Версии после авиакатастроф
Две авиакатастрофы под Шымкентом и Алматы потрясли казахстанское общество. Нет войны, нет природных катаклизмов, надежная техника и опытные пилоты - а народ погиб...
Будучи причастным в прошлом к авиации, я вместе со всеми пытался понять причины произошедших трагедий. Если в живых не остается никто, то вся надежда на «черный ящик», бортовой самописец. А пока его расшифровывают специалисты, в СМИ озвучиваются самые невероятные версии. От некоторых из них авиаторов просто тошнит.
К примеру, утверждается, что экипаж Ан-72 при подходе к пункту посадки не установил на высотомере местное давление. В этот вариант не поверит даже первокурсник летного училища. Ну не самоубийцы же сидят за штурвалом! При подлете к аэродрому посадки экипаж получает условия: давление, нижнюю кромку облачности, вертикальную и горизонтальную видимость, направление и скорость ветра, коэффициент сцепления ВПП. И если все перечисленные элементы экипаж просто принимает во внимание, то давление аэродрома устанавливает сразу, до входа в круг.
В передаче «Слуги народа» предполагаемые причины катастрофы назвал уже Генпрокурор РК Асхат Даулбаев. Одна из них - якобы передача управления второму пилоту при заходе на посадку. И это в условиях нулевой видимости, когда вообще надо было уходить на запасной аэродром! В эту версию трудно поверить. Видимо, мы никогда не узнаем последние разговоры экипажа с землей и между собой - хотя бы потому, что это не выгодно власти. С большой долей вероятности можно предположить что решение о заходе на посадку принимал не командир корабля, а новый директор погранслужбы КНБ. Кстати, ни у кого не возник вопрос, а что делала жена начальника на борту военного самолета во время инспекционного облета пограничных объектов? В моей летной практике один такой случай давления был, но мы все же ушли на запасной.
К сожалению, всеобщее раздолбайство и просто байство проникло и в такую строгую отрасль, как авиация. Каково отношение к законам в стране, такое видимо, и к Наставлению по производству полетов (НПП), где, как говорили наши наставники, каждая строка написана кровью предшественников. Поэтому сегодня, наверное, возможен вылет борта без навигационного запаса горючего, необходимого для полета в конечный пункт маршрута, ухода в случае необходимости на запасной аэродром и получасовых маневров для захода на посадку. Если экипажи заправляются только до пункта посадки, то они потенциальные камикадзе вместе с пассажирами.
Не знаю в каком режиме сегодня проходит предполетный осмотр самолета и медицинский контроль экипажа перед вылетом, особенно в частных авиакомпаниях. Не думаю, что здесь возможно сохранить принципиальность и профессионализм, когда все вокруг подверглось коммерциализации. Это так же утопично, как и построение коммунизма в отдельно взятой стране. К тому же у нас воля бастыков выше всех законов и постановлений, а потому трагедии в авиации, как ни горько об этом говорить, неизбежны.
Суммируя все сказанное, хочу предложить правительству страны ликвидировать все частные авиакомпании, которые не выдерживают испытания нашим менталитетом, основанном на жузовых, родовых и земляческих принципах в ущерб профессионализму, моральным принципам, а временами и здравому смыслу. И пора прекратить бездумно перенимать международные стандарты без учета нашей действительности, особенно в такой деликатной, не прощающей ошибки отрасли, как авиация.
Аркадий ДЕНИСОВ, Костанай
Материалы номера