Как и сколько денег закатывают в области под асфальт
Ольга ЛИХОГРАЙ
В этом году должно быть отремонтировано 10 костанайских дорог районного, областного и республиканского значений. Освоить более 4,5 млрд. бюджетных тенге дорожники должны до сентября-октября 2007 года. Между тем, уже наблюдается отставание по срокам и освоению финансов, а отремонтированные участки из-за дефектов не принимает госкомиссия. Какой и сколько работы остается на последние 2 месяца, корреспонденты «НГ» выясняли, сутки мотаясь по области.
О дорогах на три буквы
Едем по трассе районного значения Озерное-Шишенское-Воскресеновка, на 17,3 километрах которой запланирован средний ремонт. Начиная от Озерного, на дороге свежие латки и куски снятого старого асфальта. Считаем. Седьмой километр - заплатка примерно 2 на 3 метра, восьмой - 5 прямоугольников выдолбленного асфальта, двенадцатый километр - еще вынуто 3 куска. Пятнадцатый километр - асфальт у обочины продавлен.
Машины объезжают участок по полевой дороге, поднимая огромные клубы пыли. На двадцатом километре работают дорожники, каток выглаживает горячий асфальт. Его здесь снимают на 5 см, а кладут 7.
- Для среднего ремонта положено не более 5, но асфальт дает усадку, поэтому кладем больше, - объясняет заместитель по производству ТОО «АБЗ+» Даулет ОМАРОВ. - А вообще, у этой трассы очень дряхлое основание. Видели продавленный асфальт? Мы его в прошлом году укладывали на такое же основание. Капитальный ремонт нужен, трассы-то не ремонтировали с советских времен. Но денег не хватает.
От Шишенского до Воскресеновки идет просто грейдер. На этот год ремонт здесь даже не запланирован, и когда будет - неизвестно.
По нашему плану, выбираемся на введенскую трассу и в сторону самой Введенки едем по щебенке. Наконец впереди замаячил участок, где по правой стороне дороги - свежее покрытие, по левой - старое. Рядом дорожная техника и две огромные кучи асфальта.
- Трассу практически закончили, - уверяет бригадир ТОО «Ван» Гарик МАЛХАСЯН, - осталось доделать немного.
Уже внедрившись в тему, удивляемся, что на двух дорогах, где предусмотрен средний ремонт, он настолько разный. На озерненской меняется асфальт. Здесь делается шероховато-поверхностная обработка, ШПО. Спасая лобовые стекла машин от летящих из-под колес камешков, водители обычно используют слово из других трех букв.
Ремонтная арифметика
- ШПО - это когда старый асфальт покрывается щебнем, смешанным с битумом, - объяснила начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайского района Любовь МАЛЬЦЕВА, отдел которой является заказчиком ремонта на трассе Костанай-Введенка. - Действительно, и ямки залатать, и ШПО сделать - все это разные технологии среднего ремонта.
При этом Мальцева не скрывает, что положить 1 кв. м ШПО стоит процентов на 20 меньше, чем такой же квадрат асфальта. Но уверяет, что в проекте и смете четко прописано, где именно какая технология должна применяться. По ее словам, существует специальное постановление правительства, в котором просчитана стоимость одного километра среднего ремонта по областям. Для Костанайской она не должна превышать 3 млн. 411 тыс. тенге.
Кстати, на 17,3 км озерненской трассы областной бюджет выделил 52 млн. тенге. Если километраж умножить на 3 млн. 411 тыс. тенге, то по нормам нужно как минимум 59 млн. тенге. За счет чего дорожники умудрятся сэкономить 7 миллионов? Впрочем, пока они успели освоить почти втрое меньше. По словам Мальцевой, лишь 18 млн. тенге. А срок сдачи - 1 сентября.
В то же время на практически такой же отрезок среднего ремонта на трассе Костанай-Введенка заложили почти на 10 млн. больше. Хотя по наблюдениям корреспондентов «НГ», делается она по более дешевой технологии, с использованием ШПО и т. д.
Сначала суд, потом - ремонт
Еще одна болевая точка - трасса Федоровка-Ленино-Вишневое. В том, что «болевая», и во всех точках, мы убеждались добрых два часа. В 22.30 выехали из поселка Ленино. До поселка Федоровский трасса, «убитая насмерть». Чтобы уберечь машину, ехали со скоростью 20 км/час. От Федоровского до райцентра мы ускорились до 60 км. Через два часа тряски увидели, как дорожная машина, предназначенная для «выгрызания» старого асфальта, заканчивает свою работу. На 31-ом километре от Федоровки реконструкция идет полным ходом. В 23.37 здесь еще работал грейдер, расширяя трассу. Реконструкцию 8 км стоимостью 469 млн. 255 тыс. тенге республиканского трансферта проводит российское ЗАО «Дорстройсервис».
Республиканские деньги участвуют и в ремонте 64 км трассы Костанай-Карабутак на сумму более 2 млрд. тенге.
- Эту трассу мы делим на два участка, - пояснил «НГ» заместитель начальника ГУ «Костанайское областное управление Комитета развития транспортной инфраструктуры» Беимбет АРИСТАНБАЕВ. - Первый - 46 км как раз от границы с Актюбинской областью. Капитальный ремонт там нужно закончить к 20 октября, выделено 2 млрд. 80 млн. 149 тысяч тенге.
Аристанбаев признался, что из них на 25 июня освоено лишь 225 млн. 783 тыс. тенге. Огромное отставание связано с тем, что работы из-за погодных условий начали только в конце мая. Плюс нехватка техники. Сейчас верхний слой асфальта положен лишь на 10 км.
Проблемы есть и со вторым отрезком. Срок его сдачи - 30 июня 2007 года - подрядчики уже сорвали. Рабочая комиссия дорогу не приняла.
- Этот отрезок надо было сдать еще в прошлом году, - рассказал являющийся председателем комиссии Аристанбаев. - Но ТОО «Костанай жолдары» в 2006-м сдало дорогу без разметки. Мы подали в суд, чтобы они вернули 30% выделенных средств за некачественную сдачу объекта. Но суд решил, что ТОО должно доделать этот участок в 2007-м. Вот они и доделывают. 9 с лишним миллионов выделены лишь на разметку трассы.
Итак, фирме, сработавшей некачественно, доверили заниматься дорогой республиканского значения, по которой сейчас идет недоосвоение средств в два раза.
О мерах забыли?
Кстати, подрядчики сейчас должны из кожи вон лезть, чтобы успеть освоить хотя бы республиканский трансферт. Ведь по итогам этого года в республике будут смотреть, сколько денег давать на следующий. И при таком пофигистском отношении к освоению средств нам могут урезать финансирование. Именно по этому поводу еще 18 июня на аппаратном совещании аким области и требовал от подрядчиков принятия мер. С тех пор прошло три недели, результатов пока не видно.
Еще один интересный момент. Из областного бюджета на средний ремонт 4 участков трасс выделено на этот год 753 млн. тенге. При этом на восстановление изношенного слоя по дороге Докучаевка-Раздольное-Оралколь - 68 млн. 908 тыс. тенге. На трассу Костанай-Введенка - 62 млн. 609 тысяч тенге, Озерное-Шишенское-Воскресеновка - 52 млн. тенге, Аркалык-Ашутасты - 57 млн. тенге. Но если все сложить, получится лишь 240 млн. 517 тыс. тенге.
- Остальные деньги пойдут на текущий ремонт и содержание, - пояснил «НГ» заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Андрей ГОРВАТ.
Если учесть, что сдача большинства дорог запланирована на сентябрь-октябрь, то содержать их до конца года надо будет каких-то 2-3 месяца. И это при том, что трассы будут аккурат после ремонта. Все настолько уверены в невысоком качестве работ, что на последующее содержание обновленных трасс закладывают денег в два раза больше, чем на сам ремонт? Или есть намерения существенный остаток ремонтных денег использовать по-другому?
Виды ремонтаКапитальный ремонт - переделка всех слоев дорожной одежды без изменения длины и ширины дороги. Реконструкция - переделка дорожной одежды с возможным расширением или удлинением дороги. Средний ремонт - восстановление либо наращивание верхнего слоя дорожной одежды. Ямочный ремонт - локальное заделывание ям на дорогах.
Дороги, ремонт которых нужно закончить в 2007 году
Название трассы и протяженность участка, подлежащего ремонту |
Бюджет и вид ремонта |
Количество средств |
Освоение средств по факту выполненных работ с учетом 30% аванса (на 25.06.2007 г.) |
Федоровка-Ленино-Вишневое (8 км) |
Республиканский трансферт на реконструкцию |
469 млн. 255 тыс. тенге |
208 млн. 470 тыс. тенге |
Озерное-Шишенское-Воскресеновка (17,3 км) |
Средства областного бюджета на средний ремонт |
52 млн. тенге |
32 млн. 620 тыс. тенге |
Аркалык-Ашутасты (14 км) |
Облбюджет на средний ремонт |
57 млн. тенге |
34 млн. 981 тыс. тенге |
Койбагор-Карасу-Севастопольский (7 км) |
Республиканский трансферт на реконструкцию |
437 млн. тенге |
188 млн. 918 тыс. тенге |
Карасу-Большая Чураковка (18 км) |
Республиканский трансферт на реконструкцию |
34 млн. тенге |
14 млн. 801 тыс. тенге |
Узунколь-Сарыколь (5,8 километров) |
Республиканский трансферт на реконструкцию |
357 млн. 506 тыс. тенге |
190 млн. 927 тыс. тенге |
Аркалык-Торгай (8 км) |
Республиканский трансферт на капитальный ремонт |
500 млн. тенге |
226 млн. 600 тыс. тенге |
Докучаевка-Раздольное-Оралколь (20 км) |
Облбюджет на средний ремонт |
68 млн. 908 тыс. тенге |
48 млн. 745 тыс. тенге |
Костанай-Введенка (17,4 км) |
Облбюджет на средний ремонт |
62 млн. 609 тыс. тенге |
50 млн. 373 тыс. тенге |
Костанай-Карабутак (участок в 46 км) |
Республиканский трансферт на капитальный ремонт |
2 млрд. 80 млн. 149 тыс. тенге |
225 млн. 783 тыс. тенге |
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера