржен, что слабо утешает: капитальный ремонт на этом участке прошел не так давно - в 2009 году.

Удивило и то, что реконструкция ул. Герцена, которую, бесспорно, давно нужно сделать, пройдет вплоть до ул. 2-ой Костанайской. На  участке Герцена от Курганской до 2-й Костанайской  - сплошь солидные коттеджи, принадлежащие явно не простым людям. Ни один автобус там не ходит, и пока - вполне приличный асфальт в сравнении с такими убитыми улицами, как Майлина, Каирбекова,Урожайная, Урицкого.

За бюджетный и за свой счет

Самое удивительное, что на пресс-конференции именно эти улицы перечислил Валерий Полешко в числе самых разбитых и признал, что они «выходят из зимы» с большими проблемами.

- У нас очень много ям на улицах Мауленова, Майлина, Урицкого, Алтынсарина, Каирбекова, Урожайной, Герцена, Строительной, список еще можно продолжить, - сообщил Полешко. - На этих улицах не было капитального ремонта последние 12 лет. И даже когда мы ежегодно делаем ямочный ремонт, ямы автоматически появляются на следующий год. Причем разрушается покрытие рядом с теми участками, на которых залатали ямы. В этом году, как только высохнут дороги, мы продолжим работу по забивке ям сколом, золой, брусчаткой.

Как выяснилось, гарантия на ямочный ремонт - год, на средний - от 3 до 5 лет. Если в течение этого времени появляются дыры на асфальте, то подрядчики должны переделывать их за свой счет. Уже, например, принято решение, что два участка дороги - на пересечении пр. Абая с ул. Тарана и от ул. Тарана до ул. Павлова - будут переделывать специалисты ТОО «Аяз» и ТОО «АБЗ+» за свои средства. Всего три года назад они сделали на этих участках средний ремонт. Но на них уже, по словам Полешко, «образовалась колейность», что говорит о несоблюдении технологии.

То же самое с ямами на Мауленова, которые в прошлом году образцово-показательно заделывали в присутствии посещавшего улицы акима Костанайской области Нуралы Садуакасова. На участок Мауленова в районе городского налогового комитета прошлой весной нагнали дорожную технику, и строители не просто забивали ямы брусчаткой, а показательно заливали асфальтом. В этом году ямы стали еще шире, и теперь в них показательно влетают автомобилисты. Валерий Полешко сообщил, что дыры на Мауленова подрядчик заделает за свои деньги.

Оттого, что ямы повторно заделают не за счет бюджетных средств, успокаивает мало. Ведь изначально в асфальт впустую закатали часть денег налогоплательщиков, которые все равно вынуждены бить машины. Да и проверить, за чей счет идет переделка, при нашей непрозрачной системе распределения средств из казны абсолютно нереально.

Поражает и другое. Если заместитель акима города по ЖКХ знает о самых плачевных дорогах Костаная, называет их, то почему они не попадают в список первоочередного ремонта? И если власти отмечают, что стараются делать улицы с большой транспортной нагрузкой, почему в этом году под капитальную «закатку» идет большинство абсолютно не загруженных? Логика непонятна.

Неэффективные миллиарды

Зато понятны возмущения граждан, которые готовы выйти на митинг. Валерий Полешко  прямо ответил, что ему митинги не нужны и что эффективнее устроить диалог с приглашением всех подрядчиков. И еще раз напомнил, что ежегодно на ремонт дорог областного центра в среднем выделяется от 1,6 млрд до 1,8 млрд тенге.

Если привести конкретные цифры этого года, то на переделку всех запланированных улиц действительно будет потрачено немало. На реконструкцию ул. Герцена выделено 400 млн тенге. Общая стоимость проекта, рассчитанного до 2015 года, - 2 млрд 120 млн тенге. Реконструкция ул. Баймагамбетова обойдется городскому бюджету в 535,7 млн тенге, а реконструкция ул. Чехова - в 311,8 млн тенге. Капитальный ремонт ул. Железнодорожной оценили в 189 млн тенге, а ул. Байтурсынова - в 172 млн тенге. На капремонт ул. 1 Мая запланировано 78,2 млн тенге.

Средний ремонт, как нам объяснили в отделе ЖКХ, в этом году предусмотрен на «второстепенных улицах путем укладки брусчатки». Правда, какие именно это улицы, не сказали, но ответили, что на эти цели выделено 38 млн тенге. На ямочный ремонт, который по традиции идет в разных частях Костаная и от которого также традиционно мало толку, предусмотрены расходы в сумме 208 млн тенге. Итого в этом году будет потрачено почти 2 млрд тенге. Причем, если верить чиновникам, на отдельные виды ремонта в течение года еще добавят средства.

Другое дело, как они будут потрачены? О вопросах качества не раз говорил эксперт технического надзора Владимир КОЧИН, до этого 10 лет возглавлявший областной департамент строительства. 

- Подрядчики, которые делают ремонт дорог, у нас одни и те же, - сообщил «НГ» Кочин. - Двух, например, мы несколько лет назад лишили лицензии за откровенный брак, но они вновь специализируются на ремонте дорог, создав фирмы под другими названиями. Я думаю, что нашим властям нужно с этим бороться. Если лишили лицензий, значит, надо отстранять от работы в любом случае. Это сложно сделать на законодательном уровне, но иначе мы так и будем получать плохие дороги.

Других подрядчиков нет

Валерий Полешко согласен, что других подрядчиков у нас нет, и сделать с этим ничего нельзя. В этих словах - весь смысл диалога с властью, эффекта от митингов и других возмущений.

- Средств на ремонт дорог выделяется много, но недостаточно, чтобы выйти на нормативное содержание улиц, - пояснил Полешко. - По нормам, яма размером до 10 кв. см должна быть на дороге не более суток, ее нужно заделывать. Но чтобы выйти на эти нормативы, нам нужно все разрушенные дороги сначала сделать капитально или провести их реконструкцию. А потом с этими трассами выходить только на средний или ямочный ремонты. Но этого сделать средства нам не позволяют.

Жителям еще раз напомнили: по одежке протягивай ножки - что они и делают на наших дорогах в прямом смысле слова. Хотя честнее чиновникам было бы признать, что не позволяет им выйти на нормативное содержание улиц неэффективное закатывание средств в асфальт, а не их отсутствие.

Кстати, в этом году Министерством транспорта и коммуникаций (МТК) РК разработан законопроект, согласно которому в процессе приемки автодорог будут участвовать международные экспертные компании.

В законопроекте предлагается, чтобы Комитет автодорог впредь определял  политику отрасли, занимался нормативными документами. Строить дороги будет национальный оператор, а принимать их - аккредитованные компании по системе FIDIC (международная федерация инженеров-консультантов). Но это пока только законопроект, от которого шума может оказаться больше, чем реального эффекта.

План капитального ремонта и реконструкции дорог Костаная этим летом

Улучшит ли качество дорог принятие закона о том, что ремонт трасс
будет контролировать международная федерация инженеров-консультантов?

Андрей ГОРВАТ, директор Костанайского областного департамента Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК:

- Во-первых, хочу сразу пояснить, что если качество будут принимать международные аккредитованные компании, то это не значит, что дороги будут смотреть иностранцы. У нас много казахстанских аккредитованных компаний по международным стандартам. Речь идет о том, чтобы усилить ответственность инженерных служб за качество дорог. Сейчас у нас за все отвечает заказчик работ, то есть различные департаменты акиматов. Но за ходом строительства следят инженерные службы, и если что-то пошло не так, то они и должны за это нести ответственность. Предполагается, что они будут и больше средств получать за свою работу. Я считаю, что это правильно, и это улучшит качество наших дорог.

Борис КНЯЗЕВ, депутат Костанайского областного маслихата:

- Я сомневаюсь, что принятие данного законопроекта улучшит качество дорог. Придет какое-то третье, пятое лицо, которому безразличны наши дороги, и будет их проверять. Вот вы живете в Костанае, вас сильно интересует, какие дороги у нас в Алтынсарино? Вас больше интересует, какие улицы в Костанае. Так и тот дядя, который придет со стороны и которого можно уговорить. Я считаю, что ответственность за плохое качество дорог должна оставаться на заказчике. Допустим, моя фирма выступает заказчиком ремонта дорога, я выделяю деньги. Я обязательно спрошу за качество, потому что в нем заинтересован.

Почему областной акимат, как заказчик, не требует этого качества, непонятно. Если переложить ответственность за качество на инженерную службу, которая пришла со стороны, то будет еще хуже. Она вообще не заинтересована в качестве. И если, к примеру, этот инженер выедет на объект и начнет спрашивать, почему здесь не так сделана дорога, то подрядчик ответит: заказчик не дал того или этого. А сейчас он может это напрямую предъявить подрядчику. Зачем нам непонятные посредники?

Руслан ЛАЗУТА, председатель ОО «Общество содействия автомобилистам» (Караганда):

- Я считаю, что, учитывая особенности нашего менталитета, какую организацию международного уровня ни принимай, толку не будет. Зачем принимать кого-то со стороны? Вы пригласите наших общественников, которые всю жизнь прожили в городе, людей, которые не на грантах существуют, а просто идейных людей, которым не безразлично, в каком городе они живут. И эти люди будут на всех этапах контролировать ремонт дорог. Конечно, среди них должны быть дорожники, специалисты.

Но учитывая, сколько у нас нарушений при ремонте, уже  практически каждый может сравнить, как делают дорогу на Западе и как у нас. Составляющих хороших дорог немного - не воровать выделенные средства и соблюдать ГОСТы. Но, конечно, люди должны объединиться сами и настоять на контроле за качеством ремонта. И сразу у нас появятся хорошие дороги. И этим людям не будут впаривать полную чушь о том, что у нас резко континентальный климат, что у нас не хватает средств на ремонт и другую ерунду.

Алексей БОЙЧЕНКО, председатель Ассоциации перевозчиков Костаная:

- На недавнем аппаратном совещании аким области остро ставил вопрос о качестве ремонта дорог. Конечно, такое качество, как мы имеем сегодня, никого не может устроить. Изменится ли что-то после того, как к нам начнут приходить инженеры международных компаний, однозначно ответить не могу. Можно только надеяться на то, что качество ремонта улучшится. А как будет на самом деле, увидим, если этот законопроект в реальности примут.