На будущее бизнесу готовят зоны
Галина КАТКОВА
Концепции сразу двух таких Костанайская область отправила в правительство
Речь идет о создании в Костанае двух площадок с особо благоприятным климатом для создания частных предприятий. Подразумевается, что они будут заниматься производством. Потому что именно это - приоритет госпрограммы Форсированного индустриально-инновационного развития, а задача местной исполнительной власти стимулировать в контексте ФИИР инвестиционную активность бизнеса. Наши готовятся стимулировать ее на 460 га.
СЭЗ - в новых условиях
На областных совещаниях информация о создании в Костанае индустриальной и свободной экономической зон звучит с начала года. И постепенно идея обретает плоть.
- Имеются разработанные проекты концепций обеих зон, которые нами были рассмотрены. Даны замечания по доработке в части анализа налоговых и таможенных льгот, тщательного изучения аналогичных зон на территории РК, корректировки отраслевых направлений, - докладывал в июле заместитель акима области Мурат ДАРИБАЕВ.
Сейчас, сообщили «НГ», концепции находятся в правительстве и даже совершают там некое движение. Из министерства индустрии и новых технологий - в министерство финансов, ближе к деньгам, которые область рассчитывает получить из республиканского бюджета на разработку ТЭО, технико-экономического обоснования.
- Но даже если с деньгами из республики не получится, мы на следующий год воспользуемся средствами, которые идут по программе «Дорожная карта бизнеса» на строительство инфраструктуры. Потому что именно создание инфраструктуры является приоритетом в концепции индустриальной зоны, - пояснил «НГ» начальник управления предпринимательства и промышленности Мейрам УТЕШОВ, - то есть саму идею мы в любом случае не забросим.
Он же ответил на вопрос, который особо интересует предпринимателей: а возможно ли вообще в условиях Таможенного союза, членом которого является Казахстан, создание свободных экономических зон? Ведь СЭЗ предполагает определенные таможенные и налоговые преференции, например, беспошлинный ввоз оборудования, комплектующих. У всех на памяти не такая уж давняя ситуация с костанайскими машиностроителями. Когда для того, чтобы у нас заработало сборочное производство, требовалось узаконить режим свободного склада, аналогов которого ни в России, ни в Беларуси нет. Дело дошло до принятия специального правительственного постановления. И было ясно, что речь шла об исключении. Какая же при ТС у нас может быть свободная экономическая зона?
- Комиссией Таможенного союза принято решение, которое действует с 1 января 2012 года и делает возможным организацию СЭЗ. Правда, таможенных преференций в них быть не должно, только налоговые - в соответствии с местным налоговым законодательством, - проинформировал Утешов.
Снизить стартовые затраты
Если СЭЗ предусматривает на начальном этапе налоговые льготы - освобождение на несколько лет от части налогов, например, то индустриальная зона этого не предполагает. Главный ее плюс в том, что там создаются условия, сокращающие предпринимателям этап до начала на новом предприятии производства и снижающие затраты на это.
- На территории индустриальной зоны должны быть проведены все коммуникации, к тому же ориентированные на специфику предприятий, - газ, электричество, вода, тепло, - рассказал директор ТОО «ПРЭКО Консалтинг» Талгат РАХМЕТОВ, чье ТОО является разработчиком концепций обеих зон. - Вплоть до возможного строительства производственных помещений. В концепцию заложено также наличие сервисной структуры - централизованной охраны, например. То есть мы рассчитываем, что там будет своя управляющая компания.
По словам Рахметова, концепцией предусмотрено, что в индустриальной зоне расположатся предприятия по производству разнообразных строительных и отделочных материалов, а также те, которые будут перерабатывать сельскохозяйственное сырье, производить продукты питания.
Территория, отведенная под эту зону, которая расположится за дизельным заводом, - 360 га. Под СЭЗ - 100 га в окрестностях завода «Казхимволокна». Землю пока оформляет на себя управление предпринимательства.
Кроме инфраструктуры, что еще, по мысли разработчиков, должно привлечь предпринимателей?
- Для них отпадает масса разрешительных моментов, согласований, которые всегда изрядно затягивают начало работы, - сказал Рахметов, - можно сэкономить и время, и деньги. Место расположения, на мой взгляд, выбрано удачно с точки зрения логистики. В окрестностях дизельного завода, например, есть и автотрасса, и железная дорога.
Интересно, что директор «ПРЭКО Консалтинг» недавно вернулся из командировки, был в Бельгии и Голландии, где посещал предприятия, работающие в двух индустриальных зонах. Мы в Костанае считаем, что 460 гектаров - это немало, а на севере Европы индустриальные зоны занимают площади в 1500 га и 2000 га. Там сосредоточены предприятия, занятые переработкой нефти. Перерабатывающая цепочка, по словам Рахметова, весьма разнообразная. Производят многое - от гранул для изготовления пластиковых изделий до составляющих лекарственных препаратов. Основной транспорт - водный, баржи таскают грузы. Когда-то в 70-х годах, рассказывали Рахметову, население было занято добычей угля, но запасы истощались, развилась атомная энергетика, и промышленность диверсифицировали в том числе и с помощью этих зон, дали людям работу.
Собственно, сегодня те же потребности и у нас. А размещаться в городе не с торгово-закупочным бизнесом или общепитом, а с реальным производством, уже решительно негде.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера