Предприниматели страны, объединяйтесь! А зачем?
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz
В Казахстане снова обсуждают старый вопрос о создании общественного «министерства бизнеса»
Нынешним летом возобновилась полемика о том, быть или не быть в Казахстане единой организации предпринимателей. Оно, по задумке инициаторов, должно выражать и защищать интересы малого, среднего, крупного бизнеса разом. Должно обладать правом законодательной инициативы и быть первой и единственной инстанцией в деловом партнерстве бизнеса с властью. Подумайте, вы за такое «министерство бизнеса»?
Власти - за простоту
Эта полемика тянется уже лет пять. С инициативой всегда выступает НЭП «Союз Атамекен». Летом в Астане состоялась рабочая встреча по обсуждению старой идеи на новом витке. Говорят, якобы сам президент страны заинтересован в том, чтобы наконец решили что-то определенное и уже начали работать, а не пререкаться. Оно понятно. И президенту, и премьер-министру, и парламенту куда проще иметь дело с кем-то одним, «понимающим и надежным», чем выслушивать и анализировать мнения десятков предпринимательских сообществ.
На сей раз в обсуждении залежалого вопроса очно и заочно участвовали примерно 15 бизнес-объединений, в числе которых Форум предпринимателей Казахстана, НЭП «Союз Атамекен», Алматинская Ассоциация предпринимателей. Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области, как и Центр малого бизнеса ЗКО, Конфедерация предпринимателей, Молочный Союз РК и Палата аудиторов, прислал на совещание свое мнение письменно. Обобщением полемики и мнений по данному вопросу в Парламенте РК, насколько нам известно, занимается депутат Е. Никитинская.
Единого мнения нет, хотя многие склоняются к тому, что объединиться каким-то образом надо бы, но... Субъекты предпринимательства РК проявляют совершенно разные подходы к этому вопросу. Есть те, кто говорит прямо: «А зачем нам вообще это надо»? Зачем предпринимателям, таким разным по роду деятельности, наличию капитала, конкурентных возможностей, создавать себе управленческую надстройку и содержать ее. Только потому, что властям так проще с бизнесом работать?
Мы не тянем обе руки
Молочный Союз РК, например, считает, что в навязываемом объединении нарушается конституционный принцип добровольности объединения кого бы то ни было в союзы и ассоциации. Но в тоже время «молочники» считают, что, объединившись и уплачивая взносы, все так или иначе, пусть только деньгами, будут вынуждены участвовать в совершенствовании взаимоотношений власти и бизнеса. А то подавляющее большинство бизнесменов абсолютно пассивны и лишь пользуются достижениями инициативных групп. Ассоциация национальных экспедиторов РК считает, что, создав единый орган, предпринимательство будет реально участвовать в законотворчестве. Некоторые инициаторы уже договорились до того, что, настаивая на обязательном членстве в едином бизнес-объединении, вообще требуют ликвидации частного предприятия, юридического лица, если оно не состоит в нем или состоит, но не платит взносы. При этом взносы предлагается приравнять к налоговым отчислениям. Со всеми вытекающими последствиями для налогоплательщика.
Позиция исполнительного органа ОЮЛ «АСПреДКО» коренным образом отличается от позиции тех, кто двумя руками «за» или высказывает половинчатые суждения. Мы считаем, что за 20 лет система взаимоотношений бизнеса и власти сформировалась, она, бесспорно, требует совершенствования, но и речи быть не может о некоем едином органе бизнеса.
Наше мнение основывается на Конституции и действующих законах РК, которые нет никакого резона менять в угоду искусственно лоббируемой идее.
Тем более, что глобальная организация, пронизывающая бизнес сверху донизу, это, безусловно, центральный аппарат и аппаратчики на местах. То есть прямая дорога к расцвету бюрократии в недрах частного предпринимательства. Что совершенно недопустимо. Причем в данном случае не предприниматели будут руководить аппаратом, т. е. теми, кто его якобы призван защищать, а аппарат начнет руководить предпринимателями.
Сразу же возникнут колоссальные затраты на содержание этого аппарата, и уже известно, что речь идет примерно о 3 млрд тенге в год. Этот жирный кусок будет «распиливаться» по собственному усмотрению кучкой новоявленных бизнес-чиновников.
Зачем огород городить?
Теперь вчитаемся в действующее законодательство. Статья 3 Конституции РК предполагает, что единственным источником власти в РК является народ, который делегирует данные права на выборной основе госорганам. Никто не может присваивать власть. Власть бывает законодательная, исполнительная и судебная. К какой примкнет этот предполагаемый предпринимательский орган? Если ни к какой, то у нас есть профсоюзы. Их задача в том числе и отстаивание интересов работников и самого предприятия частного бизнеса, на котором они работают в целом. Тогда зачем еще огород городить?
Статьей 5 Конституции РК у нас признается политическое и идеологическое многообразие. Тогда о какой обязанности и обязательном едином членстве, т. е. единообразии может идти речь?
Статья 14 Конституции РК гласит, что никто не может быть подвергнут дискриминации ни по какой причине или обстоятельству, а поэтому не может быть и речи о том, что частное предприятие не может существовать и работать, если оно не член чего-то, какого-то объединения.
Статья 24 часть 2 Закона РК «О частном предпринимательстве» прямо указывает, что частные предприниматели могут объединяться и содержать эти объединения исключительно на основе добровольных членских взносов. Ни о какой обязаловке здесь не может быть и речи по закону.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера