Укрывать кошмой не надо
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng
Нужно ли зимой утеплять двигатель?
С наступлением холодного периода года всегда возникает вопрос: как лучше сохранить тепло двигателя? Кто-то накрывает мотор кошмой, другие используют старенькое одеяло. Нужно ли вообще это делать? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Сразу же хочу сказать: кошмой утеплять не советую. Она, хотя и негорючая, но попадает под ремень вентилятора. А вообще, в каждом случае нужно подходить индивидуально. Чтобы выбор делался осознанно, хочу напомнить несколько теоретических моментов.
В современных автомобилях КПД двигателя внутреннего сгорания - около 30%. Остальная мощность рассевается выхлопными газами, охлаждающей жидкостью, конвекцией и тепловым излучением. Причем конструкция предусматривает отдачу такого количества тепловой энергии, которое, с одной стороны, не позволяет двигателю перегреться, а с другой - обеспечивает поддержание температуры, создающей оптимальные условия для полного сгорания топливной смеси. Выход за пределы этого теплового режима отрицательно сказывается на энергетической мощности мотора, в результате чего для ее поддержания приходится тратить больше топлива.
Как зимние условия влияют на температурный режим двигателя? В современных автомобилях эту проблему в основном решает термостат. При более низких температурах наружного воздуха он реже включает клапан, перепускающий охлаждающую жидкость из первого круга ее оборота во второй - через радиатор. Таким образом, температура двигателя во время его работы поддерживается в нужных величинах и дополнительного утепления не требуется. Тем более, что конструкцией многих автомобилей уже предусмотрена установка съемного теплового экрана на капоте, бывают утеплители и в моторном отсеке, на нижних щитках. Если вы их по какой-то причине убрали, то зимой нужно поставить на место.
Может ли утепление мотора сократить время его прогрева после запуска в холодном состоянии? Исследования показали, что до прогрева от -20 до +50 градусов это никакого эффекта не дает. В диапазоне от +50 до +70 утепление дает еле заметный результат, и лишь только после этого скорость прогрева заметно увеличивается. Если иметь в виду, что двигатель считается прогретым при температуре +50, то видим, что утепление при прогреве холодного двигателя особой роли не играет.
Но что касается запуска двигателя после кратковременной стоянки, то утепление помогает удержать тепло в двигателе, тем самым время для прогрева мотора сокращается. Вот и весь эффект.
В связи с этой темой хочу высказать и несколько других советов. Некоторые водители, сменившие «жигули» на современные марки, по старинке пытаются в зимнее время переделать забор воздуха не снаружи, а из моторного отсека. Делается это для поддержания нужного теплового режима. Это ошибка. Теплый воздух имеет меньшую плотность, а значит, и меньше насыщен кислородом. Такой подход лишь увеличит расход топлива. Переключение на подачу теплового воздуха в зимнее время предусматривался в карбюраторных двигателях. В инжекторных все регулирует электронный блок управления. В них иногда даже наоборот - воздух охлаждают.
Еще один момент. Если температурный режим двигателя во многом зависит от термостата, то имейте в виду, что наступит время, когда он перестает исполнять свои функции. И тут возможен как перегрев двигателя (особенно в условиях эксплуатации автомобиля с повышенной нагрузкой), так и работа его в более низких температурных параметрах, что приводит к перерасходу топлива (наиболее экономичный режим - 80-115 градусов).
Если вы купили старенькую иномарку, замена термостата не будет лишней.
Материалы номера