Почему в Костанае незаконная парковка большим грехом не считается, и как с этим бороться

В выходные возле торгово-развлекательного центра MART наблюдается такая картина

Николай СОЛОВЬЕВ

Сейчас в Костанае насчитывается 58 000 автомобилей. Плюс машины гостей областного центра. И тех, и других становится больше с каждым днем.

В итоге уже давно самые оживленные улицы не отвечают потребностям автомобилистов, они безбожно перегружены. При этом и сам город активно уплотняется за счет нового жилья, возводимых офисов и магазинов. Итог очевиден всем: машины вытесняют людей уже и с пешеходных зон.

Градостроительный совет, состоявшийся 17 сентября, тоже озабочен вопросом парковочных мест. Специалисты предлагают несколько решений проблемы. Правда, все они касаются в основном новостроя. По ныне существующим нормам при проектировании нового дома застройщик обязан предусмотреть парковку из расчета одно место на одну квартиру. Например, строительное подразделение фирмы «Ирина и К», возводящее жилой дом на улице Пушкина, вынуждено было сократить количество квартир с 24 до 17, чтобы для каждой квартиры можно было оборудовать парковочное во дворе. В принципе, парковку можно сооружать и в цокольном этаже, но это гораздо дороже (на градостроительном совете озвучивались цифры от $4000 до $15 000), и такой вариант наши подрядчики рассматривают крайне неохотно.

Впрочем, правило «каждой квартире - свою парковку» действует только при коммерческой застройке. Чиновники сразу заявили, что строительство по госпрограмме «не потянет» парковки, потому что это значительно удорожает жилье, а выйти из гослимита в 90 000 тенге за кв. м нельзя.

Между тем действительность тяжела и неказиста. Вот только несколько примеров.

Торговый центр MART, суббота, 16 часов. На парковке между ЦУМом и центром забиты все места, машины уже и бросают посреди дороги, что значительно осложняет выезд тем, кто припарковался раньше. Маленькие верткие микролитражки и внедорожники имеют преимущество. «Матиз» может втиснуться в проем, куда другая машина не войдет. У владельцев джипов своя фишка - они едут по бордюрам и встают прямо на тротуаре. В том месте и так-то пешеходам приходиться лавировать между припаркованными авто, а здесь еще и на тротуаре - «Лексус».

«Гольф» со значком «У» перекрыл путь для тех, кто захочет выехать с парковки

Подземный паркинг нового торгово-развлекательного центра находится на ремонте почти все лето, и откроется только в конце сентября. Под его парковку приспособлена еще и площадь за зданием банка «Центркредит», но и она в субботу была сплошь заставлена машинами.

Жилая зона города. Пятница, 21 сентября, 18 часов. Во дворе по Чкалова, 9 автомобили паркуются на детской площадке. Других парковочных мест во дворе практически нет.

Та же ситуация и на Чкалова, 7. Но здесь кому-то это явно надоело, и люди просто вбили железные трубы и вкопали баллоны, отгородив часть двора от машин.

Маяковского, 108/1 - здесь детская площадка давно и надежно укатана автомобилями, трава там не растет уже несколько лет. Рядом с качелями спокойно стоят два автомобиля, а детей нет.

Смежный с этим двором двор по Чкалова, 10. Здесь с парковками получше, но их все равно не хватает - автомобили начинают осваивать новые газоны. Во вторник утром на один из них двумя колесами вскарабкалась новая «Лада Приора», но чувствовала она себя, видимо, не очень спокойно, от проезжающих рядом машин постоянно включался вой сигнализации. Каково же было жильцам?

Вот старый двор Маяковского, 103-105. Прямо к подъезду припарковались три автомобиля, да и весь двор вдоль проезжей части заставлен автомобилями. При этом во дворе строятся еще два новых дома. Где и как будут ставить машины их жильцы - страшно представить.

И это спальные районы! В центре и в старых жилых микрорайонах ситуация еще хуже.

Начальник областного управления архитектуры и градостроительства Сара УМАРОВА считает, что нужно выделять территорию в городе под паркинги, заинтересовать предпринимателей, которые создали бы на этом бизнес. В общем, власть снова перекладывает проблемы со своих плеч на широкую спину бизнеса, который по определению должен выдержать. При этом город беззастенчиво разворачивает стройки нового жилья во дворах, где по старым-то СНиПам одно парковочное место рассчитано на 22 квартиры. Теперь там появятся еще пяти-, а кое-где и девятиэтажные дома. Что будет в этих дворах, когда жилье введут в эксплуатацию? Привести действительность в соответствие с существующими нормами - задача не из легких, но не похоже, чтобы кто-то пытался сделать это всерьез.

Второй путь наведения порядка - штрафы за неправильную стоянку. Методичные и безжалостные. Пожалуй, это лучший способ стимулировать готовность властей решать проблему, которая, по их мнению, не решаема.

В Казахстане около года действует интернет-ресурс oselparking.kz, в котором любой пользователь может разместить фотографию автомобиля, припаркованного неправильно или в неположенном месте. «Я паркуюсь, как осел» - это оттуда. Хорошее средство борьбы с незаконными парковками.

В этом году 229 протоколов за неправильную парковку в Костанае собрали в бюджет более 5 млн тенге. Могло бы быть в разы больше, ведь первый штраф - 5 МРП (9180 тнг), а повторный - уже 15 МРП (24 270 тнг). Тогда и дисциплина водителей повысится, и на новые парковки деньги появятся!