Из «крылатого металла»
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng
Нужно ли защищать алюминий от коррозии?
У многих автолюбителей существует устойчивое мнение, что детали автомобиля, изготовленные из алюминия, не требуют антикоррозийной обработки. Оказывается, они заблуждаются. Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Такое мнение, очевидно, сложилось потому, что из алюминиевых сплавов делают самолеты. О том, что детали его конструкции, как в автомобиле, подвергают антикоррозийной обработке, автолюбители не слышали. Да и много ли деталей в машине из «крылатого металла», чтобы вести об этом речь?
Действительно, в сегодняшнем парке автомобилей не так много образцов, имеющих алюминиевые детали. Они устанавливаются в основном в системе кондиционирования. Но мировая тенденция в автомобилестроении такова, что применение алюминия расширяется. Он уже используется в шасси, из него делают крылья, двери, а концерн Audi выпустил автомобиль А8 с алюминиевым кузовом.
Между прочим, специалисты утверждают, что этот металл впервые появился как раз в автомобилях, а потом начал применяться в авиации. Впоследствии в автомобилях больше стали ценить прочность, поэтому перешли на сталь, которая к тому же была дешевле. Сейчас масса автомобиля становится все более важным фактором, поэтому вспомнили об алюминии.
Нас еще в школе учили, что алюминий не ржавеет. Действительно, как таковой, ржавчины, которую мы привыкли видеть на стали, на алюминиевых деталях не видно. Но это не значит, что поверхность данного металла не подвергается коррозии. Это может происходить на межкристаллитном уровне, когда алюминиевая деталь не меняет внешний вид, но существенно снижается прочность металла, из которого она изготовлена.
Другой причиной может стать агрессивная среда из грязи и химически активных противогололедных реагентов, перепады температуры в зимнее время, вибрация - все это разрушает естественную пленку, защищающую алюминий.
Есть еще один момент. Особенно подвержены разрушению места контакта алюминия со сталью. В этих точках возникает так называемая гальваническая пара, и попадание туда влаги ускоряет электрохимический процесс разрушения, прежде всего, алюминия. Конструкторы стремятся свести до минимума количество таких контактов, но если их избежать невозможно, то обязательно предусматривают блокировку от попадания туда влаги. И делают это с помощью обработки специальными материалами.
Самыми известными средствами защиты алюминиевых сплавов от коррозии стали препараты шведского производства. Их начали применять в авиации, а затем - для защиты радиаторов автомобилей «Мерседес». После чего стали выпускать препарат, специально изготовленный для обработки автомобильных деталей. Его можно применять и для меди, и для латуни, и для нержавеющей стали.
Наносить его несложно. Поверхность металла нужно очистить от грязи, затем обезжирить, после чего можно наносить распылителем или кистью. Препарат прозрачен и имеет хорошую теплопроводность - что очень важно в системе кондиционирования.
Нужно иметь в виду, что он легко смывается теплой водой под давлением. Поэтому, если вы будете мыть автомобиль в этих местах, не забудьте обновить там антикоррозийное покрытие.
Еще одни момент. В старых иномарках, где алюминиевые детали только в системе кондиционирования, подступиться к ним непросто. Тем более, что лучше это делать на снятой детали. Поэтому, если уж вы решили их обработать, то лучше это делать во время какого-нибудь ремонта. Или, например, если будет необходимость менять эту деталь, не забудьте перед установкой нанести на нее антикоррозийное покрытие.
Материалы номера