«Идейная пустота, наполняющая мир…»
rg.ru
Знаменитый ученый Сергей Капица - о науке, культуре и «ничтожности Интернета»
В августе на 85-м году жизни скончался крупнейший ученый и просветитель Сергей Петрович Капица. Автор телепрограммы «Очевидное - невероятное», он обладал уникальным талантом доступно и интересно рассказывать о сложнейшем мире науки. Капица был одним из самых интеллектуальных людей планеты. Ему уместно было задавать вопросы о судьбах человечества.
Через 50 лет поймем
- Сергей Петрович, начнем с ситуации в российской науке. В начале 90-х годов она была практически полностью «обесточена», огромное число талантливых, перспективных специалистов уехало на Запад. Как вы оцениваете последствия кошмара 90-х?
- Мы столкнулись с очень серьезным кризисом науки. И в нем полностью виновато общество. Оно не хочет понимать истинного значения науки, понимать, что она - единственная надежда на развитие страны в будущем, что без нее мы просто превращаемся в нефтегазовый аппендицит при человечестве... В конце концов, те же самые нефть и газ всецело обязаны развитию наук о земле… Без таких громадных ученых, как Вернадский, Губкин, не было бы у нас всего этого нефтяного богатства.
- Но сейчас вроде бы происходят какие-то робкие шаги к стабилизации…
- Стабилизации недостаточно, здесь требуется мощнейший вклад в науку в целом! Давайте сравним это с судьбой науки в Германии. После поражения в войне ее наука существенно пострадала. Только в течение последующих 50 лет сумела более или менее восстановить свои позиции в мировом контексте. Поэтому сейчас, если мы будем вкладывать 2-3%, не меньше, нашего национального дохода в науку, то, может быть, через 50 лет поймем, насколько это было необходимо. Вот такими категориями следовало бы нам мыслить.
Время сжимается
- Давайте коснемся любимой вашей темы - демографии. Что заставило вас совершить этот внезапный, казалось бы, прыжок - от физики к демографии?
- Не так уж демография и далека от физики. Я участвовал в дискуссиях об опасности ядерной войны, о противоракетном оружии и знал, какое непонимание здесь возникает.
В свое время я окончил авиационный институт и занимался нагревом тел в быстродвижущемся потоке, аэродинамическим нагревом - одной из важнейших тем в аэродинамике больших скоростей. И я сделал ряд существенных наблюдений в этой области. Но меня уволили с этой работы, и мне надо было все начинать сначала.
Я занялся магнитными свойствами горных пород, геофизикой. Вообще, из-за того, что меня так бросало в разные стороны, я стал довольно широко образованным человеком. Истинное образование ты получаешь, когда занимаешься многими разными областями, они взаимно обогащают друг друга.
Вот за заслуги в области аэродинамического нагрева я и был избран в Международную академию астронавтики. Чтобы представить себя, я сделал там доклад и сообщил, что занимаюсь теперь более глобальными проблемами.
О, говорят, расскажите про глобальные! Я и раньше о них думал, но тогда, готовясь к докладу, понял, что единственно серьезная проблема - не ресурсы, а динамика роста населения. Как говорится, нет человека - нет проблемы…
- Не могли бы вы для нас, неофитов, просто и компактно изложить суть вашей теории?
- Демография - вспомогательная часть науки об обществе. Нам необходимо знать население страны, его распределение по возрастным, социальным стратам, как оно меняется, как перемещается. Но я-то занимался демографией всего мира и постарался отнестись к человечеству как к единой системе, единому организму.
А демографы такой подход начисто отрицали. Это считалось великой ересью. Первый шаг в этом направлении, между прочим, сделала история. В ХХ веке многие крупнейшие историки поняли, что существует история всего человечества как некоего целого. И это вам не «районная» история Москвы, Парижа, Берлина.
Я попытался их подход приложить к демографии. Оказалось, если проследить, как растет человечество, то увидим, что оно развивается по гиперболической кривой. После медленного роста в прошлом наступает взрывной. И кривая роста уходит в бесконечность.
Но именно в нашу эпоху до предела сжалось историческое время. Известно, что Древний мир длился 3000 лет, средние века - уже 1000, Новое время - 300 лет, Новейшая история - чуть более 100. Скажем, если история Египта и Китая исчислялась династиями и продолжалась тысячелетия, Римская империя только распадалась тысячу лет, то современные империи исчезали за десятки лет, а советская и того быстрей. Дальше время истории сжиматься уже просто не может, так как есть предел - жизнь человека.
Сегодня история творится на наших глазах, люди не успевают к ней адаптироваться, а уже наступает новая. При таких темпах развитие и общества, и экономики теряют внутреннее равновесие. Особенно страдают идеология, мораль, нравственные устои, поскольку их легко разрушить. Ведь они формируются и закрепляются в течение очень длительного времени, а при нынешних темпах его просто нет. Мы живем в самом пекле истории, когда «все смешалось в доме Облонских».
Человечество - без программного обеспечения
- Европейская цивилизация стареет. Это, очевидно, отразится и на нас самих, и на наших отношениях с окружающим миром. Каковы, с вашей точки зрения, последствия такого старения?
- Европейская цивилизация стареет, в первую очередь, творчески… Очаги активности перемещаются совсем в иные точки. Посмотрите, как быстро развивается та же Южная Америка. К примеру, ее литература производит куда большее впечатление, чем вся современная европейская, вместе взятая.
Или взять ту же Испанию, которая когда-то была по-настоящему великой державой. А сейчас это просто хорошая курортная страна, кормящая себя за счет приезжих. Когда-то и Англия была империей, где «солнце не заходило». Или тот же Советский Союз…
Я не считаю, что распад СССР был результатом чьих-то злых козней. Это результат исторического процесса, а вовсе не слабость выживших из ума членов Политбюро или заговор. Но в свое время СССР был действительно мощной державой, одним из цивилизационных очагов человечества.
Человечество всегда должно питаться какими-то идеями. Но сейчас какие идеи может предложить ему Россия? Нет таких идей.
В свое время те же идеи социализма оказывали колоссальное влияние на судьбы мира. Но они уходят. И сейчас идейная пустота, наполняющая мир, как раз и является одной из сложнейших общекультурных проблем.
Чем-то это напоминает мир компьютера. К примеру, ничего не стоит сделать ваш компьютер в сто раз мощнее. Но вот программирование для него создать никто не сможет.
Уже сейчас компьютеры находятся на пределах системы программирования. Так что, считайте, нынче мы просто лишены программного обеспечения человечества.
- А с чем, по-вашему, связан этот идейный кризис? В каких областях он наиболее заметен?
- Он заметен и в социальной жизни, и в культуре, и в науке. Правда, естественные науки находятся в несколько лучшем положении.
А вот гуманитарные явно не справляются с кризисом. Они или просто переходят на взаимную ругань, или обращаются к тем идеям, которые лет сто назад еще помогали человечеству выжить, а сегодня только мешают. Думаю, кризис идей мог быть спровоцирован тем, что гуманитарные науки в своей основе пытались подражать физике, и в первую очередь астрономии.
В свое время казалось, что все в этом мире движется в согласии с механикой и описывается высшей математикой, о чем говорил еще Ньютон. Но жизнь как сказка - чем дальше, тем интереснее. И сейчас мы видим, что эта система взглядов содержательно изменилась. Да и сама идея, что можно ухватить за хвост Жар-птицу, ускользнула.
- То есть мы переживаем период какого-то временного разочарования?
- Разочарование - это эмоциональная реакция европейцев. Китайцы, напротив, говорят, что кризис - это возможность нового движения.
Содержание ничтожное
- Вас все знают как выдающегося просветителя. Вы были одним из инициаторов канала «Мир знаний». Но, увы, ни знания, ни культура у нас по-прежнему не в почете. Почему? И в каком состоянии в принципе находится сейчас наше ТВ?
- Наше ТВ я бы назвал преступной организацией, потому что такого разложения, которое оно практикует в обществе, я не видел на экранах никогда и нигде.
- Чем мы сегодня отличаемся от западного ТВ?
- Безответственностью. Слово «ответственность» полностью исключилось из нашего социального лексикона.
Сейчас ситуация немножечко повернулась в другую сторону. Канал «Россия» и канал «Культура», начавший свой цикл «Академия», пытаются этим заниматься. Но, к сожалению, мы находимся в глубокой яме! Мы успели вырастить уже целое поколение, которое видит в медиа, в ТВ единственную альтернативу культуре.
- Естественно, очень много вопросов об Интернете, его развитии, влиянии на развитие цивилизации как таковой.
- Интернет демонстрирует колоссальный разрыв между технологией и содержанием. Технологии высочайшие, а вот содержание совершенно им не соответствует. Найти в этой куче навоза жемчужное зерно практически невозможно. Интернет - это трибуна, с которой можно вещать что угодно. И, тем не менее, содержание там ничтожно. То есть сказать можно, но нечего. Скорее, Интернет является сколком сознания общества. Поэтому он больше должен быть интересен для психиатров и социологов.
- Но сейчас Интернет живет активной, наступательной жизнью, отчасти даже агрессивной. Возможна ли какая-то реакция общества на эту агрессию?
- Реакция уже есть. Отторжение, усталость, раздражение. Интернет - это как шум. Он только раздражает. Уровнем претензий, тотальностью. Тратя время на Интернет, ты рискуешь потерять то, что действительно интересно.
Материалы номера