Волчья жизнь: казнить нельзя помиловать!

О сером хищнике и об охоте на него глазами охотников и охотоведов

Из всех животных, пожалуй, самое противоречивое отношение  человечество издавна демонстрирует в адрес волка. В Европе и Америке сейчас их оберегают как санитаров леса, у нас воспринимают как убийц и нещадно уничтожают.

Сказка ложь, да в ней намек!

Волк. Им и сегодня пугают младенцев, не желающих засыпать («Придет серенький волчок…»), но  тех же младенцев провоцируют сопереживать серому бедолаге в легендарном  «Ну, погоди!». 

В народном творчестве волк - это свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но при этом - сила, выносливость, храбрость, победа, осторожность, мудрость. В ранних скотоводческих сообществах, особенно в иудейском и христианском, его образ представлен в мифах, фольклоре и волшебных сказках как хищное творение природы. Огромный и ужасный, он был одновременно символом прожорливости и агрессивной сексуальности. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, символизировали страх перед  демонами,  насилием и садизмом, которым когда-то дали волю. Христианский сюжет про овец как прихожан Церкви сделал хищного волка символом дьявола и ереси. Китайская традиция связывает волка с прожорливостью и развратом. В скандинавском мифе символ хаоса - гигантский волк Фенрир, пожирающий Солнце и провоцирующий тем самым конец света.

Но в то же время, как это ни парадоксально, у других народов символическое значение волка совершенно иное. Он - священное животное Аполлона в Древней Греции и легендарного Одина  в скандинавской мифологии. Посвященный Марсу, он был в Древнем Риме предзнаменованием победы, если его замечали перед битвой. Волчица, выкормившая основателей Рима Ромула и Рема, стала символом горячей материнской заботы. Аналогичный сюжет   встречается и в индийском фольклоре. А многочисленные истории о волках-прародителях, начиная с легенды о Чингисхане?   Символом уверенности, деловитости, успешности стал волк в турецком менталитете. Так что совсем не случайно знаменитого османского реформатора и первого президента турецкой республики Кемаля Ататюрка называли Серым Волком. Он был тотемным животным и в Центральной Азии. В Мексике и у индейских племен Америки легендарный хищник стал символом танца, но при этом ему еще отводилась важная роль  сопровождающего души умерших в их загробной жизни.

В позапрошлом веке стараниями Киплинга волк не дал погибнуть Маугли, чем заслужил у человечества добрую порцию уважения, а в веке прошлом уже наш соотечественник Чингиз Айтматов  увековечил мудрость и материнские чувства волчицы Акбары, заставив прослезиться, думаю, даже тех, для кого охота на волков стала будничным делом.

А что творится сейчас в волчьей жизни среди живой природы?

Все та же неоднозначность...

Там, где их оберегают

Полтора века назад волчьих стай в мире было столько, что вопрос об управлении популяциями кровожадного хищника выглядел бы абсурдом. Наоборот, цель состояла в повсеместной и любыми средствами борьбе с кровожадным. И эту задачу успешно, хотя и не без трудностей, решали повсюду. Итог известен: волк был уничтожен на большей части его ареала в США, Мексике и Западной Европе. Еще немного и волков здесь постигла бы участь мамонтов. К концу 1960-х европейская ситуация для волков стала настолько катастрофической, что общая численность зверей аж на два отнюдь не лилипутских  государства  - Швецию и Норвегию - не превышала 6 особей. Спохватившись, популяцию люди стали восстанавливать, кое-где даже озаботились занести волка …в Красную книгу.

Во второй половине ХХ века проблески человеческого разума сыграли в пользу волка. Многочисленные углубленные исследования экологии серого клыкастика и его взаимоотношений с дикими копытными подтвердили научную несостоятельность действовавшей столетиями программы полного уничтожения хищника. Такое заключение было обоснованно в отношении всех хищных животных в условиях нетронутой природы и провозглашено в качестве одного из главных положений «Всемирной стратегии охраны природы» - A World Conservation Strategy. Second draft, JUCN, Morges, 1978.

Начинают получать поддержку специальные программы сохранения уменьшившихся популяций волка в Швеции, Италии, Португалии, Испании, отменяются премии за истребление, и хищник получает честный статус охотничьего животного. Ныне положение охотничьего вида волк имеет в большинстве провинций Канады и США. Возможность частичного отстрела размножившихся волков обсуждается в этих странах как событие государственной важности. А  когда месяц назад была застрелена волчица из американского Йеллоустонского национального парка, опрометчиво покинувшая свою святую обитель,  об этом сообщили многие информагенства мира, приравняв факт к актуальному общественно-значимому событию.

Активно взялась регулировать численность волка и матушка-Россия. Категорически запрещен отстрел его в сезоне 2012-2013 в Белгородской области по причине того, что в последние годы здесь было замечено всего лишь около десятка особей. В связи с чем специалисты не на шутку запаниковали: еще немного и освободившаяся экологическая ниша будет бесцеремонно занята  чернью - одичавшими собаками, кошками и волко-собачьими гибридами, браконьерствующими в белгородских охотугодьях.

За честное единоборство

В нашем Казахстане от людей волку досталось пока не так крепко, как сайгакам.  Но и у нас, увы, по сей день, то в одной, то в другой части страны объявляется массовый отстрел хищника. В некоторых областях премия за голову убитого волка составляет 8000 тенге. Что подвигло астанинского охотника и тюрколога Гани Абдуразакова возглавить целое движение во  имя спасения в природе тотемного символа тюрков. Уповая на миф, который гласит, что праматерью всех казахов была волчица, родившая основателю народа Ашину девять сыновей, волчий правозащитник уверяет: «Уничтожая волков, мы убавляем силу нашего народа». 

А между тем нынешней суровой зимой волки свирепствуют почти на всей территории Казахстана. Доставляют они хлопот и в нашей области, причем с самого что ни на есть первого снега. В ноябре оголодавшие хищники разбойничали в Аулиекольском, Мендыкаринском и Карабалыкском районах. 

Среди охотников Костаная волчатников - не более десятка. Все они - люди, не только одержимые азартом этой охоты, но и достаточно обеспеченные. Охота на волка большинству сейчас попросту не по карману: помимо надежного оружия, обмундирования, боеприпасов, нужна добротная проходимая автотехника - внедорожники, снегоходы, а иначе, адаптированного к людским охотничьим хитростям, современного волка попросту не взять. Он потрясающе ловко путает следы, уходит от погони по непроходимым балкам, слышит звук снегохода на большом расстоянии.

 Валерий Лысак - один из мини-взвода костанайских преданных волчатников. Признается: охота на волка для него - болезнь.  Уверяет, что волк - один из самых хитрых, осторожных, мудрых и коварных хищников. Выследить и добыть его неимоверно трудно, а потому охота на него всегда суперазартна. В прошлом году совместно с другим яростным волчатником  Виктором Капустиным ему удалось добыть 7 волков.  В этом зимнем сезоне пока одного.

Было это в районе Диевки еще до нашего большого снега, когда охотники напали на след сразу четырех хищников. Взять удалось только одного, остальные, заморочив охотникам голову, как позже выяснилось, хитро ушли от преследования прямо по …накатанной  дороге. В последние годы, замечает Валерий, в наших местах волков стало так много, что все чаще удается обнаружить целые стаи до десятка хищников. Они комфортно размножаются в наших лесах и там же хоронятся от опасности. Интересно то, что  сейчас популярным стал у нас и отлов волка. За 50000 тенге выловленного здравствующего хищника можно продать заинтересованным людям для натаски охотничьих собак.

В ближайшее время Лысак и Капустин собираются в Тургай: на его просторах в честном поединке есть где посостязаться и волкам, и охотникам.

Охот-инфо

  • В администрации президента и правительства Российской Федерации обсуждается возможность создания нового министерства, которое будет регулировать рыбную отрасль, лесное и охотничье хозяйства. Новое министерство планируется создать на основе Росрыболовства, которое, соответственно, будет выведено из подчинения минсельхоза.
  • Сотрудники МЧС спасли отару овец и коз на Алтае, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России. В 2 км от села Малый Яломан волки загнали на скалу отару, одну овцу они съели. Поскольку накануне в этом месте целый день шел снег, было очень скользко, овцы и козы сами спуститься не могли. Пять спасателей фиксировали животных спасательной петлей из веревки и с помощью карабинов на троллее отправляли овец и коз вниз. Операция заняла четыре часа.
  • Согласно Указу губернатора Курганской области, охота на косулю, зайца, боровую дичь запрещена с 31 декабря. Охота на лося (все половозрастные группы) закончилась 29 декабря. Из разрешенных видов охоты остается добыча волка, лисицы, енотовидной собаки, рыси, куницы, корсака, бобра, ондатры, норки, колонка, хоря, ласки. Она продлится до 28 февраля.
  • Минздрав предупреждает: охота в морозы опасна для здоровья. Во избежание переохлаждения и обморожения при аномально низких температурах воздуха министерство природных ресурсов и экологии Омской области в своем  обращении к охотникам, отраженном в местных СМИ, рекомендует  воздержаться от дальних поездок в область и напоминает, что главными факторами риска обморожения являются тесная и влажная одежда и обувь, алкогольное опьянение, слабость или переутомление. Особый упор делается на злоупотребление алкоголем, что на морозе чревато тем, что опьянение дает иллюзию тепла, и человек может не заметить признаков переохлаждения и обморожения.
  • Как известно, охота была непременным увлечением не только царско-королевской знати, но и лидеров нашей бывшей советской отчизны. О чем не без интереса теперь можно прочитать в очередной книге серии «Охота и политика», вышедшей недавно в издательстве «КремльФильм». В документальный труд, подготовленный Федеральной службой охраны и напечатанный крайне ограниченным тиражом, вошли истории участников и очевидцев исторических событий, архивные документы и фотографии из частных коллекций, не готовые пока «открыться» для широкой публики. Охотниками предстают в сборнике почти все советские вожди, начиная с Ленина.