«Мы живем на пороховой бочке»
Евгений ШИБАРШИН
В городах и райцентрах Костанайской области в последнее время построено более 200-х АЗС. Многие сооружены вблизи многоквартирных домов, что на стадии строительства вызвало у жильцов бурные протесты. Органы местной власти, ссылаясь на то, что расположение данных объектов планировалось без нарушения установленных для таких случаев норм, просьбы граждан не учитывали. Но так ли безопасно для людей подобное соседство?
И незаряженное ружье может выстрелить
Недавно в областном центре на территории ГКП «Костанай Су» произошла трагедия. Во время слива горючего с бензовоза в цистерну машина загорелась. Водитель от полученных ожогов скончался. Как сообщил заместитель начальника департамента противопожарной службы Костанайской области Алмас ОСПАНОВ, на днях независимая экспертная комиссия определила причину воспламенения. В кабине бензовоза, за приборной доской, нашли самодельную «скрутку» проводов, от плохого контакта в которой, очевидно, и возникла искра.
У этого случая, кроме того, что погиб человек, есть еще одна очень неприятная составляющая. Хорошо, что расчет огнеборцев приехал через 6 минут после вызова. Хорошо, что все рядом находящиеся гидранты были исправны. Хорошо, что локализованный вовремя пожар не закончился взрывом находящихся рядом больших емкостей с бензином. Но если, не дай бог, подобное и случилось бы, утешает и другое обстоятельство: до ближайших жилых домов больше 200 метров.
А теперь давайте представим, что подобное случилось бы у какой-нибудь АЗС, рядом с которой стоит пятиэтажка. Или того хуже - дом в 9-10 этажей, такой стоит в Костанае на ул. Карбышева и Воинов-Интернационалистов. Что? Разве там так же не сливают в подземные резервуары топливо из бензовозов? И разве в них невозможно что-то такое, чего не может предположить даже самый добросовестный профессионал?
Интересы бизнеса победили разум
В том-то и дело, что все большее внедрение техники в нашу жизнь делает ее (жизнь) не только комфортнее, но и рискованнее. Правда, идет вечный поиск золотой середины.
С одной стороны, тот факт, что в городах стало больше АЗС, в конечном счете, извел очереди на заправках, которыми славились не столь отдаленные времена. Но с другой стороны, почему эти сооружения начали строиться по принципу: в одном месте пусто, а в другом - густо? Например, автор этого материала живет в доме, возле которого выстроено сразу две АЗС. Ну, ладно, если бы они между собой конкурировали, так я хоть бы в цене или качестве бензина выигрывал. Так нет же: стоит бензин везде одинаково. Да и разбавлять его тоже, вроде, давно перестали.
Тогда в чем мой выигрыш, брат? В том, что у меня появилось больше острых ощущений от соседства с пожароопасными объектами? Долей экстрима могу поделиться с кем угодно. Особенно с людьми, которые дают разрешения на строительство АЗС.
Впрочем, почему бы их и не пожалеть. Представляете? Приходит к чиновнику предприниматель, показывает пальцем место на карте города и говорит: «Хочу тут автозаправку». И как столоначальник может отказать ему? Тот уже и землю выкупил, и положенные 25 метров от стены ближайшего дома до заправочной колонки отмерил. Дашь такому отрицательный ответ, он подумает, что у него взятку вымогают.
Оказывается, выход есть. Точнее был, пока стихийная застройка не приобрела массовый характер. Но вот беда - никто им не воспользовался. В чем же его суть?
- Несколько лет назад мы написали письма всем главным архитекторам городов и районов области, - рассказывает заместитель директора предприятия «Костанайгосэкспертиза» Александр МАКАРЕНКО. - В них предлагалось составить Схему перспективного размещения автозаправочных станций, рассмотреть ее в архитектурных советах, в акиматах и на сессиях маслихатов. Это был бы документ, который регламентировал строительство АЗС.
Однако «номер» не прошел. По какой причине? И. о. начальника ГУ «Городской отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная» Александр ТИМОШЕЧКИН посетовал, что составление названной схемы - дело хотя и не шибко сложное, но требующее определенных затрат. А они еще с 2000 года просили у городского акимата средства на разработку изменений плана генеральной застройки Костаная. Получили эти деньги лишь недавно. Теперь будет возможность реализовать идею об упорядочении строительства АЗС.
Интересно, а много ли еще заправок Костанаю нужно? По официальным нормам, «автозаправочные станции следует проектировать из расчета одна топливно-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей» (пункт 6.41, СНиП РК 3.01-01-2001). Сейчас в областном центре зарегистрировано всего 54 000 автомобилей. Если учесть, что каждая из 25 АЗС, которые сегодня функционируют в Костанае, имеет, как минимум, 3 заправочные колонки, то уже сейчас с количеством станций некоторый перебор. (К тому же это официальные данные, а по нашим подсчетам, их в областном центре более 30).
- Было время, когда интересы бизнеса опережали процесс формирования градостроительной политики, - так Тимошечкин объяснил причину бессистемности в строительстве АЗС, которая наблюдалась до последнего времени.
Если под таким горьким признанием видеть ту реальную роль, которую играли городские архитекторы в застройке Костаная, то с этим утверждением можно было бы и согласиться. Хотя тут напрашивается и другой вывод: в некоторых случаях интересы бизнеса, скорее всего, полностью согласовывались с личной заинтересованностью кого-то из чиновников, принимающих решения. И желание людей, живущих рядом с будущими АЗС, тогда вряд ли кого-то могли интересовать.
Граждане «против»
Дом 2а по улице Кубеева в областном центре. Он стоит у перекрестка при повороте с Каирбекова на онкологический диспансер и дальше к «корейскому» мосту через Тобол. Чуть ли не под окнами этого 5-этажного жилого здания несколько лет назад расположилась автозаправка ТОО «Бахыт». Буквально в считанных метрах от пересечения двух высоковольтных электролиний.
- Когда ее начали строить, мы ходили в городской акимат, чтобы запретили стройку, - рассказывает проживающая в этом доме уже более 30 лет Клавдия ФЕДОТОВА, - но к нам никто тогда не прислушался. Я видела список всех жильцов нашего дома с какими-то закорючками вместо подписей. Так мы, якобы, дали согласие на строительство. Хотя в действительности подписались единицы. Теперь живем, как на пороховой бочке.
А месяц назад там вообще произошло ЧП. Рядом с заправкой загорелся тополиный пух. По словам жильцов, вызванные пожарные машины с трудом проехали к месту возгорания.
- Мой балкон выходит прямо на АЗС, - присоединяется к разговору Нелля Дорофеева, - так у нас в квартире все время запах бензина. Особенно сильно воняет, когда приезжает бензовоз и сливает топливо.
Пункт 6.42 выше упомянутого СниПа гласит, что расстояние между стеной зданий учреждений образования, медицины и жилых домов и колонкой или резервуаром АЗС должно быть не менее 50 м в случаях обслуживания легкового и грузового транспорта и 25 м при обслуживании только легковых автомашин. Мы не делали точные замеры у дома по улице Кубеева, но по нашим прикидкам, там если и есть такое расстояние, то с большой натяжкой.
Есть еще одна норма, которая в данном случае явно не выдержана. Пункт 2.1 Норм технологического проектирования «Автозаправочные станции стационарного типа» гласит: «АЗС следует размещать на обособленном участке, преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления».
- В Костанае таким направлением принято считать северо-запад, - говорит Макаренко, - но его при проектировании АЗС часто не учитывают.
Закон что дышло...
Как же получается, что в Костанае возникают объекты, построенные с явным нарушением некоторых норм? Александр Макаренко говорит, что в подобных случаях по запросу на разрешение строительства они дают отрицательное заключение. Но, по его словам, заявители, немного переделав проект, не устранив при этом главных недостатков, опять идут к экспертам. Правда, теперь уже в частную фирму, имеющую лицензию на выдачу такого рода заключений. Там вопрос решается положительно. После чего в горархитектуре получают разрешение на строительство.
- Мы в таких случаях усматриваем явное нарушение существующего в Казахстане законодательства, - говорит Макаренко. - В 64-й статье Закона об архитектурной и градостроительной деятельности прямо говорится, что по объектам, имеющим пожарную опасность, должна быть государственная экспертиза. А у нас госпредприятие архитектурно-строительного контроля принимает и экспертизу частных фирм.
Отрицательное заключение в «Костанайгосэкспертизе» получил в свое время проект строительства АЗС на улице Гагарина, между плавательным бассейном и стадионом «Центральный». Там не были соблюдены соответствующие расстояния, на территории заправки были различные коммуникации и трансформаторная подстанция. Мы проехали на это место и увидели там благополучно функционирующую АЗС. А на ее территории - здание трансформаторной подстанции. Значит, разрешение было получено.
Архитектор Тимошечкин на информацию об этом факте заметил, что подстанции не считаются пожароопасными объектам, и он не знает ни одного случая их возгорания. А заместитель начальника департамента противопожарной службы Оспанов заявил, что на территории АЗС никаких сооружений, кроме операторской, быть не должно, и дал задание еще раз проверить эту заправку. Правда, и тот, и другой заверили нас, что никто не возьмет на себя ответственность подписывать документ, разрешающий строительство АЗС, если там будут какие-то нарушения.
Хочется верить, но ведь все прекрасно понимают, что если не дай бог что-то на АЗС случится, то эти пресловутые 25-50 м если и уберегут кого-то, то разве что чиновников. От привлечения их к ответственности за подписи на документах, разрешающих строительство заправки на этом месте. Обитателей прилегающих многоэтажек они навряд ли спасут.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера