«Торжественно клянусь!»

Евгений ШИБАРШИН

С такими словами входить в свою профессию предлагает педагогам министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев. По примеру врачей, судей и государственных служащих. Правда, пока не ясно, чему же учителя поклянутся: чиновничьей «верности народу и президенту» или гиппократовскому принципу «не навреди!». Но в том, что это поможет улучшить качество обучения и воспитания подрастающего поколения Казахстана, глава ведомства уже уверен.  

В условиях буйства рыночных отношений, культивирующих экономическую выгоду, обращение к совести как мотиву добросовестного выполнения профессионального долга, возможно, было бы полезно для общества. Однако тут не обойтись без очень важного условия. Государство, навязывающее им такой порядок, само должно быть гуманным. Если судить по Конституции, то оно у нас таковым и является. А как в реальности?

За негативными примерами далеко ходить не надо. Их хватает, в том числе, и в вышеупомянутом ведомстве. Чего только стоит проводимая сейчас «оптимизация» системы вузов. После закрытия филиалов некоторых высших учебных заведений 30 000 студентов могут оказаться выброшенными «на улицу». Потеряно время, деньги и, конечно же, вера в свое государство. То самое, в Конституции которого провозглашено, что высшими ценностями в Республике Казахстан являются «человек, его жизнь, права и свободы». Вполне возможно, что в этих учебных заведениях не было условий для получения полноценного высшего образования, но ведь их же когда-то кто-то открывал. Почему именно тогда чиновники Министерства образования не думали о возможных негативных последствиях? Или они в то время еще не произносили клятву «на верность»?  Хотя тут больше подходит обещание «не навредить».

Впрочем, врачам в Шымкенте, давно уже знакомым с этим принципом, и это не помешало заразить смертоносным вирусом  более 100 детей. И все потому, что проповедь государством «святых» рыночных ценностей во всех сферах нашей жизни привела к тому, что денежные знаки приобрели куда большее значение, чем сама человеческая жизнь. В таких условиях даже те люди, которые стали врачами и учителями по зову сердца, не могут долго выдерживать разрушительного для их профессии давления «золотого тельца». Одни, внутренне взбунтовавшись, уходят в другую сферу, другие, приспосабливаясь к правилам, навязанным государством,  «тянут лямку», не проявляя никакого энтузиазма к собственному профессиональному совершенствованию. В итоге мы имеем печальную картину общего упадка качества обучения в школах и вузах, а также в оказании медицинских услуг.

Особенно удивительно, что идею с клятвой министр высказал на форуме учителей-новаторов. Там, где собрались люди, которые вопреки всем условиям проявляют в своей профессии творчество и прекрасно понимают, что его не способно инициировать ни одно заклинание. Такое может предлагать человек, который или ничего не понимает в профессии педагога, или имеет склонность к внешне привлекательным, но авантюрным по сути проектам. Складывается впечатление, что из головы именно таких чиновников фонтанируют многочисленные прожекты, пагубные последствия которых потом сказываются на судьбах тысяч ни в чем не повинных граждан.

«Государство, навязывающее гуманность, само должно быть гуманным»