Космический десант в костанайской степи

Поисковики и энтузиасты в ожидании капсулы

Никита КУДРЯШОВ

Костанайская область по праву называется космической гаванью, о чем у нас помнят не только в преддверии Дня космонавтики - большая часть всех спускаемых аппаратов приземляется в тургайских степях. Недаром на гербе города Аркалыка изображена капсула во время приземления. В капсулах - экипажи Международной космической станции, поэтому за процессом посадки пристально следит весь мир.

Казалось бы, любой желающий может просто выехать как можно дальше в степь и, стоя по колено в ковыле, любоваться редким явлением. Но степь велика, куда смотреть - непонятно, а поиском космонавтов занимаются профессионалы, которым зеваки и даром не нужны. И только редкие гражданские могут похвастаться, что принимали участие в этом процессе.

Звезды небесные, звезды далекие!

Мы нашли группу энтузиастов, которые уже несколько лет помогают искать и встречать космонавтов. Среди них - Сергей Чеповский, в миру - обычный костанайский предприниматель. Но в моменты приземления космонавтов они участники экстрим-экспедиции «Найти упавшую звезду».

- В нашем коллективе состоят люди самых разных профессий и увлечений, а объединяет нас любовь к космосу. Среди опытных поисковиков хотелось бы отметить отставного офицера Федерального управления поиска и спасания подполковника Александра Лазаренко. Наша общая цель - найти спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА», ту самую капсулу с экипажем Международной космической станции на борту, - рассказывает Сергей.

Задача дерзкая, особенно учитывая, что, выполняя ее, экспедиционная группа ни в коем случае не должна мешать спасателям-профессионалам.

- Каждый раз, когда капсула идет на снижение, мы находимся рядом с «Синими птицами» - уникальными машинами-амфибиями поисковиков. Как только на горизонте появляется силуэт спускаемого аппарата, наша экспедиционная группа играючи обгоняет вездеходы спасателей, но на определенной дистанции останавливаемся, пока вертолеты и амфибии не займут свои позиции вокруг капсулы, - делится подробностями Сергей. - Важноникому не мешать, пока космонавтам не будет оказана первая помощь. Для этого устанавливается специальный полевой медпункт, где проверяется самочувствие и физическое состояние космонавтов. В этот момент члены нашей экспедиции могут помочь спасателям разгрузить спускаемый аппарат и погрузить его на одну из машин для транспортировки.

- Однажды был случай, когда трава возле капсулы загорелась от струи тормозного двигателя. Наши ребята без лишних слов схватили огнетушители и быстро погасили пламя до прихода основных сил спасателей, - вспоминает Cергей.

Дело техники

Энтузиасты прибыли на место приземления раньше спасателей

Фото: © Геннадий Стругацкий

Для передвижения экспедиция «Найти упавшую звезду» использует специально подготовленные джипы, которые способны выдержать многодневный поход в крайне тяжелых условиях.

- Все автомобили - наши собственные, мы заменили в них большую часть стандартных деталей на более практичные, походные аналоги. К примеру, установили специальные лебедки, большие колеса, силовые бамперы, навесные багажники, пружины и так далее. Каждый элемент очень важен, ведь на большом удалении от цивилизации малейшая поломка может стоить здоровья, а то и жизни. На каждую поездку мы берем с собой запасы топлива и еды, теплые вещи зимой и множество другого оборудования, которое может пригодиться в большом походе, - рассказывает Сергей. - В итоге мы в любое время года способны выехать на поиски космонавтов, даже несмотря на большие денежные затраты на одну поездку.

Каждому по вымпелу, каждому по значку

Один из организаторов экспедиции - подполковник Александр Лазаренко - координирует маршрут движения группы, чтобы все машины добрались до района приземления капсулы. Без специальной карты и радиоаппаратуры можно легко уехать в другую степь, где никакой посадки вовсе не будет. Радиостанции используются для прослушивания канала спасателей, но участники экспедиции не мешают им вести переговоры. Это условие, требующее безоговорочного исполнения. И самое главное - отставные поисковики следят за техникой безопасности и соблюдением правил поведения в группе.

А когда экспедиция завершается, организаторы вручают каждому участнику именной сертификат об участии в движении «Найти упавшую звезду». Эти сертификаты подписаны космонавтами, на встречу которых прибыли экстремалы. Также всем выдаются значки и вымпелы с символом космической экспедиции. Вся атрибутика «добывается» через Роскосмос, с которым Александр Лазаренко по старой памяти поддерживает дружеские отношения.

Синяя птица спасателей в ночь перед призмелением космонавтов

Фото: © Геннадий Стругацкий

Фактически недолет

У организаторов экстрим-экспедиции, разумеется, полно историй, связанных с встречей космонавтов.

Не каждая встреча проходит гладко.

- Несколько раз мы становились свидетелями баллистического срыва. Спускаемый аппарат сходил с траектории движения и приземлялся за 300-400 километров от заданной точки. Такое расстояние на машинах быстро не преодолеешь, поэтому туда отправляются вертолеты и ближайшие к тому месту группы спасателей. За всю историю космонавтики таких срывов было 3 или 4, а мы застали два из них. К счастью, во всех случаях космонавты всегда оставались целыми и невредимыми, - вспоминает Сергей.

Но это - нештатные ситуации. Обычно же все проходит как положено. На высоте около 10 км спускаемый аппарат начинает процесс торможения.

- Слышен очень громкий хлопок - это раскрывается огромный купол парашюта. Его площадь - около тысячи квадратных метров, и не заметить такую махину в небе довольно сложно. А перед самым прикосновением с землей включаются специальные тормозные двигатели, которые оставляют на поверхности довольно большую воронку, - рассказывают участники экспедиции.

После того, как космонавтов отогреют, а капсулу погрузят на одну из «Синих птиц», пути групп расходятся - амфибии вместе с вертолетами своим ходом идут в Костанай, а затем в Троицк на базу расположения космических спасателей. А участники экстрим-экспедиции делятся своими впечатлениями и берут обратный курс - на Костанай.

- Самая первая поездка навсегда врезалась в мою память, это было так интересно и необычно. Потом, правда, привык, -признается Сергей. - К сожалению, наша экспедиция не смогла встретить 34-й экипаж МКС в середине марта - погода подвела. Снега в степи оказалось настолько много, что ни мы, ни наземная техника спасателей не смогли пробиться к капсуле.

Редкость ли это - участие гражданских в поисках космонавтов? В принципе, да. Кроме костанайцев, подобными экспедициями занимаются карагандинцы. В ближайших планах наших экстремалов - встреча следующего экипажа МКС, возвращение которого запланировано на май.

Члены группы делают памятные фотографии

Участники экспедиции на фоне капсулы. Разумеется, она уже пуста

Фото: © Геннадий Стругацкий

Фото из архива экспедиции