И каленым железом, и реформой системы

Новая реформа госслужбы призвана повысить их ответственность за выполнение своих служебных обязанностей

Евгений ШИБАРШИН

Что даст очередная реформа государственной службы?

 21 декабря 2012 года президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон о поправках в некоторые законодательные акты по вопросам государственной службы, призванные повысить эффективность работы госаппарата. В истории суверенного Казахстана эта сфера однажды уже подвергалась радикальному реформированию. На этот раз также запланированы серьезные изменения механизмов формирования, функционирования и оценки кадрового состава чиновников. Дадут ли эти новшества тот результат, который ждут инициаторы очередной модернизации?

«Неудовлетворенных» слишком много

Для того, чтобы объективно оценить эффективность намеченных мер, нужно хорошо разобраться в причинах проблем, накопившихся в сфере государственного управления. Либерально мыслящие аналитики «корень зла» склонны видеть в типе политической системы, которая сформировалась в Казахстане. Дескать, именно отстраненность населения от прямого участия в формировании корпуса государственных управленцев, а также отсутствие реальной многопартийности, создает благоприятную атмосферу не только для процветания коррупции, но и способствует появлению на государственных должностях людей, профессионально не подготовленных.

Определенный резон в таких выводах есть. Однако опыт стран с развитыми демократиями говорит, что помимо наличия вышеперечисленных факторов нужны и другие меры, без которых говорить о повышении эффективности госслужбы нет никакого смысла. В этом можно убедиться хотя бы на анализе результатов работы общественной приемной Костанайского областного филиала партии «Нур Отан». Такие службы есть и при местных организациях других партий, но поскольку «Нур Отан» сегодня является партией власти, многие граждане после безуспешных хождений по различным государственным конторам за поддержкой идут именно туда.

По информации заведующего общественной приемной областного филиала партии «Нур Отан» Ильяса ЖУНУСКАНОВА, в 2012 году в 24 общественные приемные городов и районов Костанайской области поступило 2 652 обращения. В основном приходят пенсионеры, инвалиды, безработные, люди из малообеспеченных семей, т. е. те, кого сегодня официально относят к «социально защищаемым слоям населения». Отсюда и круг поднимаемых ими вопросов.

- В последнее время увеличилось количество обращений по жилищно-коммунальным проблемам, - сказал Жунусканов. - Очевидно, это связано с тем, что люди видят, как в различных точках города строят новое жилье, поэтому получить квартиру стало более реально. Люди обращаются по поводу проблем с постановкой их в очереди на получение жилья в акиматах, на несправедливое, по их оценке, выделение государственных квартир.

Есть обращения по поводу выделения мест в детсады, по вопросам здравоохранения, трудоустройства. Сельчане часто жалуются на работу правоохранительных органов.

В приведенной статистике много случаев, когда граждане не знают, куда обращаться для решения своей проблемы, и приходят за консультацией. Однако много примеров и другого плана.

Первый заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан» Римма БЕКТУРГАНОВА обратила внимание на то, что зачастую к ним приходят люди с толстой папкой ответов на их письма в различные государственные инстанции. Их проблему никто не решает. Хотя, например, из 445 обращений, которые из общественных приемных в прошлом году были направлены в госорганы, 131 была удовлетворена.

- Много случаев, когда проблемы у людей возникают по причине их правовой безграмотности, но немало и таких, когда человеку трудно помочь, потому что вышестоящие госорганы установили правила, далекие от реалий жизни, - заметила Бектурганова.

В качестве примера она привела обязательность регистрации проживания в том населенном пункте, где человек хочет встать в очередь на получение государственного жилья. Можно годы жить на снятой в аренду квартире, но, если ее хозяин не хочет тебя в ней официально регистрировать, принимать заявление на постановку в акиматовскую очередь не имеют права. Эту проблему не сняло даже недавно установленное официальное разрешение делать регистрацию по месту работы или учебы.

Есть еще один индикатор - дела, которые рассматривают региональные дисциплинарные советы Агентства РК по делам госслужбы. До последнего времени к ним в основном поступали материалы по правонарушениям, создающим условия для коррупции, и нарушениям Кодекса чести государственного служащего.

Заведующий секретариатом Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы в Костанайской области - заместитель начальника управления Юрий СОКОЛОВ сообщил «НГ», что среди причин, ведущих к нарушениям, основное место занимают незнание законодательства и халатное отношение некоторых госслужащих к выполнению своих служебных обязанностей. Но что интересно: стоило только с начала 2011 года ужесточить наказание - вместо выговоров и замечаний объявлять о неполном служебном соответствии или увольнять с госслужбы - как количество нарушений сразу же пошло на спад (см. рис.).

- Наши проверки показали, что в последнее время госслужащие стали работать более профессионально, - подвел итог Соколов.

Ужесточение наказания госслужащих привело к уменьшению количества нарушений

Убрать лазейки

Может, на ужесточении наказания и остановиться? Зачем тратить силы и средства на очередную широкомасштабную реформацию? Руководитель аппарата акима Костанайской области Арман АБЕНОВ считает, что новшества, которые вводятся в систему отбора кадров и оценку эффективности работы государственных служащих, должны повысить их ответственность за исполнение своих служебных обязанностей.

- Речь идет не только о повышении качества определенного набора государственных услуг, записанного в специальном реестре, но и о стиле работы госслужащих, призванных служить интересам общества, - подчеркнул Абенов. - От этого во многом зависит отношение рядовых граждан к власти. Если сегодня аким области каждый день начинает с чтения обращений, которые приходят от людей на его блог в Интернете, а потом лично на них отвечает, то многие вопросы решают быстрее. По этой причине заметно уменьшилось число повторных обращений, а вместе с этим и общее их количество.

По его оценке, такой подход акима стал в некотором роде ситом для пресечения попыток некоторых чиновников отделаться от жалоб граждан отписками.

Тут мы подходим к самому главному. Уповать лишь на личные качества акимов явно недостаточно. Их физические возможности не безграничны, да и акимы периодически меняются. Должна работать система.

Она в Казахстане с введением в действие в 2000 году закона «О государственной службе» вроде была создана. Причем коллеги по СНГ переход Казахстана от назначения к конкурсной основе приема на работу сотрудников исполнительских структур госорганов оценили как прогрессивный. Но прошло время, и бюрократия приспособилась к новым условиям. Конкурсную систему зачастую начали обходить. В результате конкурентность, как форму отбора профессиональных кадров, свели до минимума, что неминуемо отрицательно сказалось на качестве работы госорганов. Более того, к формальности свели отбор резервных кадров, из-за чего в органах госуправления нарушилась преемственность. В таких условиях рассчитывать на успешность реализации долгосрочных государственных программ не приходится. Реальное дело начинает подменяться показушностью. Ее сегодня часто можно наблюдать при запуске проектов по программе форсированного индустриально-инновационного развития.

Начальник управления Агентства РК по делам государственной службы - председатель Дисциплинарного совета в Костанайской области Аскар ШОМАНОВ в интервью «НГ» сказал, что недавно принятые поправки в законодательные акты, регулирующие работу государственных служащих, призваны решать эти накопившиеся проблемы.

Прежде всего, изменена система конкурсного отбора. Теперь каждый претендующий на работу в госорганы может в любое время (независимо от появления вакансий) обратиться в управление по делам госслужбы и при соблюдении им определенных условий пройти тестирование. В случае возникновения вакансии на выбранную им должность, получение соответствующего сертификата позволит участвовать в конкурсе на назначение. Если он конкурс не выиграл, но «приглянулся» комиссии, его поставят в резерв. Это 100-процентная гарантия, что в случае ухода человека с этой должности его назначат туда без конкурса. Причем это допускается только в рамках одного госоргана. Варианты перевода в другой орган теперь недопустимы. Даже если это будет повышение.

Аскар Шоманов считает, что такой подход не только сократит время для процедур по назначению, но и закроет лазейки для назначения лиц, которых лично желает руководитель. Это, в свою очередь, сделает положение госслужащего более стабильным, даст ему возможность для карьерного роста, а в целом сложится преемственность власти.

Аналогичная ситуация должна сложиться и для той категории служащих, которые принимают решения на низовом уровне госуправления (акимы сельских округов, районов и городов). До последнего времени они относились к политической категории, их назначали по представлению вышестоящего акима, по согласованию с маслихатом. Теперь их перевели в административную категорию, которую выделили в отдельную группу - «А». Их назначение будут проводить центральные и региональные коллегии по кадровой политике. Причем кандидатов на должность будут брать только из резерва корпуса «А» и назначать на определенный срок. Поселковых акимов предполагается избирать на сессиях районных маслихатов.

- Поскольку это дело новое, в механизмах реализации пока не все ясно, - заявил Шоманов. - До конца первого полугодия будет разработано более 20 подзаконных актов, которые должны все конкретизировать.

Есть еще одно немаловажное новшество. Управления по делам госслужбы теперь будут оценивать работу госорганов по качеству услуг, которые они оказывают. Нарушения могут стать предметом рассмотрения в Дисциплинарном совете.

Как сработает новая система? Кто-то из чиновников опять найдет лазейки? Возможно. Профилактикой может послужить общественный контроль за их работой. Тут у нас всегда были проблемы. При комиссии партконтроля областного филиала «Нур Отан» создан общественный совет, который взял на себя эту миссию. Но возникает вопрос: будут ли акиматы прислушиваться к оценке своей работы такого рода общественными организациями? Сегодня есть депутатский корпус, СМИ, которые пытаются своими формами работы контролировать работу госорганов, но, судя по всему, эффект пока от этого желает лучшего.

Как организовать общественный контроль за качеством государственных услуг?

Аскар ШОМАНОВ, начальник управления Агентства РК по делам госслужбы - председатель Дисциплинарного совета в Костанайской области:

- Выбор способа должен определять такой фактор, как возможность влиять на органы государственного управления. Если результаты мониторинга не дают улучшения качества госуслуг, то какой смысл его проводить. Должный эффект может дать деловое сотрудничество управления Агентства РК по делам госслужбы, которое функционально обязано заниматься этим вопросом с неправительственными организациями, которые способны профессионально работать в этой сфере. Финансирование такого мониторинга можно было бы провести в рамках социального заказа.

Юрий КАЛЮЖНЫЙ, исполнительный директор общественного фонда «Помощь»:

- Одна из главных проблем - общественные объединения не имеют опыта такого мониторинга. А эта работа требует профессионализма. Наш фонд два года назад получил социальный госзаказ из местного бюджета на выполнение проекта по развитию общественного мониторинга госпрограмм и качества госуслуг. Методику пришлось вырабатывать самим. Как и готовить специалистов. Еще одна трудность - общественники в таких случаях должны иметь определенный социальный статус, который бы изменил к ним отношение в госструктурах. Вообще, наших чиновников нужно приучить к мысли, что контроль за исполнением госпрограмм должен проводиться с участием гражданского общества.

Петр СУХИНИН, исполнительный директор АСПредКО:

- Нужно создавать диалоговые площадки, где в обсуждении проблем качества государственных услуг участвуют не только представители общественности, но и тех госорганов, которые могут принимать решения. Тогда есть надежда, что можно добиться каких-то изменений. Такие примеры есть. Как и обратные. Мы уже несколько лет говорим о слишком большом количестве видов предпринимательской деятельности, которые требуют лицензирования, но вопрос остается открытым. Причина в том, что он решается на правительственном уровне, а там на наши письма не реагируют.

Рахмади НАЗМЫШЕВ,  председатель совета по мониторингу доступности госуслуг при областном филиале партии «Нур Отан»:

- Сейчас существует много различных общественных комиссий, которые призваны заниматься контролем, но в них задействованы люди, так или иначе связанные с госструктурами. Нужно внедрять институт независимых общественных наблюдателельных комиссий. Они должны иметь и соответствующее правовое обеспечение. Его сегодня нет, поэтому даже нужную информацию получить в госорганах достаточно сложно.

Вадим СОБОЛЕВ, исполнительный директор Ассоциации медиаторов Костанайской области:

- В этом деле должна быть система. Государственный орган проводит конкурс среди НПО, организация, получившая госзаказ, проводит мониторинг и делает соответствующий анализ, заказчик на основе этих рекомендаций делает корректировку своей работы. Должны быть четкие показатели, по которым проводится мониторинг. Но мне кажется, что большего эффекта в повышении качества услуг можно добиться не столько контролем, сколько передачей некоторых из них в неправительственный сектор.