Если нет адгезии
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng
Заменив металлические детали автомобиля на пластмассовые, конструкторы облегчили железных коней, уменьшив таким образом расход топлива и затраты на производство. Зато снизилась прочность. Теперь бампер, например, может лопнуть даже при наезде на плотный снежный бруствер. Поломка бывает настолько серьезной, что возникает необходимость замены. Но купленная новая деталь не имеет лакокрасочного покрытия, поэтому ее приходится красить. Вы подобрали краску нужного цвета и вдруг обнаруживаете, что она не держится. Что делать? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ.
- Я с такой проблемой недавно столкнулся на личном опыте. Но подобное возможно не со всеми пластмассовыми деталями. Этот материал бывает разный по составу. Есть мягкие, сохраняющие форму при механическом воздействии на них, они не ломаются при холодных температурах. Но они как раз хуже поддаются декоративной покраске. Например, по этой причине на «восьмерках» и «девятках» (марки «Жигулей» - «НГ») их не красили, оставляя черный цвет, который возникал в результате добавления красителя в пластмассу во время плавления автомобильной детали. О них сейчас говорить не будем.
Речь о пластмассе, которая по своему составу более хрупкая. Особенно это дает о себе знать в условиях низких температур. Тогда количество машин с «обкусанными» накладками, бамперами и порогами увеличивается. Однако краска на таких деталях держится. При определенных условиях.
Первый вариант - случилась поломка пластмассовой детали, и ее можно не менять, а отремонтировать. Тут нужно иметь в виду, что родные детали окрашены в заводских условиях, где пластмасса подвергается соответствующей обработке, после чего ее поверхность приобретает хорошую адгезию, то есть обеспечивается сцепление с декоративным покрытием. Если на ней образовалась только трещина, или отломанная часть не потеряна, то цельность детали можно восстановить. Место слома с внутренней части детали сплавляется специальным пистолетом или паяльником, дополнительно швы можно укрепить металлической сеткой или скобами. В случае, когда с внешней стороны детали трещина останется и все-таки будет видна, ее края нужно обработать мелкозернистой шкуркой, нанести шпатлевку, грунт и потом - краску родного цвета.
Другое дело, когда пластмассовая деталь повреждена настолько, что требуется замена. Вы можете купить оригинальную деталь, которая уже покрашена на заводе, и, если цвет не подходит вашему автомобилю, ее можно перекрасить, предварительно зашлифовав поверхность новой детали. Краска будет держаться. Однако оригинальные детали дорогие, их есть смысл устанавливать на относительно новую машину. Что касается изрядно подержанных авто, то экономичнее остановиться на более дешевом варианте - на детали вторичного производства. Но дело в том, что изготовители их не красят. По этой причине поверхность такой пластмассы имеет плохую адгезию, и все попытки нанести на нее декоративное покрытие кончаются неудачей.
Обычный грунт в данном случае проблему сцепления с краской не решает. Вначале с поверхности пластмассы нужно снять налет, который мешает держаться лакокрасочному покрытию. Есть специальный компонент - грунт Praimer. Его нужно нанести тонким слоем и затем, не дав просохнуть, покрасить. Есть и другой способ. Вначале провести мокрое шлифование очень мелкой шкуркой (зерном от Р 1500 до Р 3000), просушить, потом нанести двухкомпонентный грунт и после сушки красить.
Не забудьте перед покраской новую деталь примерить к месту установки. Крепление может не совпасть, и тогда какие-то места придется подрезать. Не закрашивать же их во второй раз?
Материалы номера