Триумф одной спецоперации

Лучший фильм 2012 года - не цифровой, он снят на пленку

Призы Американской киноакадемии нашли своих героев. 85-я церемония вручения премии "Оскар" состоялась в ночь с 24 на 25 февраля. Так называемый "короткий список" номинантов был представлен 10 января 2013 года. Тогда многие ставили на «Линкольна», детище Стивена Спилберга. Фильм был лидером по числу упоминаний. Но жена президента США Мишель Обама на церемонии вскрыла конверт и прочла название совсем другого кино. Главным фильмом прошлого года, по оскаровской версии, стал политический триллер Бена Аффлека "Операция "Арго".

«Магистерский уровень»

Давно не секрет, что Бен Аффлек – неважный актер. Зато превосходный постановщик. На счету Аффлека три постановки: "Прощай, детка, прощай", "Город воров" и "Арго" ("Операция "Арго" - вариант для российского проката). Всю жизнь слушая ругань за плохую игру и получая номинации на "Золотые малины" (кстати, в собственных фильмах Бен играет значительно лучше), в три шага звезда "Армагеддона" стал одним из лучших режиссеров Голливуда. Правда, анекдотично, что на нынешнем мероприятии в номинацию "Лучший режиссер" Аффлек как раз и не попал.

На экране – документальные кадры. 1979 год, Иран. Детский закадровый голос рассказывает о том, как Америка поставила во главе Ирана кровавого деспота и тирана, убивающего младенцев на руках матерей, а когда повстанцы свергли диктатора, дала ему политическое убежище. Теперь новая власть требует экстрадиции бывшего правителя, а улицы Тегерана забиты транспарантами о ненависти к Америке. Возмущение исламистов растет с каждым днем и, наконец, достигает критической точки: вооруженные мятежники штурмуют посольство США, прорываются внутрь и берут в заложники пятьдесят человек, требуя взамен на их жизни выдать пригретого за океаном мучителя. 

В основу "Арго" лег реальный исторический факт, долгие годы скрываемый правительством США. В 1979 году ЦРУ провело секретную спецоперацию: под видом съемок несуществующего фильма агент разведывательного управления, специализирующийся на эвакуациях ("абортах", как назовет их герой Бена Аффлека в фильме), вывез из Тегерана шестерых человек, сбежавших из посольства во время штурма и скрывшихся в доме канадского посла.

Официально операцию провели канадцы. Агента же на закрытой церемонии наградили медалью, которую тут же забрали. "Хочешь публичной славы, иди в цирк", - скажет персонаж Брайана Крэнстона агенту в лице Аффлека.

"Арго" - пример безукоризненного в профессиональном плане кино: стилизация под эпоху, соответствие сценария фактам, глубоко прописанные даже третьестепенные персонажи, органичный актерский ансамбль с точным попаданием в образы, монтаж, звук – словом, все на магистерском уровне.

Кстати, чтобы придать картине истинный дух 70-х, Аффлек придумал необычный ретро-ход (наподобие того, как рукопись вымачивают в чае, чтобы состарить). Во-первых, использовал для съемок пленку, а не цифру. Во-вторых, готовые кадры урезал вполовину, а после "растянул" до прежнего размера, что добавило картинке зернистости. В-третьих, скопировал и вставил пару сцен из фильмов 70-х  - "Вся президентская рать" и "Убийство китайского букмекера".

При этом Бен Аффлек не забывает, что снимает художественное игровое, а не документальное кино. Он не медлит, не медитирует. Пусть "Арго" увлекает не с первой секунды, а затягивает в себя постепенно, но спустя некоторое время оторваться от экрана уже невозможно. И хотя знаешь, чем все закончится, и не сомневаешься в успешности операции, все равно не можешь не нервничать: «Давайте-давайте, скорее!», «Водитель, заводи драндулет!», «Самолет, взлетай уже наконец!».

Изначально на роль специалиста по эвакуациям Аффлек планировал взять Брэда Питта, но в итоге сыграл сам. Что ж, Питту борода тоже очень идет, но заросший Бен с густой челкой в стиле 70-х – чертовски мил и трогателен.

Увлекшись рисунком обоев

Стивен Спилберг снял свой самый дотошный фильм. Он готовился к нему 12 лет, исследовал и собирал материалы. Сценарист Тони Кушнер (он же работал с режиссером над "Мюнхеном") писал текст целых 6 лет. Стоило ли оно того?

Много лет назад Дэниел Дэй-Льюис после встречи со Спилбергом, на которой тот рассказал о своих наработках относительно "Линкольна", написал режиссеру письмо-отказ, полное учтивости, такта, уважения и восхищения. Актер пояснил, что пока не чувствует в себе сил для такой роли.

Тогда образ Авраама Линкольна – до сих пор самого любимого президента американцев – согласился воплотить Лайам Нисон. Его, надо полагать, Спилберг выбрал за нос и за рост: и у Линкольна, и у Нисона – 1.93 м. Но в итоге звезда "Списка Шиндлера" тоже покинул проект, заявив, что ждать несколько лет не может, возраст не тот. Опечаленный режиссер повторно обратился к Дэй-Льюису (рост 1.87) – актеру, который сам, как известно, предпочитает готовиться к роли годами и способен вжиться в персонаж настолько глубоко, что для возвращения к себе потребуется не меньшее количество лет. Позже в одном из интервью Дэй-Льюис скажет:

- Никогда в жизни я не чувствовал столь сильной любви к человеку, которого никогда не встречал. Наверное, такое же впечатление Линкольн производил на всех людей, интересовавшихся его историей…

«Линкольн» - довольно узкий фрагмент биографии. Весь фильм посвящен принятию 13-й поправки об отмене рабства. В это же время идет гражданская война между севером и югом, но Спилберг ее не показывает. Перед зрителем – только президент и поправка, на заднем фоне – жена и дети.

Супругу Линкольна Молли, которой на момент описанных в картине событий было 46, сыграла 66-летняя Салли Филд. Из-за несоответствия возраста режиссер упорно не хотел назначать актрису, но Филд, ухватившись за возможность руками и ногами, уговорила непреклонного мэтра. Результат – номинация на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана.

Фильм – два с половиной часа рассуждений и томительных дум, с метафорами о болоте и компасе, мыслями о равенстве черных и белых сквозь призму аксиомы Эвклида о том, что две величины, порознь равные третьей, равны между собой, и тому подобным. Но при этом Линкольн хотя бы шутит: то о пасторе ("я бы писал свои проповеди короче, но когда начинаю, мне лень останавливаться"), то о портрете Джорджа Вашингтона в английском клозете ("ничто не заставит англичанина какать быстрее, чем портрет Вашингтона").

Политические интриги, подкуп голосов и даже сама Америка – все это прячется в фильме за двумя метрами роста Дэниела Дэй-Льюиса и его добрым седобородым лицом, внушающим одновременно и сочувствие, и уважение, и восхищение.

- Величайший закон XIX века был принят с помощью коррупции, которой способствовал честнейший человек Америки, - скажет после смерти Линкольна один из его соратников.

И все бы хорошо, но увлекшись документальностью, рисунком обоев в кабинете президента и тиканьем его карманных часов, режиссер забыл о зрителе, который давным-давно преклонился ко сну…

В списке лучших

Кто еще победил в номинациях, которые принято считать основными? Самым титулованным на фестивале стал фильм «Жизнь Пи». Его режиссер Энг Ли стал лучшим. Спилберг и здесь не № 1. У «Жизни» также премии за лучшие спецэффекты, лучшую операторскую работу. Лучшим оригинальным сценарием признан сценарий «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино. Лучшим анимационным фильмом стал «Храбрая сердцем». Лучшая мужская роль сыграна Дэниэлом Дэй-Льюисом («Линкольн»), у актера это третий «Оскар». Премия за лучшую женскую роль у Дженнифер Лоуренс («Мой парень - псих»).

Инфобокс

От автора лучшего фильма

Две цитаты Бена Аффлека из интервью, данного еще до церемонии вручения премии киноакадемии:

– Если загорится ваш дом, что спасете первым?

- Возможно, это будет мой «Оскар»... Я помню день в 1998 году, когда Мэтт Дэймон и я получили его за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг». Я не хотел расставаться с призом на протяжении многих дней. Я стал абсолютным параноиком: мне все время казалось, что кто-то набросится на меня, чтобы отобрать у меня «Оскара».

– Когда вы плакали последний раз?

– На премьерном показе фильма «Операция «Арго». Когда люди встали в финале, чтобы аплодировать стоя. Я очень эмоциональный... Для меня это был действительно важный момент.